Возникновение и развитие этической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук — она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития.

Работа содержит 1 файл

Возникновение и развитие этической мысли.docx

— 78.07 Кб (Скачать)

    Исторически честь  в моральном сознании общества появилась  в виде представлений о родовой  и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий  достоинства сословия, к которому он принадлежит.

    Таковы были представления  об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые  затрагивали или могли затронуть  честь офицера и дворянина.

    В России, как и  в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими  указами Петра I еще в 1702 году, дуэль  тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и  позже. Приказ по военному ведомству  от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная  в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести "Поединок".) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что "обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом –  жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и  смысла: за веру, родину и честь. Вот  почему обычаем этим нельзя поступиться.

    Честь обязывает  человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично  и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

    Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся  у окружающих, основанное на его  предшествующем поведении. Репутация  определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих  к ней индивидуумов в течение  достаточно длительного периода  их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

    Кодекс чести  судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой  ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить  ущерб репутации. 

  1. Взаимодействие  морали и права  в современном  обществе

    Мораль  и  право  тесно  взаимосвязаны,  более  того,  можно  говорить  о глубоком взаимопроникновении права и  морали. Они  взаимообусловливают, дополняют  и  взаимообеспечивают  друг друга  в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что  правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства  людей. Другими словами, законы правового  государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.Мораль, как сложносоставное  явление включает в себя разнородные, с точки зрения динамизма,  элементы. Одни из них, как пример, общественные права,  обладая крайним консерватизмом характеризуется и наименьшей динамикой, другие же, как например, прогрессивный  нравственный идеал, в целом опережая достигнутый уровень социально-экономического уровня развития, идут впереди права, стимулируя динамизм правового развития.Исследуя вопрос о взаимодействии права и  морали, большинство правоведов отмечают, что все, регулируемое правом, так  или иначе, регулируется морально, т.е. подлежит моральной оценке.Правовая система государственно-организованного  общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того:

  • что нравственная основа права, является важной составной величиной общей регулятивной потенции права;
  • что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

    Величайшую  нравственную  ценность  представляют  собой  основные  права  человека – юридическое  выражение  его  свободы  и  достоинства. Фактическая  реализация  этих  прав  является  условием  обретения  человеческого  счастья, ибо  права  человека  по  существу  есть  его  устремление  к  счастью, признанное  законом.В  работе  Гегеля  «Философия  права»  вопросы  права  трактуются  в  органической  связи  с  вопросами  морали  и  нравственности. Связь  права  и  морали  находит  выражение  и  в  теории  права, в  интерпретации  ряда  юридических  проблем. Мораль, по мнению Гегеля, требует даже, чтобы, прежде всего, было соблюдено право  и лишь после того, как оно исчерпано, вступали бы в действия моральные  определения».1 Гегель отмечает что, чтобы поступок имел моральную ценность. Необходимо понимание того, справедлив он или несправедлив, является ли он хорошим или дурным.История развития  цивилизации свидетельствует, что право и мораль  как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. На  тесную  взаимосвязь права и морали  указывают исторические  памятники права Древнего  мира, средних веков и нового  времени. Об  этом  свидетельствует применение  морально-этических понятий в оценке  содержания  законов, других  источников  права. Изречение древних «Jus  est  ars  boni  et  aegui» - «право  есть  искусство  добра  и  справедливости»  раскрывает  органическую  связь  права, юстиции  и  морали.Исторически можно проследить, как моральное начало уважения и любви к ближнему, влияя на законодательство, постепенно видоизменяло действующее право. Сочетая свое действие с действием других прогрессивных сил истории, оно способствовало усовершенствованию права в смысле приближения его к нравственному идеалу. Требуя, чтобы правами наделялись все члены общества, чтобы личность уважалась всегда и во всем, оно содействовало ниспровержению вековых оков рабства и крепостничества, гуманизации карательной системы, установлению правосудия, равного для всех. Нормативная структура – один из важнейших признаков правовой и моральной системы, поэтому рассмотрение социальной природы нормативности будет способствовать раскрытию как общего присущего праву и морали, так и специфики социальных регуляторов».2Нормативность, как уже  отмечалось, характерна и для различных форм сознания – политического, правового, морального, эстетического. Общественное сознание на основе практической деятельности вырабатывает общие принципы, ценности, оценки, суждения, которые вплетаются в реальные общественные отношения, выступая регулятором поведения людей. Поэтому норма является сплавом общественных отношений и сознания, она органично проникает и в отношения, и в сознание и придает им энергию социального регулятора.

  1. Содержание судебной этики

Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий  распространяются на представителей юридической  профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в  сфере служебной деятельности, так  и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне  выполнения должностных функций  остаются судьей, прокурором, следователем. Принятый в 1993 году Кодекс чести судьи  Российской Федерации вполне определенно  распространяет требования этики судьи  и на его непрофессиональную деятельность. Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными  ситуациями, которые обычно не встречаются  в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой* форме разглашать тайну совещания  судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный  на суде лживо настаивает на своей  невиновности, не вправе выступить  свидетелем против подсудимого и  т. д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические  нравственные нормы, определяющие поведение  людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические  нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут  противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они  лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической  деятельности. К работникам юридической  профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется  особым доверием к ним со стороны  общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них  соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.Судебная этика — совокупность правил поведения  судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина,, изучающая  специфику проявления требований морали в этой области. В то же время вполне правомерно говорить отдельно об этике  судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката. Наряду с этим существует и этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса и т. д. Правда, для ряда юридических специальностей научная  разработка их нравственных принципов  находится лишь на начальной стадии, хотя они стихийно складываются и  соблюдаются на основании единых для всех нравственных норм. Значение юридической этики состоит в  том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению  правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также  и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и  юридическую деятельность в целом  гуманистическим содержанием. Юридическая  этика, раскрывая и пропагандируя  гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает  позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение. Юридическая  этика способствует правильному  формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства  людей, охрану собственной чести  и репутации.

  1. Этические ценности и принципы адвокатской этики

    Этические принципы служат адвокату ориентирами  при решении того или иного  конкретного вопроса, проблемы, при  выборе собственной линии поведения  или поведения своего клиента. Эти  ориентиры необходимы, поскольку  заранее невозможно предусмотреть  все жизненные ситуации, но в то же время в каждой ситуации и каждый раз адвокат должен перед собой, клиентом, государством, обществом, коллегами, профессией убедительно обосновывать свою точку зрения, свое поведение  и свои намерения.

    Значение  профессиональной этики для адвокатской  профессии столь велико, что многие ее основные принципы закреплены в  Федеральном законе от 1 июля 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Закон  регламентирует сложную систему  отношений - "правила игры", на которых строится существование  и деятельность адвокатской профессии. 

    В статье 3 (п.1) зафиксирован характер взаимоотношений  данной профессии с государством. Адвокатура определяется как профессиональное сообщество адвокатов и как институт гражданского общества, который не входит в систему органов государственной  власти и органов местного самоуправления - закон предоставляет этой профессии  автономию и отделяет ее от государства.

    На профессию  адвоката накладываются обязательства  действовать в соответствии с  определенными этическими принципами, которые должны помочь ей сохранять  свою автономию, блюсти требования закона, поддерживать свой авторитет и престиж  в обществе и реализовывать в  согласованных формах свою социальную (этическую) ответственность перед  обществом. Это уровень институциональной  этики. Закон устанавливает следующие  принципы деятельности адвокатуры как  института:

    принцип законности;

    принцип независимости;

    принцип самоуправления;

    принцип равноправия адвокатов.

    В свою очередь, государство берет на себя соответствующие  обязательства. В частности, оно  гарантирует:

    независимость адвокатуры (ст.18);финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую  помощь гражданам бесплатно в  тех случаях, когда это предусмотрено  законодательством РФ (ст.26 и 44);обеспечение  в случае необходимости адвокатских  образований (адвокатский кабинет, коллегию, бюро, консультацию) служебными помещениями и средствами связи;социальное обеспечение, предусмотренное для  граждан Конституцией РФ.Статья 7 Закона об адвокатской деятельности на индивидуальном уровне - на уровне этики добродетелей - вменяет адвокату в обязанность  вести себя этично, честно, разумно  и добросовестно отстаивать права  и законные интересы доверителя всеми  не запрещенными законодательством  способами, соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката.С требованиями индивидуальной этики мы встречаемся также в  ст.13 указанного Закона, которая обязывает  адвоката принести присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь  честно и добросовестно исполнять  обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики". Текст присяги включает принципы честности и добросовестности адвоката. 

    Только  после успешной сдачи квалификационного  экзамена и принятия присяги претендент в соответствии с законом официально получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты (п.2 ст.13). В ст.17 указывается, что адвокат  может быть лишен своего статуса  на основании совершения им поступка, порочащего честь и достоинство  адвоката или умаляющего авторитет  адвокатуры. 

    Кодекс  профессиональной этики адвоката в  соответствии с законодательством  принимается Всероссийским съездом  адвокатов (п.2 ст.36) .

    Контроль  за соблюдением норм кодекса профессиональной этики возлагается на квалификационную комиссию, которая создается специально для приема квалификационных экзаменов  у лиц, претендующих на присвоение статуса  адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов (п.1 ст.33).

    В тексте закона непосредственно регламентируются: принцип независимости, соблюдение адвокатской тайны, правила поведения  в ситуациях конфликта интересов.

    Принцип независимости относится к числу  основных принципов юридической  деятельности. Очень точно характеризует  этот принцип Президент Совета Коллегий адвокатов и Юридических обществ  Европейского Сообщества, адвокат Раймон Муллерат в своей статье "Независимость - основной принцип юридической этики": "Независимость - сущность юридической  профессии. Свободное общество и  свободные люди не могут существовать без компетентных и независимых  юристов. Без независимых юристов  не может быть беспристрастных судей. Независимость - это квинтэссенция  юридической деятельности"

    Закон гарантирует  адвокату возможность следовать  принципу независимости в своей  деятельности, не подвергаясь преследованиям и под защитой государства, а  также обеспечение безопасности ему и членам его семьи, сохранность  его имущества. Статья 18 (п.1) запрещает  вмешательство в адвокатскую  деятельность, которая осуществляется в соответствии с законодательством, и препятствование деятельности адвоката.

    Другой  важный принцип - соблюдение адвокатской  тайны. В ст.8 дается следующее определение  адвокатской тайны: "Адвокатской  тайной являются любые сведения, связанные  с оказанием адвокатом юридической  помощи своему доверителю". Закон  отказывает адвокату в праве разглашать сведения, сообщенные ему доверителем, в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя. Адвокат вправе соблюдать  этический и в то же время юридический  принцип конфиденциальности: в ст.8 говорится, что адвокат не может  быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших  ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью  или в связи с ее оказанием.Закон  расширяет права адвоката на общение  с клиентами, заключенными под стражу. Он может беспрепятственно встречаться  с ними наедине, без ограничения  числа свиданий, их продолжительности  и, что немаловажно, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность.Статья 6 регламентирует поведение адвоката в ситуации конфликта  интересов. Адвокат в соответствии с требованием закона не вправе принимать  поручение от лица, обратившегося  к нему за оказанием помощи, в  случае, если он:имеет самостоятельный  интерес по предмету соглашения с  доверителем, отличный от интереса данного  лица;состоит в родственных или  семейных отношениях с должностным  лицом, которое принимало или  принимает участие в расследовании  или рассмотрении дела данного лица;оказывает  юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного  лица.Закон определяет социальную {этическую) ответственность адвоката в ст.26 ("Оказание юридической помощи гражданам  Российской Федерации бесплатно") и ст.44 ("Обеспечение оказания гражданам Российской Федерации  юридической помощи бесплатно, а  также юридической помощи по назначению").Социальная ответственность адвокатов реализуется  ими в процессе участия в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов  предварительного следствия или  суда. 

Информация о работе Возникновение и развитие этической мысли