Античные учения о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:06, доклад

Описание работы

Актуальность этой темы состоит в следующем. Мыслители античного периода разрабатывали различные проекты идеального государственного устройства. А так как основной функцией государства является обеспечение наиболее приемлемого существования людей, то мы должны глубоко изучать античные учения о государстве, чтобы найти новые пути для обеспечения наиболее приемлемого существования людей.

Работа содержит 1 файл

Доклад на тему Античные учения о государстве.docx

— 41.34 Кб (Скачать)

 

 

Российский государственный  социальный университет

Факультет юриспруденции и ювенальной юстиции (магистратура)

Кафедра теории и истории государства  и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему: Античные учения о государстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: студент группы …..

 

Преподаватель: ….

 

 

 

 

 

Москва

 

2013

 

Содержание:

Введение       стр. 3

Глава 1. Античные учения о государстве  стр. 3-4

Глава 2. Учение Платона о государстве  стр. 4-5

          Глава 3. Учение Аристотеля о государстве  стр. 5-10

Заключение      стр. 10-11

Литература       стр. 11-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе мы рассматриваем  античные учения о государстве.

Актуальность этой темы состоит в следующем. Мыслители античного периода разрабатывали различные проекты идеального государственного устройства. А так как основной функцией государства является обеспечение наиболее приемлемого существования людей, то мы должны глубоко изучать античные учения о государстве, чтобы найти новые пути для обеспечения наиболее приемлемого существования людей.

Объектом данной работы являются представления о государстве  в античном периоде.

Предмет составляют такие труды, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» и «Метофизика» Аристотеля.

Цель работы заключается  в исследовании учений о государстве в античном периоде.

При изучении данной темы были использованы следующие методы: метафизика, исторический анализ.

Доклад имеет следующее содержание: введение, учения о государстве в античном периоде, заключение.

 

Глава 1. Античные учения о государстве

 

Видными мыслителями античного периода являются Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон и Аристотель.

Пифагор был одним из величайших философов, учение которого, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Он ввел правила равенства, воздаяния равным за равными. Пифагор есть законодатель всего человеческого рода. Пифагор попытался создать “аристократию духа” в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”.

  Гераклит аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Он враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой аристократии. Гераклит говорил: законы есть отражение космического порядка. Справедливость это следование божественному логосу, которое должно найти свое отражение в позитивном законе.

Сократ - великий античный мудрец - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Сократ в свою очередь говорил: право – это связь со справедливостью. Все ,что справедливо, то законно, а что законно, то справедливо. Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса.

Труды Платона и Аристотеля мы изучим глубже в нижеследующих главах.

 

Глава 2. Учение Платона о государстве

 

Одним из наиболее видных мыслителей Древности является Платон. Великий философ жил в Древней Греции.

Платон был основоположником школы  идеализма, поэтому его представления  о таких весьма земных материях как государственное устройство так возвышены и честно говоря, так далеки от реального мира.

Вопросам государственного устройства Платон посвящает следующие произведения: "Государство" ("Политея") и "Законы" ("Номой"), Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Платон не стремится к познанию реального общественного процесса и не занимается исследованием проблем упорядочения общества. Он строит теорию идеального государства, которое в большей или меньшей степени являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители - философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души, о которых уже упоминалось раньше. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют  также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель-справедливость- не относится к отдельным сословиям, но является "надсословной", некоей "державной" добродетелью.

С позиции своего идеального государства  Платон классифицирует существующие государственные  формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным  формам он относит тимократию,которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В социальных теориях и  воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые  корни идеализма Платона.

Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания  души. Ее основой является осознание  врожденных добродетелей, характерных  для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет  к справедливости. Кроме этого  Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.

Социальной функции и  общественному призванию идеального государства соответствует и  предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика - телесное воспитание. Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности "диалектику".

 

Глава 3. Учение Аристотеля о государстве

 

Платон и Аристотель стали авторами многих трудов, но если работы Платона сохранились в достаточно большом объеме (36 наименований), то в случае с Аристотелем такого полного собрания не сохранилось. Многие сочинения сохранились лишь во фрагментах. «Метафизика», состоящая из четырнадцати книг дошла до нас и остается главным его произведением. (Первое название этого произведения – «Первая философия»). Несмотря на все взгляды Аристотеля, в основе его философии лежит учение Платона, поскольку «придерживался того же взгляда на природу знания, которое имеет свое начало в разуме, в понятиях, а не в ощущении».

Государство, по Аристотелю, — «творение  природы», продукт естественного  развития. В основе его лежат потребности  людей. Аристотелю принадлежит знаменитое определение человека как «животного политического» или общественного, ибо полис — это общество. Смысл этого определения в том, что человек не может жить один, он нуждается в контактах с себе подобными, в объединении с ними. Изолированный человек, рассуждает Аристотель, должен обладать качествами бога, чтобы оставаться человеком. Поскольку этими качествами человек не обладает, он становится зверем.

Есть три ступени объединения, которые люди создают в своем  естественном стремлении к общению. Первая — семья, состоящая из мужчины, женщины и детей. Затем деревня  или селение и, наконец, полис. По мере расширения круга объединения, его усложнения, восхождения по ступеням общественной жизни возрастает количество благ, получаемых человеком от общения, а также безопасность. Все большее  значение приобретает разделение труда. Оно-то и дает выигрыш.

Полис — высшая форма объединения, он достаточно велик, чтобы удовлетворить  все потребности человека, и в  то же время достаточно мал для  хорошей организации, основанной на личном общении и не превращающей человека в часть гигантской структуры, в которой его роль практически  сведена к нулю. Цель полиса —  благо граждан. О полисе надо судить по их благосостоянию.

Государство — высшая форма общения, обнимающая собою все остальные  общения. В политическом общении  все другие формы общения достигают  своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития.

Аристотель отмечает, что «варвары»  — люди с неразвитой человеческой природой и они не доросли до политической формы жизни. «Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные».

Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а  не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы  и равенства, принципиально отличаясь  этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.

Государство, замечает Аристотель, —  понятие сложное. По своей форме  оно представляет известного рода организацию  и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных  элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как  формы зависит от того, кого же считать  гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, полагает Аристотель, —  это тот, кто может участвовать  в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Защита частной собственности  не мешала Аристотелю осуждать корыстолюбие и чрезмерное обогащение. Он выделяет две формы накопления богатства. Первая — своим трудом, через  производство, создание материальных ценностей — увеличивает общее богатство и выгодна полису. При второй форме — посредством торговли, спекуляции, ростовщичества — ничего нового не создается. Это перекачка готовых ценностей, эгоистическое обогащение. Идеал Аристотеля в том, чтобы собственность была частной, а плоды ее использовались для общего блага. Этот идеал был воспринят христианством, исламом, но история доказала, что люди чрезвычайно редко ему следуют.

Происхождение государства Аристотель изображает как естественный процесс, критикуя учение софистов (например, Ликофрона) о государстве как результате добровольного соглашения людей. Естественный путь образования государства обусловлен природой человека как существа политического (полисного, общежительного). Человек  по природе своей стремится к  общению с себе подобными, и это  приводит к возникновению сначала  семьи, а затем союза семей - селения, а из нескольких селений образуется государство как наивысшая форма  человеческого общения. Именно в  государстве реализуется природа  человека. Вне государства только боги и звери. Семья и селение - привычные общения людей на пути к образованию государства. Семейные отношения - это отношения между  мужем и женой, родителями и детьми, а также господином и рабом. Они  носят естественный характер, т.е. соответствуют  естественному праву, имеющему повсюду  одинаковое значение. К таким институтам Аристотель относит и собственность.

По своему генезису государство  включает в свой состав первичные  негражданские союзы - семью и  селение. Исторически эти элементы, в том числе и сам человек, предшествуют ему. Однако природой государства  как целого, полагает Аристотель, определяется природа его частей. Поэтому по своей идее, цели (не исторически, не в генезисе) государство предшествует всем другим формам человеческого общения, существует раньше самого индивида. Так  живой организм, сформировавшись, доминирует над своими частями, отдельными органами. Главное же состоит, по Аристотелю, в том, что в государстве реализуется  цель благой жизни и ею охватываются любые частные цели.

Информация о работе Античные учения о государстве