Воинский этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

Такие правила охватывают служебные и не служебные взаимоотношения воинов, формы их общения друг к другу, ритуалы, отношения к другим людям. Какова роль воинского этикета и его связь с уставными требования? В уставах определены наиболее важные критерии нравственности воина: честность, храбрость, дисциплинированность, исполнительность, бдительность, войсковое товарищество, воинская вежливость. Связь уставных требований и норм воинского этикета состоит в том, что уставы предписывают, что делать и каким должен быть моральный облик военнослужащего, а этикет рекомендует, советует, как делать, как выполнять нравственные предписания, как развить у себя полезные привычки. Например, устав обязывает военнослужащего быть честным и правдивым, но, чтобы развить у себя эти качества, нужно быть верным принятым обязательством и данному слову, дорожить своим именем и званием, всегда ставить интересы дела выше личных.

Работа содержит 1 файл

Воинский этикет и культура общения военнослужащих.docx

— 52.23 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что этикет определяет поведение  человека в разных сферах общения, поэтому  в спорте имеется этикет спортсмена, медицинском учреждении – этикет врача, в дипломатическом корпусе  – этикет дипломата, в армии –  воинский этикет.

Воинский этикет.

 

Под воинским этикетом понимают свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.

 

Воинский  этикет – это свод правил поведения, основанных на принципах социалистической марали, уставов и традиций.

 

Такие правила охватывают служебные и  не служебные взаимоотношения воинов, формы их общения друг к другу, ритуалы, отношения к другим людям. Какова роль воинского этикета и  его связь с уставными требования? В уставах определены наиболее важные критерии нравственности воина: честность, храбрость, дисциплинированность, исполнительность, бдительность, войсковое товарищество, воинская вежливость. Связь уставных требований и норм воинского этикета состоит в том, что уставы предписывают, что делать и каким должен быть моральный облик военнослужащего, а этикет рекомендует, советует, как делать, как выполнять нравственные предписания, как развить у себя полезные привычки. Например, устав обязывает военнослужащего быть честным и правдивым, но, чтобы развить у себя эти качества, нужно быть верным принятым обязательством и данному слову, дорожить своим именем и званием, всегда ставить интересы дела выше личных.

Современный военный этикет ориентирован на интеллигентность. Этим качеством может обладать любой военнослужащий, но при условии, что он является самостоятельно мыслящей личностью, душой разделяет и строго выполняет требования гуманистической морали, творчески относиться к службе и постоянно стремиться к расширению культурного кругозора. Интеллигентность военнослужащего – это высокое качество образа его жизни, в котором материальное и духовное находятся в гармонии. Источником совершенствования военного этикета является политическая, историческая, мемуарная, психологическая, педагогическая и военно–этическая литература, углубление знания своей истории, лучших традиций передового офицерства старой русской армии.

 

 

 

Воинский  этикет и культура общения военнослужащих

 

Общество  и армия предъявляют к поведению  человека в военной форме особые требования. Поэтому знание определенных законов поведения является непременные  условием   воинской   службы.   При   общении   с   другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо еще и твердо знать правила приличия, принятые в обществе и конкретном  профессиональном кругу, уметь применять их на практике.  Изучение требований  воинского этикета   позволяет   молодому   военнослужащему   лучше освоиться  в армейской среде, с достоинством  выйти  из  типичных   затруднительных   ситуаций,   встречающихся жизни. 

 

Сущность  этикета 

 

Этикет  представляет  собой   определенную систему правил поведения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя, прежде всего, правила обхождения с окружающими, формы общения, приветствия, нор мы поведения в общественных местах. Иначе говоря, эти кет определяет, как нужно двигаться, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.

Выделяют  различные виды этикета. Дипломатический  этикет включает правила поведения  официальных лиц  в ходе различных контактов — на переговорах, приемах, обедах и т.д.; общегражданский этикет — это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемым людьми при общении друг с другом; воинский этикет представляет собой свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих.

Воинский  этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и  традициях Вооруженных Сил. Эти  правила охватывают служебные и  внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям.

Поведение человека в военной форме, по сути,- внешняя сторона,  по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой прохожий, глядя на человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение представителей той армии, которой их так долго пугали...

 

Основы воинского этикета.

 

Понятие «воинский этикет» неразрывно связано с понятиями «воинская честь» (верность престолу и Отечеству) и «честь мундира». Воинский дух, воинская честь — совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме: мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед отечеством, самоотверженность, вера в свои силы, выносливость в лишениях, страданиях.

В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), так как ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты. В понятие воинской чести в России входила исключительная верность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспитывался также принцип гуманности — чувство сострадания к побежденному врагу.

Основные добродетели воина  воспитывались еще рыцарским  кодексом, сложившимся в раннем Средневековье. В конце XVIII века были созданы «Общие правила этикета» для кадетских корпусов, которыми должны руководствоваться кадеты и гардемарины. Неудивительно, что российские офицеры всегда считались очень галантными и воспитанными, и их поведение часто выигрышно отличалось от поведения штатских. Первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год).

Обучение военному этикету продолжается и в наши дни. Военный руководитель должен пользоваться непререкаемым авторитетом, обладать личным обаянием, правильной речью, умением держаться, быть в хорошей спортивной форме. Поэтому в военных училищах есть такие предметы, как «Правильное поведение за столом», «Ораторское мастерство», «Танцы», «Политинформация». Курсанты обязательно должны посещать театр, ходить в кино, знакомиться с последними известиями с помощью прессы. Знать психологию и педагогику, чтобы уметь обращаться с солдатами и с младшими по званию, поскольку отношения в армии во многом опираются на субординацию.

 

Из истории  этикета 

 

 

 Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Описания правил поведения в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных документах. Так, правила пользования столовыми приборами были в особом почете еще у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно было отличительным признаком культурного человека во все времена.

На  Руси известно большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы  требования к поведению. Так, в "Изборнике 1076 года" отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XI веке.

В "Поучении Владимира Мономаха" содержатся правила, не потерявшие своего значения до наших дней: "...есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь".

В XVI в. на Руси появляется "Домострой", в котором предписывались нормы отношения человека к Богу, к государству и к окружающим людям, в том числе близким.

При Петре I была выпущена книга "Юности честное зерцало, или Показание  к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Петр I, стремясь обучить российское юношество правилам европейского этикета, не пошел по пути бездумного и слепого копирования, а требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности. Когда Павел I механически перенес в русскую армию парики с буклями и косами по прусскому образцу, Суворов во всеуслышание выразил свое отношение к этому "новшеству" в чеканном афоризме: "Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, а я не немец, а природный русак!".

 

Отношения начальника и подчиненного.

 

Базовые понятия в этикете — это исполнительность, уважение к старшему по званию, дисциплинированность. Необходимы также точность, аккуратность, такт и предупредительность. Такая предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью, она нацелена на интересы дела, поскольку в армии корпоративная ответственность выше, чем у гражданских лиц, и от четкости выполнения поставленной задачи может зависеть успех или неудача всей операции в целом.

Существуют правила этикета, регламентирующие отношения начальника с подчиненными. Общение начинается с приветствия. Руководитель при встрече с подчиненным должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания.

Этикет чрезвычайно важен и при проведении совещаний и вызове подчиненных. Без крайней необходимости не надо вызывать людей на заседание. Но если оно назначено, то к этому времени сам начальник должен быть на месте. Этикет требует быть предельно внимательным к обсуждаемым вопросам, вежливо выслушивать выступающих. В своих выступлениях необходимо быть кратким. Культура начальника, командира особенно проявляется в конфликтных ситуациях. Здесь чрезвычайно важна выдержка. Брань, оскорбления и даже повышение голоса недопустимы, какой бы ни была вина подчиненного офицера. От этого во многом зависит авторитет руководителя.

Кроме того, начальник должен заботиться о поддержании не только своего собственного авторитета, но и авторитета своих подчиненных. Командир не должен делать замечание подчиненному публично. Не должен жаловаться на него в его отсутствие. В служебных отношениях немаловажное значение имеет внешность руководителя: личное обаяние, правильная речь, умение держаться, опрятность в одежде.

 

Офицерская  честь

 

Впервые слово встречается в сочинении  герцога Филиппа Клевского (1573 год). Оно означало всякое лицо, занимавшее определенную государственную должность. И только к концу 16 века слово это приобретает современное значение.

Каково  же определение понятия? Это войсковой начальник, облеченный чином, который дается главой государства и обеспечивается существующими законоположениями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус офицеров, на который возлагается командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время.

На  протяжении нескольких веков офицерский корпус в России был почти исключительно  кастовым, сословным. Но уже в начале 20 века открывается доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим  определенный образовательный ценз. Причем, все это нисколько не поколебало обособленного положения офицерского  корпуса как особой категории  лиц внутри армии и особого  сословия внутри государства. Служа  добровольно и по призванию (в  отличие от срочной обязанности  нижних чинов), именно офицеры в Российской империи были носителями воинской чести  и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда понятие офицерской чести.

Огромную  роль в воспитании офицерской чести  сыграл Петр Великий. В те годы молодая  русская армия испытывала огромную нехватку в офицерах. И русский  царь не только приглашает на службу офицеров-иностранцев, но и всеми силами стремится поднять  престиж офицерского звания среди  русского дворянского сословия, главной  опоры престола. Так, например, его  указом был узаконен ритуал посвящения в офицеры. Интересно, что в офицеры  посвящались только юноши из дворянских семей, которые прошли службу рядовыми в гвардейских полках (Преображенском, Семеновском).

А в честь побед русского оружия Петр I начинает проводить триумфальные шествия. Полки под знаменами, на которых изображались масличные  ветви и лавры, под музыку торжественных  бодрых маршей совершали церемониальные прохождения. Гремел ружейно-пушечный салют. Устраивались иллюминации и  фейерверки. Триумфальные шествия стали  предшественниками еще одного военного ритуала - военного парада.

Поддержанию офицерской чести служило и проведение полковых смотров. Этот ритуал начинался  общим построением полка и  торжественной встречей лица, назначенного царем для производства самого смотра.

Бывало, что смотр полков производил и  сам царь. Проверялись форма одежды и состояние оружия. Демонстрировались  ружейные приемы, перестроения, передвижения и воинские маневры. Смотр завершался торжественным прохождением полка.

Именно  тогда, при Петре I, установились и  укрепились традиции награждения воинских частей памятными царскими реликвиями.

Наиболее  распространенными из них были стяги  и штандарты, серебряные трубы и  литавры.

Кстати, именно с Петра I солдаты-преображенцы начинают носить во время парадов красные чулки. Русский император ввел такую традицию потому, что солдаты этого прославленного полка в битве под Нарвой стояли на мосту, удерживая его от шведов по колено в крови и не дрогнули (1700 год). Традиция эта просуществовала более двух столетий и была уничтожена в 1917 году.

Честь - не что иное, как особенные правила основанные на особенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класс распределяет свою похвалу или порицание. / А.Токвиль /

 

Воинские ритуалы и  традиции этикета

 

Военная культура, культура быта, общения, поведения и этикета. Они не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армии. Воспоминания о том, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, как высок был когда-то статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, - пожалуй, единственное, что могло бы поддержать сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде. Но для того, чтобы ощущать себя наследником носителей прежнего ореола благородства, чести, ореола традиций русского военного этикета, достоинства, личной культуры, надо быть продолжателем воинских традиций России. А для того, чтобы продолжать воинские традиции, нужно их знать. Приведу, к примеру, некоторые из устоявшихся традиций русского военного этикета и воинские ритуалы, которые, повторяясь из года в год дошли, до наших дней в процессе службы, войдя как в обыденную воинскую жизнь, так и сопровождая нас по торжественным либо траурным случаям.

Информация о работе Воинский этикет