Воинский этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

Такие правила охватывают служебные и не служебные взаимоотношения воинов, формы их общения друг к другу, ритуалы, отношения к другим людям. Какова роль воинского этикета и его связь с уставными требования? В уставах определены наиболее важные критерии нравственности воина: честность, храбрость, дисциплинированность, исполнительность, бдительность, войсковое товарищество, воинская вежливость. Связь уставных требований и норм воинского этикета состоит в том, что уставы предписывают, что делать и каким должен быть моральный облик военнослужащего, а этикет рекомендует, советует, как делать, как выполнять нравственные предписания, как развить у себя полезные привычки. Например, устав обязывает военнослужащего быть честным и правдивым, но, чтобы развить у себя эти качества, нужно быть верным принятым обязательством и данному слову, дорожить своим именем и званием, всегда ставить интересы дела выше личных.

Работа содержит 1 файл

Воинский этикет и культура общения военнослужащих.docx

— 52.23 Кб (Скачать)

 

 

Приветствие.

 

Чтобы отдать воинское приветствие, военнослужащие прикладывают руку к головному убору за 4-5 шагов до того, как поравняются друг с другом. Отдавать честь надо четко. Пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена и не вывернута наружу. Средний палец слегка касается нижнего края головного убора, локоть поднят до уровня плеча. Это один из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне. В царской армии к военному головному убору прикладывали 2 пальца, в Советской и Российской — ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при встрече в «чистом поле» они не имели намерения вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов. И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т. п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился.

При представлении военнослужащего  называют его воинское звание. Сидящая  женщина при представлении ей офицера может не вставать, мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.

 

Честь военного мундира.

 

Каждая деталь военной формы  имеет свое значение: как расположены  звездочки на погонах, на какой стороне мундира надеваются значки, а где — знаки боевого отличия. Не меньшее значение имеет и опрятность — начищенные ботинки, стрелки на брюках перпендикулярно полу и т. д. К своей форме военные во все времена относились трепетно, и оскорбление мундира могло стать причиной дуэли, которые подчас были чрезвычайно суровыми. В наше время дуэли заменяют выговором.

Это понятие — «честь военного мундира» — укрепилось при Петре I, который ввел много новых традиций в ношении военной формы. По виду мундира можно было легко отличить улан от гусар и драгун, кавалергардов от офицеров-пехотинцев.

Примечательно, что перед войной (1941 год), да и в первые годы после нее среди наших офицеров высшего ранга существовал неписаный закон — не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси и на метро. Основная причина — советский офицер должен идеально выглядеть: чтобы был не помят мундир, чтобы были начищены сапоги, ботинки.

При военной форме не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение — не выставлял военного в приземлено — бытовом виде. Защитник отечества в любой обстановке должен был иметь соответствующий вид.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных. Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований ко внешнему виду. Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

 

 

 

Культура  общения 

 

Этикет   неразрывно   связан   с  культурой общения, умением наладить должные взаимоотношения с людьми.

Для того, чтобы изучить требования современного этикета, нужно представлять себе его структуру. В учебниках можно встретить понятия "речевой" и "неречевой" этикет. Действительно, о человеке часто судят по тому, как он говорит. А ведь речь может быть и устной, и письменной. Существуют свои требования к докладу начальника и выступлению на собрании, публичной лекции или разговору с друзьями. Не менее важно правильно подготовить служебную записку, рапорт, составить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие "речевой этикет". Он, в свою очередь, определяет одну из сторон культуры общения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации ярко демонстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль, особенно для военнослужащего, играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляды — все это также входит в культуру общения военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета следующим образом: "Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения". Устав предписывает военнослужащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях.

Другими составляющими этикета являются вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость — это, по сути, основа этикета, представляющая собой соблюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) — это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени подходящую к данной ситуации. Скромность — стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится привлекать внимание к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего.

Современное общество выработало ряд требований к этикету, которые делают его  необходимым для любого культурного  человека.   Это   гуманизм,   общедоступность систематичность, целесообразность, гармоничность, а также единство нравственного, эстетического и правового. Другими словами, соблюдение этикета должно обеспечивать реализацию таких понятий, как красота, полезность, удобство, поддержание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.

Этикет  важен во всех областях человеческого  общения. Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье.

 

 

 

 

Служебный этикет 

 

 

    He за страх,  а за совесть — это, пожалуй, главное требование служебного этикета. В лучших традициях Российской  армии этикет органически связывался с честью воина, честью мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались своды правил, в которых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались "Правила учтивости офицера", у драгун — "Чести напоминание", у улан — "Чести наставление".

Служба  в вооруженных силах считалась  в России ж просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой  школой высоконравственного, образцового  поведения человека.

Эта целенаправленная работа не была безрезультатной. Высокого мнения о моральных достоинствах и поведении русского солдата  были лучшие представители русской  интеллигенции. Известный дипломат и поэт Ф. И. Тютчев писал: "Пройдитесь по департаментам Франции... и спросите жителей... какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям... Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата".

Основные  нормы воинского этикета изложены в 0бщевоинских уставах Вооруженных  Сил Российской Феде рации. Общее  правило сформулировано в ст. 64 Устав  внутренней службы: "Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и  уважать достоинство других...  Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения".

Соблюдение   требований   этикета   всеми   военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему,  лучше  реализовать  свои  духовные  и  физически возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на "вы", г других ситуациях хорошо знающие друг друга  военнослужащие прибегают к более привычному для них "ты". Русский  язык знает  немало  и  иных  приемлемых  форм обращения     в     неформальной     обстановке:     "Ребята", "братцы", "хлопцы" и др.

Показателем крайне низкой культуры являете» стремление некоторых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет путем унижения других. "Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе", — говорил  великий Леонардо да Винчи. Употребление кличек и прозвищ, насмешки над физическими  недостатками других людей недопустимы  в армейской среде. Вежливые и  равные отношения со всеми, близкая  дружба с некоторым - залог прочности воинского коллектива в любой, даже экстремальной ситуации. 

Необходимо  отметить, что иногда грубость и  хамство -обратная  сторона  неумения  вести  себя  достойно  и красиво. Можно вспомнить высказывание, принадлежащее французскому писателю Ф. Ларошфуко:  "Большая часть молодежи  воображает,  что  она  естественна,   когда  она бывает лишь невежлива и груба".

Важнейшим требованием этикета всегда является учет национальных особенностей во взаимоотношениях с другими людьми. Особенно это  важно в армии, где люди разных национальностей совместно выполняют  единую задачу по защите своего Отечества. Ст. 15 Устава внутренней службы требует от военнослужащих "дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями", проявлять "уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям".

История во многом изменила облик Российской армии. Но и сегодня у большинства населения сохраняется твердая вера: военный не подведет. Люди в военных мундирах — в первых рядах тех, кто ликвидирует последствия катастроф, тушит пожары, противостоит бандитизму и терроризму.

Однако  одно дело — проявление героизма в  экстремальных ситуациях, и другое — ежедневное соблюдение требований воинского этикета. Некоторые из них молодым солдатам кажутся мелкими и поэтому неважными. Например, воинское приветствие. Подчеркнем деталь, на которую стоит обратить внимание: если раньше этот ритуал назывался "отдание воинской чести", то сегодня воинский устав как бы возвращает нас к требованиям благородных рыцарей: душу — богу, жизнь — отечеству, сердце — даме, честь — никому.

Воинское  приветствие — рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга. Поднося руку к головному убору, современные военнослужащие повторяют этот жест, отдавая долг вежливости своему коллеге в военной форме.

Младшие по званию приветствуют старших первыми. Если встречаются равные по званию, то первым приветствует тот, кто более воспитан. Несоблюдение этого требования — отнюдь не проявление особой смелости или показатель "опытности" военнослужащего. Это всего лишь очевидный признак его элементарной невежливости и бескультурья, неуважения исторических традиций.

Соблюдение  требований воинского этикета должно быть естественной нормой поведения  военнослужащего. Это означает, что  главным судьей своего поведения  всегда должен выступать прежде всего сам военнослужащий. "Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне, — говорил Пифагор. — Первым законом должно быть уважение к самому себе".

Этикет  предъявляет свои требования в равной степени как к начальникам, так и к подчиненным. Придавая нравственно-эстетическую окраску взаимоотношениям военнослужащих, он способствует сохранению чувства их собственного достоинства. Подчиненный, демонстрируя свое уважение командиру и готовность выполнить его приказание, не должен допускать угодничества и подхалимства.

В то же время нельзя воспринимать правила  элементарной вежливости как ограничение личной свободы. Военнослужащий должен встать, если в помещение входит старший по званию. Это такая же этикетная норма как необходимость спросить у начальника разрешения войти или выйти из помещения, в котором этот начальник находится. Если начальник и подчиненный встречаются у двери, то подчиненный должен уступить дорогу, не забыв при этом приветствовать его. При разговоре с начальником не следует опускать глаза вниз, говорить торопливо. Важным показателем достоинства и уверенности в себе является умение смотреть в глаза собеседнику и четко формулировать свои мысли. 

 

Культура  поведения военнослужащего 

 

 

 Часто     нарушение     требований этикета бывает связано с курением. Общее правило  здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытного раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание, а тем более — на пол, под ноги отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В Уставе внутренней службы, кстати, говорится (ст. 17), что военнослужащий "должен... воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)".

Соответствующим образом нужно вести себя и  в ходе учебных занятий, и на служебных совещаниях. Беседа с соседом, небрежная поза, чтение посторонних материалов — свидетельство невысокой личной культуры военнослужащего. Тем более невежливым по отношению к руководителю занятий и к окружающим будет что-то жевать, обстригать (не говоря уже об обкусывании) ногти, причесываться. Нехорошо опаздывать к началу мероприятия и недопустимо демонстративно покидать его, не дождавшись конца.

Важным  элементом культуры личности является культура речи военнослужащего. Совершенно недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего рода "школу злословия". Между тем сквернословие — нередко бич в воинских подразделениях.

Для молодых людей использование  брани, в большинстве случаев, выражает стремление "быть своим" в определенной среде, найти общий, но увы, некультурный язык; зачастую, это способ придать "плавность" речи при затруднении в подборе "нормальной" лексики; нередко за этим кроется желание выглядеть "мужественным" и "самостоятельным"; иногда это способ унизить другого человека путем грубого оскорбления. Но во всех случаях это, прежде всего, яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хамства того, кто прибегает к "непечатным" выражениям.

Информация о работе Воинский этикет