Учение о государстве Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой веху во всей истории философской и политической мысли.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 72.00 Кб (Скачать)
  1. Учение  о государстве Гегеля, ее суть, характеристика.
 

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой веху во всей истории философской и политической мысли.

     Проблемы государства и права находились в центре внимания на всех этапах творческой эволюции его воззрения. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких как6 «Конституция Германии». «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», и др.

     В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в « Философии права» (1820г.)

     Философия права – важная составная часть всей Гегелевской системы философии. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Под гражданским обществом имеется в виду буржуазное общество. На ступени гражданского общества, по схеме Гегеля, еще не достигнута подлинная свобода, так как стихия столкновений частных интересов ограничивается необходимой властью. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагоническое общество, как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества, по Гегелю, является система потребностей, отправлений правосудия, полиция и корпорация. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

  1. субстанциальное (землевладельцы – дворяне, крестьяне);
  2. промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
  3. всеобщее (чиновники).

     Общество и государство, по Гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.    Гражданское общество в освещении Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем равенстве людей.

     Государство для Гегеля есть нечто «в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего подобающего ей права. Поэтому государство, есть самоцель.

Идея государства  по Гегелю, проявляется трояно:

  1. как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;
  2. в отношениях между государствами как внешнее государственное право;
  3. во всемирной истории.
  4. Гегель восхваляет государство как идею (действительность) права, правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло. Функционируют лишь в государственно – правовых формах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Составить схему формы государства и  дать характеристику элементов формы  государства.
 
 

          ↓                                        ↓                                        ↓

Форма государства  имеет три элемента:

  1. форма правления;
  2. форма государственного устройства;
  3. государственно-правовой режим.

     Под формой правления государства понимается порядок образования и организации высших органов государственной власти, принципы их взаимоотношения друг с другом.

Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на две основы:

  1. Монархия (ограниченная и неограниченная).
  2. Республика (парламентская, президентская, смешанная).

Под формой государственного устройства понимается территориальная  структура государства, соотношение  между государством в целом и его составными частями – территориальными государственными единицами. По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида:

  1. унитарное;
  2. федеративное;
  3. конфедеративное.

Под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. По виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на две группы:

  1. демократические;
  2. авторитарные.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Реализация права, понятие, основные формы реализации права, их виды, понятие. Стадии процесса применения норм права. 

     Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических  норм в жизни путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных организаций, должностных лиц, общественных органов и граждан).

     Реализация  права всегда связана только с  правомерным поведением людей, т. е. таким поведением, которое соответствует  правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание  от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерно - нарушает.

     Правовые  нормы реализуются в различных  формах. Это обуславливается рядом  обстоятельств: 1) положением того или  иного субъектов в общей системе  правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям. 2) формой внешнего проявления правомерного поведения.

     Применение  права  - одна форма из форм государственной  деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

     Путем применения права государство в  своей деятельности осуществляет две  основные функции: а) организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

     На  этом основании в литературе выделяются две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

     Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных  органов по реализации предписаний  норм права путем создания, изменения  или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.

       велений права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Правопорядок  и общественный порядок, их  понятие, принципы, виды. Составить сравнительную таблицу правопорядка и общественного порядка. 
 

     Правопорядок – система упорядоченности общественных отношений, складывающийся в результате правовых норм. Это состояние урегулированности общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. Содержанием правопорядка является правомерное поведение субъектов права, т.е. достигающее целей правового регулирования.      Особенности правопорядка как системы общих отношений состоит в том, что он поддерживается на основе постоянной реализации правовых норм, обеспечивается и защищается государством, является итогом законности, создает условия для организации и самоорганизации общества. Основными принципами правопорядка являются:

  1. основан на нормах права;
  2. в нем отражаются социально-экономические, культурные и другие отношения и нормы;
  3. является формой реализации социальной нормативности и упорядоченности;
  4. формируются при активном участии всех субъектов права.
  5. основан на законах.

     Структура правопорядка – единство и упорядоченность элементов системы общих отношений, урегулированных правом в соответствии с целями правового регулирования.

     Под содержанием правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов, существующих свойств и признаков. Прежде всего, выделяют материальное содержание и юридическое содержание правопорядка.

     Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура и функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц. По объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.

     Правопорядок является основной частью и определенным качеством общественного порядка.

     Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм.

     Содержанием общественного порядка является вся система общественных отношений, которая складывается в процессе соблюдения и реализации действующих в обществе социальных норм. Только правопорядок охраняется системой государственно-правовых средств, тогда как общественный порядок поддерживается соответствующими моральными, религиозными и другими нормами общества.

     Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной и общественной безопасности, в создании нормативных условий для функционирования различных форм общественной деятельности.   Средствами регулирования здесь выступают социальные нормы (не юридические). Их соблюдение обеспечивается традициями, силой общественного мнения, социальной нормативной мотивацией и т.д. В системе общественных отношений, образующих общественный порядок, правопорядок занимает главное место, отражая существенные черты нормативного регулирования.

     Понятие общественного порядка выражает позитивную оценку состояния общественных отношений. Основу общественного порядка составляют правомерные отношения, складывающиеся между людьми при удовлетворении их материальных и духовных потребностей.

     В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой. При этом только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами, а другие элементы общественного порядка обеспечиваются собственными, не правовыми средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

     Наряду с широкой трактовкой общественного порядка, в законодательстве и юридической литературе это понятие употребляется и в более узком смысле, включающем не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Внешнее выражение правовых норм. 

     Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах.

     Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки:

а) издается компетентными органами государства  или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума;

б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;

в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;

г) имеет  вид письменного документа с  установленной структурой и необходимыми атрибутами;

д) носит  легитимный характер.

     Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране.

     Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе -- на законодательные и подзаконные; по степени систематизации -- на простые и кодифицированные; по сфере действия -- на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени -- на постоянные и временные. 

Информация о работе Учение о государстве Гегеля