Возникновение и развитие этической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук — она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития.

Работа содержит 1 файл

Возникновение и развитие этической мысли.docx

— 78.07 Кб (Скачать)

    С категорией добра  связано и такое понятие, как  добродетель – устойчивые положительные  качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели  противостоит порок.

    Добродетельный  человек не только признает положительные  нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как  и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель  связывалась с такими нравственными  качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула  три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду  на его милость и любовь к нему).

    При всей изменчивости взглядов в разное время и в  различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются  положительно. Вот как описан в  послесловии к роману Э. М. Ремарка "Тени в раю" (М., 1972. С. 428–429) своеобразный нравственный кодекс положительных  героев. "Будь добр и мужествен; свято  выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси  громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере  и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь  и достоинство".

    Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов  в наставлении И. О. Курису писал: "1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании  слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу –  мужество".

    У средневековых  рыцарей существовал целый культ "трудных добродетелей", среди  которых на первом месте были храбрость  и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал  скорее смерть, чем унижение. Наряду с понятием добра в этике употребляется  термин благо. 

    В обыденной жизни  благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достиженияопределенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с  благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической  катастрофы.

    Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

    2. Справедливость

    Справедливость  в обществе понимается в различных  аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение  вещей, которое рассматривается  как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства  между всеми людьми и необходимости  соответствия между деянием и  воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием[2].

    Аристотель впервые  разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют  свое значение и в современных  условиях.

    Несправедливость  противоположна справедливости. Она  там, где человек принижен, его  права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а  блага, воздаяние за добро и зло  распределяются непропорционально.

    Справедливость  главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель  справедливости".

    Справедливость  – этическая и правовая категория. "Эта категория, – пишет Е. А. Лукашева, – подчас объявляется этиками как специфически моральная, а юристами – как специфически правовая"[

    Идея справедливости, требование справедливости пронизывают  законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости со-держится во Всеобщей декларации прав человека, в том  числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: "Каждый человек, для определения  его прав и обязанностей и для  установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет  право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено  гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным  судом". Ст. 14 Международного пакта  о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого  обвиняемого в уголовном преступлении.

    Требование справедливости в государстве и обществе воплощается  в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

    Для профессии  юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

    Справедливость  считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с  повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем  решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив  непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

    В юридической  деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать  ситуации, когда решение, формально  соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода

    Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать  возможность выбора решений в  зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание  или вовсе от него освободить). Уже  созданы суды присяжных, правомочных  принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

    3. Долг

    Долг – категория  этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению  к ним в конкретных условиях.

    Долг представляет собой нравственную задачу, которую  человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации

    Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя  и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

    Успешно выполнять  свои функции работники судов  и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь  не может мириться с нарушениями  законов, прав человека, интересов общества и государства.

    В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий  компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и  служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность  и знать законы. Необходимы еще  соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие  влияния.

    Судья, впервые  избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей  в Российской Федерации), а которой  торжественно клянется быть беспристрастным  и справедливым, как велят ему  долг судьи и его совесть.

    4. Совесть

    Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть –  самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

    Совесть – категория  этики, характеризующая способность  человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций  соответствия своего поведения требованиям  нравственности, самостоятельно формулировать  для себя нравственные задачи и требовать  от себя их выполнения.

    Совесть – субъективное осознание личностью своего долга  и ответственности перед обществом, другими людьми,

    5 Ответственность       выступающее как долг и ответственность перед самим собой].

    Чувство совести  ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность  – люди нередко апеллируют к собственной  совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя  понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый  человек", "бессовестный", "угрызения  совести" т. п.

    Роль совести  особенно важна, когда человек находится  перед моральным выбором, а внешний  контроль со стороны общественного  мнения или исключается, или затруднен.

    Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей  жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается  перед необходимостью принимать  ответственные решения, нередко  в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут  эффективно выполнять свою высокую  миссию и поддерживать престиж своей  профессии и личности.

    5. Ответственность

    Ответственность – категория этики, характеризующая  личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному  долгу, рассматриваемого с позиций  возможностей личности.

    Решая вопрос о  нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том  числе: способен ли человек выполнять  предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих  действий, на которые влияют внешние  обстоятельства; может ли человек  эти последствия предвидеть.

    Ответственность – обязанность и необходимость  давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные  последствия.

    Ответственность – в целом философско-социологическое  понятие. Ответственность в этике  и ответственность в праве  тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретиче-

    ские обоснования  уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

    6. Достоинство и  честь

    Достоинство –  категория этики, означающая особое моральное отношение человека к  самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как  личности.

    Сознание человеком  собственного достоинства есть форма  самосознания и самоконтроля. Человек  не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности  человека за свое поведение перед  самим собой, форма самоутверждения  личности. Достоинство обязывает  совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

    В то же время достоинство  личности требует от других уважения к ней, признания за человеком  соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В  этом отношении достоинство зависит  от положения человека в обществе, состояния общества, способности  его обеспечить практическое утверждение  неотчуждаемых прав человека, признание  самоценности личности.

    Понятие достоинства  личности опирается на принцип равенства  всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого  человека на уважение, запрет унижать  его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

    Честь как категория  этики означает моральное отношение  человека к самому себе и отношение  к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами  человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и  признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь  судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

    Честь и достоинство  тесно связаны. Однако в отличие  от достоинства, основанного на признании  равенства всех людей, честь оценивает  людей дифференцированно.

Информация о работе Возникновение и развитие этической мысли