Волевые качества личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:43, реферат

Описание работы

Волевая сфера осуществляет многочисленные функции, которые делают личность и ее деятельность более регулируемой, целенаправленной, стабильной и адаптивной. С помощью волевых усилий управление поведением и деятельностью человека приводится в соответствии с теми целями, которые являются для личности значимыми и приоритетными.

Содержание

Функции воли и ее психологические механизмы 3
Волевые действия и их структура 5
Волевые качества личности 8
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

Акмеология воля.doc

— 93.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

 

 

 

реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

Волевые качества личности.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 405 группы

Коваленко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2009

2

 



Оглавление

Функции воли и ее психологические механизмы

Волевые действия и их структура

Волевые качества личности

Список литературы


Функции воли и ее психологические механизмы

Волевая сфера осуществляет многочисленные функции, которые делают личность и ее деятельность более регулируемой, целенаправленной, стабильной и адаптивной. С помощью волевых усилий управление поведением и деятельностью человека приводится в соответствии с теми целями, которые являются для личности значимыми и приоритетными.

Позитивный опыт приложения волевых усилий во многих ситуациях оборачивается для личности способностью отдавать предпочтение должному, необходимому, а не желанному и импульсивному. Выбор этих ориентиров осуществляется личностью на основе ее убеждений, идеалов, мировоззрения, эталонов, установок, оценок и т.д. Именно эти параметры позволяют личности тормозить побуждения, которые не соответствуют ее направленности. Отдельные волевые элементы объединяются в сложный конструкт, осуществляющий регулирующую, тормозящую, контролирующую и активирующую функции.

Имеющиеся в психологии представления о функциях воли свидетельствуют о том, что до настоящего времени они продолжают трактоваться неоднозначно. Так, В.А. Иванников выделил следующие функции воли:

♦         инициация и осуществление волевых действий;

♦         выбор действий при конфликте целей и мотивов;

♦         регуляция действий;

♦         регуляция состояний и организация психических процессов*.

На всех этапах жизни человек стоит перед необходимостью осуществлять определенные намерения и цели. Однако опыт показывает, что многие из намерений либо не осуществляются вообще, либо осуществляются частично. Это значит, что у человека не хватило волевых усилий, способных организовать его целенаправленное поведение и деятельность. Решение о начале действий принимает сам человек. Первой функцией воли является инициирование действий путем формирования намерений. Однако не все инициированные человеком действия достигают цели.

В процессе реализации поведения и деятельности продолжают конкурировать и оставаться активными многие намерения и мотивы. Временно они могут быть подчинены доминирующему мотиву. Но в любой момент альтернативные намерения и мотивы готовы вытеснить первоначальные тенденции. Благодаря одновременному инициированию многих тенденций создаются возможности для быстрого изменения мотивационной и волевой регуляции поведения в тот или иной конкретный момент времени.

Вторая функция воли заключается в том, чтобы поддержать инициированные намерения или действия в активном состоянии, вплоть до достижения цели. Для многих людей эта функция воли может стать самоцелью. Это подтверждает феномен «трудоголизма», когда человек видит смысл не в результате, а в процессе работы.

Третья функция воли состоит в преодолении препятствий, имеющих место на пути реализации цели. Эта функция в значительной мере определяется сложившимся опытом личности, имеющим в своем арсенале успех и неуспех. Эффект влияния неудач на регуляцию действия общеизвестен. Неудачи задерживают инициирование действия и «отбивают» желание действовать. Особенно это заметно у депрессивных и эмоционально нестабильных личностей. Однако многие люди остаются деятельными, несмотря на многочисленные стрессогенные воздействия.

Наиболее обстоятельно механизмы воли исследованы Ю. Кулем под руководством X. Хекхаузена. Именно им была предложена трактовка воли как контроля за действиями. Его работы оказали большое влияние и определили направление исследования воли в западной психологии. Волевую сферу личности Ю. Куль представляет как систему, состоящую из достаточно автономных субсистем.

Согласно Ю. Кулю, с помощью воли человек на основе единого принципа управления (он называет его намерением или целью) координирует большое число отдельных механизмов внутри и между разными субсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, моторика и т.д. Реализация намерения обеспечивается различными механизмами осознаваемого и неосознанного уровней*.

Ю. Кулем были выделены семь волевых механизмов: мотивационный контроль, контроль внимания, перцептивный разными субсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, моторика и т.д. Реализация намерения обеспечивается различными механизмами осознаваемого и неосознанного уровней.

Ю. Кулем были выделены семь волевых механизмов: мотивационный контроль, контроль внимания, перцептивный контроль, эмоциональный контроль, контроль активизации усилий, контроль кодирования и оперативной памяти, пове­денческий контроль.

Мотивационный контроль он характеризует как стратегию, которая усиливает мотивационную тенденцию, лежащую в основе намерения. С помощью этого механизма субъект удерживает в поле внимания позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности. Дан­ный механизм «поддерживает» мотивационную систему, усиливая актуальное намерение.

Механизм «контроль внимания» обеспечивает направленность внимания на информацию, которая связана с реализацией намерения. Без этой функции может возникнуть ситуация потери целевого объекта.

Механизм перцептивного контроля является своеобразным фильтром поступающей информации, позволяющей держать в ситуации готовности те перцептивные сигналы, которые связаны с намерением и блокированием информации, которая не соответствует намерению.

Механизм эмоционального контроля предоставляет человеку возможность получить информацию об эмоциональных состояниях, которые препятствуют или способствуют реализации намерения. С помощью данной функции человек изменяет эмоциональный фон, ослабляя или усиливая его.

Механизм контроля активизации усилий способствует мобилизации дополнительных усилий, либо снижению усилий, вплоть до отказа от достижения цели в связи с неблагоприятными обстоятельствами.

С помощью механизма контроля кодирования и опера­тивной памяти происходит обработка информации по экономной стратегии, что открывает наиболее короткий путь к инициированию действий, связанных с намерением. Если действие откладывается, то информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом «активированном» виде. Даже неосознаваемая информация остается доступной субъекту и при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действий, оказывается легко доступной

Механизм поведенческого контроля охраняет человека от соблазнов путем устранения из поля деятельности предметов, которые провоцируют нежелательные действия.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что волевая регуляция опосредуется множественными процессами. Ссылаясь на это, Ю. Куль предлагает отказаться от понятия «воля» и заменить его понятием «контроль за действием». В качестве аргументов он выдвигает представление о том, что с помощью предлагаемого им понятия можно описать всю совокупность процессов, опосредующих реализацию намерения.

Наряду с понятием «самоконтроль» Ю. Куль предлагает использовать другой тип волевой регуляции, названный им «саморегуляция». Он считает, что при саморегуляции система функционирует по «демократическому» принципу: эффект регуляции складывается из совместной работы всех компонентов системы, из взаимодействия индивидуальных «воль» и не нуждается в постоянных контролирующих влияниях «Я».

Переработка воздействий происходит на локальном уровне и лишь после этого происходит задействование контролирующих функций «Я», то есть произвольной регуляции. Он считает, что такой принцип регуляции в ресурсном отношении более экономичен*.

Волевые действия и их структура

Стремление определить стадии или фазы волевого действия предпринял С.Л. Рубинштейн. Им были выделены следующие стадии волевого действия:

♦         актуализация побуждения и постановка цели;

♦         обсуждение и борьба мотивов;

♦         решение о действии;

♦         исполнение действия.

Он характеризовал волевое действие как избирательный акт, включающий сознательный выбор и решение.

Психологическая структура волевых действий достаточно сложна. Первым этапом волевого действия является осознание значимости, масштабности, инновационности (новизны) целей, которые ставит перед собой сам человек, либо другие люди. На первом этапе происходит сравнение различных целей, оценивание по их актуальности, предпочитаемости, значимости для данной ситуации или для данного этапа жизни. Человек должен уметь иерархизировать цели и выбирать те, которые относятся к числу безотлагательных на данный момент.

Первый этап волевого действия связан также с осмыслением достижимости намечаемых целей. Если цели являются принципиально недостижимыми, но все же избранными человеком, значит, все предпринимаемые усилия будут напрасными. Следовательно, цели должны быть человеку «полетать». Например, спортсмен может поставить перед собой задачу стать олимпийским чемпионом, если уровень его спортивного мастерства соизмерим с поставленной задачей. На данном этапе выполнения волевого действия личность соотносит поставленные цели не только со своими возможностями, но и с уровнем притязаний.

Второй структурный компонент волевого действия - это осознание мотивов, то есть понимание смысла совершаемых действий, их ценности и обязательности выполнения. Весь второй этап волевого действия происходит в ситуации нео­пределенности. Он энергозатратен и эмоционально емок. Вероятно, этим объясняется некоторый спад активности в конце данной фазы волевого действия. Однако не всегда принятое решение кажется окончательным и единственно правильным. Возможно наступление новой волны борьбы мотивов. Продолжение деятельности может стопориться из-за нерешительности человека, мысленного возвращения к отвергнутым решениям. В таких ситуациях происходит большой расход сил, энергии, что препятствует продуктивному развертыва­нию следующего этапа волевого действия.

Третьим компонентом волевого действия является осмысление и выбор способов решения намеченных целей. Данный этап ценен тем, что позволяет еще раз вернуться к анализу выбранных целей и их достижимости. Этот этап является достаточно сложной интеллектуальной задачей, которая вплетается в волевой акт.

На данном этапе у человека может возникнуть борьба мотивов, побуждающих совершить взаимоисключающие действия. Чем острее борьба мотивов, тем более напряженные психические состояния испытывает человек перед приняти­ем решения. Зачастую эти эмоциональные состояния бывают ярко выраженными, вносящими напряженность, дискомфорт и даже стресс.

Чем труднее происходит выбор варианта решения проблемы, тем острее переживание внутреннего конфликта, который зачастую остается непроявленным, но от этого еще более сильным и длительным. Когда борьба мотивов заканчивает­ся, и человек принимает определенное решение, он начинает испытывать облегчение от того, что внутренний или внешний конфликт разрешился.

Как и другие структурные компоненты волевого действия, принятие решения не является одномоментным. Оно может быть растянуто во времени, либо произойти моментально, если личность проявляет решительность и смелость, став в позицию деятеля, созидателя, творца.

Процесс принятия решения как фаза волевого акта, распадается на ряд стадий: идентификация (определение проблемы и ее анализ); оценка возможных альтернатив (путей выполнения действия); осуществление решения.

На первой стадии процесса принятия решения происходит осмысление проблемы, ее формулирование, выявление причины, времени появления, обдумывание этапов решения. Завершающим моментом первой стадии является признание факта существования проблемы.

На второй стадии человек решает задачу выбора наиболее конструктивного решения из числа альтернативных. Именно на этой стадии происходит определение стратегий и тактик принятия решения, выдвижение аргументов «за» и «против» избранного варианта. Далее проводится анализ имеющейся информации, ее оценка, прогнозируются результаты, обдумываются варианты оперативного реагирования на изменяю­щуюся ситуацию.

На третьей стадии идет апробирование выбранных стратегий и тактик, формирование убежденности в правильности сделанного выбора, сопоставление полученных результатов с планированными, формулирование выводов и анализ накопленного опыта решения проблемы. Заключительным моментом этой стадии является обдумывание возможностей использования полученного опыта в других ситуациях или в других видах деятельности. Из этого следует, что способность принятия и осуществления решения не возникает сама собой, а требует специального развития.

Принятие решения считается одним из наиболее значимых структурных элементов волевого действия, так как оно требует разработки стратегий и тактик его реализации и в большой мере зависит от исполнительской активности субъекта деятельности. Многие социально и личностно значимые начинания остаются «благими порывами», потому что после принятия решения от личности требуется еще большая мобилизация и организация активности, чем на предыдущих этапах.

Каждый человек может найти в своей биографии десятки ситуаций, когда именно на этапе исполнения решения заканчивались те стремления и намерения, достижение которых казалось вполне реальным. Выбор стратегии выполнения принятого решения также требует сравнения и осозна­ния возможных путей и альтернатив. Следовательно, проблема принятия решения распадается на ряд подпроблем. Почти всегда трудно поддаются осмыслению результаты деятельно­сти и степень возможного риска. С этой целью личность должна собрать информацию о существующих способах действий и их сравнительной эффективности, об опыте решения этих задач в других условиях и с другими людьми.

Информация о работе Волевые качества личности