Античные учения о государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:06, доклад

Описание работы

Актуальность этой темы состоит в следующем. Мыслители античного периода разрабатывали различные проекты идеального государственного устройства. А так как основной функцией государства является обеспечение наиболее приемлемого существования людей, то мы должны глубоко изучать античные учения о государстве, чтобы найти новые пути для обеспечения наиболее приемлемого существования людей.

Работа содержит 1 файл

Доклад на тему Античные учения о государстве.docx

— 41.34 Кб (Скачать)

Полис — это общение свободных  и в известном смысле равных людей, обладающих разумом и способных  самоопределяться, управлять своими действиями. Власть в полисе распространяется на свободных и равных граждан. В  этом ее отличие от власти хозяина  над рабом, главы семьи над  чадами и домочадцами, а также  от власти варварских монархов, чьи  огромные державы не доросли, по мнению Аристотеля, до политического уровня.

«Государственным благом, — пишет  он, — является справедливость, то есть то, что служит общей пользе. По общему представлению справедливость есть некое равенство». Но принцип равенства  отнюдь не абсолютизируется: равенство  справедливо для равных, а неравенство  — для неравных, «безусловно справедливым может быть только равенство по достоинству».

Исходя из этого Аристотель выделяет два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Первая основана на равенстве (арифметическом — если речь идет о делении поддающихся счету предметов), вторая предполагает неравенство и оправдывает его. Здесь Аристотель солидарен с Платоном. Тот говорил о справедливом неравенстве. Аристотель предпочитает формулу «неравная» (т. е. распределяющая) справедливость.

Если несколько человек вкладывают деньги в общее дело, то прибыль  следует поделить между ними в  соответствии с долей капитала каждого  члена товарищества. Это справедливо.

Тот же принцип, по мнению Аристотеля, должен применяться и при организации  полиса. Цель полиса — общее благо. Чтобы обеспечить справедливое распределение  власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учесть вклад каждого в  общее благо. Он определяется не только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие  в вооруженных силах и управлении, образование, интеллект, опыт и богатство.

Политическая организация представляется Аристотелю сферой не уравнивающей, а  распределяющей справедливости.

Важным показателем справедливости Аристотель считает отсутствие крайностей между бедностью и богатством, золотую середину. Его этический  принцип — ничего чрезмерного. В  полисе он стремится достигнуть равновесия между бедными и богатыми, простыми людьми и аристократами, философами и людьми заурядных умственных способностей. Его называют идеологом здравого смысла среднего класса.

Людей среднего достатка, не бедных, но и не слишком богатых, Аристотель считал лучшими в полисе, его надежной опорой, ибо они способны понять общее благо, не склоняясь к крайностям.

Особое значение Аристотель придает  формам государства. В философском  аспекте форма вещи раскрывает, по Аристотелю, ее идею, сущность, жизненный  принцип, источник развития. Применительно  к государству это его внутреннее устройство, организация, структура, обозначаемые Аристотелем термином "полития". Полития - форма государства вообще, безотносительно к той или  иной конкретной его форме. Вместе с  тем следует иметь в виду, что  этим общим родовым для всех государственных  форм термином Аристотель обозначает и наилучшую из выделяемых им правильных форм государства.

Следуя прочно установившейся традиции, Аристотель делит государства по числу участвующих в управлении на три группы — где властвует  один человек, немногие или большинство. Но к этому «арифметическому»  принципу он прибавляет критерий качественный и этический. В зависимости оттого, думают ли правители об общем благе  или только о своих интересах, он подразделяет формы правления  на правильные и неправильные, или извращенные. И в этом он не совсем оригинален. Подобная классификация встречалась у Платона, а до него у Геродота. Некоторые нюансы Аристотель вносит в определение шести форм государства, получаемых благодаря сочетанию двух названных критериев.

Правильная власть одного человека именуется монархией, неправильная — тиранией. Правильная власть немногих — аристократией, неправильная —  олигархией. Правильная власть большинства  называется политией, а неправильная — демократией. В этой последней  паре и заключаются главные новшества, вводимые Аристотелем.

Рассмотрим вкратце эти шесть  форм.

При определении монархии Аристотель руководствуется не формальным признаком (как именуется верховный правитель), а реальным сосредоточением в  его руках всей власти. Неограниченная власть одного лица, пожизненная стратегия  в Спарте — виды монархии. У Аристотеля нет пристрастия к этой форме. В отличие от Платона он предпочитает власть наилучших законов власти наилучшего мужа.

Неправильную монархию — тиранию  — Аристотель считает худшей из всех форм правления.

Аристократия — власть ограниченного  числа лучших в нравственном или  интеллектуальном отношении лиц  — предпочтительнее монархии. И  монархия, и аристократия требуют  от правителей свойств, которые очень  редко встречаются. Чтобы монархия была правильной, царь должен быть великим  человеком, чтобы аристократия не вырождалась, нужна группа очень хороших людей. При отсутствии выдающихся правителей обе формы перерождаются: монархия — в тиранию, а аристократия —  в олигархию.

Олигархия — это господство богатых. Высокий имущественный ценз оттесняет  от власти большинство населения. В  худших формах олигархии царит беззаконие, магистраты правят по своему усмотрению. К олигархии Аристотель относил  Спарту, где возможность занимать должности была ограничена узким  кругом людей — тех, кто участвовал в общественных трапезах — сисситиях, а это требовало значительных денежных взносов.

В олигархии царит полное неравенство. Аристотель считает это несправедливым. Но, по его мнению, несправедлив и  противоположный принцип — полного  равенства, характерный для демократии.

При рассмотрении этих двух форм, как  и последней и наилучшей шестой формы — политии, Аристотель не ограничивается характеристикой их конституций  и уделяет значительное внимание социальной структуре. Богатые и  бедные, рассуждает Аристотель, являются существенными элементами государства, в зависимости от преобладания тех  или других устанавливается и  соответствующая политическая форма.

Признаком олигархии является не столько  власть меньшинства, сколько власть богатства. Для демократии характерно преобладание бедных в структуре  власти.

Необходимым условием благой жизни  в государстве является его самодостаточность - автаркия. Благая самодостаточная  жизнь - это и высшая цель государства, ради которой оно существует. В  аристотелевском и вообще античном понимании государство-полис представляет собой такую общность людей, которая "достаточна" для самодовлеющего существования. Понятие автаркии раскрывается Аристотелем через идею меры, "золотой  середины" в самых различных  аспектах внутренней и внешней государственной  жизни. Это понятие признается исторически  первым в формировании в Новое  время идеи государственного суверенитета. Характерно, что Аристотель в своем  проекте идеального государства (см. об этом ниже) предусматривал внутреннюю и внешнюю независимость государства как автаркического общественного образования. Однако в современной ему действительности зависимость от другого государства Аристотель не считал ущемлением автаркии.

Свою теорию государственных форм Аристотель построил на изучении практики государственного управления в различных  древнегреческих полисах.

 

Заключение.

 

Подведем итоги данного доклада. В своем сочинении Платон дал широкую картину того, как должно быть устроено идеальное государство (оно должно быть аристократическим), каждый человек должен с детства заниматься тем, чем ему предназначено и не подвергать свое тело и душу различным соблазнам.

Если бы такое государство  и такой человек в действительности существовали, то, наверное, это было бы хорошо, хоть и скучно было бы общаться с такими высокомудрыми гражданами. Какие – то идеи Платона воплотились с точностью в реальной жизни (в особенности, что касается олигархии, тирании и демократии), какие-то, к счастью, нет. Можно идеально отстроить государственный механизм, но подчинить душу человека единым правилам – невозможно. И вся история прошедшего столетия это доказала, когда полностью провалились попытки «создать нового человека».

В своем труде "Политика" Аристотель указывает на основное предназначение государства как достижении общего блага. "Поскольку, как мы видим, - пишет философ, - всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся... к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим".

Для Аристотеля, полис (государство) представляет собой некое целое  и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку сделать государство "чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства. Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, частной собственности и семьи.

Политическое устройство (государство) и право необходимо предполагают свободу членов данного  политико-правового общения. Тем  самым политика (государство) и право  являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей, но никак не зависимых индивидов, находящихся в деспотическом  подчинении или в рабском состоянии.

Учение Аристотеля не потеряло своей актуальности и в современном  мире.

Аристотель в трактате "Политика" подчеркивал ответственность  государства за поддержание сотрудничества и преодоление распрей между  людьми. Конфликты возникают там, где государство нарушает принципы распределения благ. Источник распрей  между людьми философ видел в  неравенстве почестей (тщеславии) и  неравенстве имущества (корысти). Забота руководителя государства в первую очередь о себе (власть, почести) является главной причиной политических противоборств, приводящих в конечном итоге к деспотии и тирании, при  которых процветает насилие над  гражданами. Мыслитель считал, что  власть должна принадлежать не бедным и не самым богатым, а средним  рабовладельцам-политикам.

Таким образом, мы можем сделать  вывод о том, что идеи Платона  и Аристотеля современны и востребованы в современности.

 

Литература

 

  1. Античные философы и их произведения. Ростов-на-Дону, 1992.- 535с.
  2. Аристотель. Политика.// Серия: Philosophy. М.: АСТ, 2002 г. -400с.
  3. Аристотель. Этика.// Серия: Philosophy. М.: АСТ, 2002 г. -496с.
  4. Асмус В.Ф. Античная философия: критика учения Платона «Об идеях» у Аристотеля. . 268с.
  5. Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. 2-е изд. М., 1976.- 337с.
  6. Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. // Вступит. ст., прим. И.Д. Рожанского. М.: Мысль, 1981. Т. 1.
  7. .
  8. Вишневский А.Ф., Горбатюк Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. –М.: Проспект, 2004 – 457с.
  9. Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003. 652с.
  10. История политических учений. Под ред. К.А.Мокичева. — М., 1991.-612с.
  11. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель — М., , 1993 — .313с.
  12. Платон. Сочинения в трех томах. М., 1968-72
  13. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2, М., 1997.-409с.
  14. Философия: Учебник для ВУЗов // Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: Русское слово, 2006.402с.
  15. Чанышев А. Курс лекций по древней философии - М.: 1981.Лекция XXIV Тема 57- 447с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Античные учения о государстве