Анализ операций коммерческих банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является комплексное исследование рынка банковских операций и услуг с драгоценными металлами и драгоценными камнями и разработка методических и практических рекомендаций по развитию рынка в современных условиях.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы банковских операций на рынке драгметаллов и драгоценных камней;
- выявить особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков с драгоценными металлами;
- определить роль и изучить современное положение коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней;
- рассмотреть виды банковских операций с драгоценными металлами и оценить их экономическую эффективность;
- рассмотреть проблемы и перспективы организации деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Теоретические аспекты функционирования коммерческого банка на рынке драгоценных металлов …………………………………………………
6
1.2 Понятие и виды аффинажных драгоценных металлов и драгоценных камней как объектов банковских операций ........................................................
6
1.2 Особенности правового регулирования деятельности коммерческих банков с драгоценными металлами и камнями ………………………………...
14
1.3 Роль и значение коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и камней …………………………………………………………………………..
18
2 Анализ и оценка операций коммерческого банка на рынке драгоценных металлов ………………………………………………………………………….
30
2.1 Общая характеристика Сбербанка ………………………………………… 30
2.2 Общая характеристика операций коммерческого банка на рынке драгоценных металлов …………………………………………………………..
32
2.3 Анализ операций с драгоценными металлами на примере Сбербанка ...... 49
3. Перспективы развития банковских операций с драгоценными металлами в Российской Федерации ……………………………………………………....
67
3.1 Организация работы с драгоценными металлами в российском коммерческом банке …………………………………………………………...
67
3.2 Совершенствование государственного регулирования операций с драгоценными металлами ..……………………………………………………. 75
3.3 Проблемы налогообложения в сфере добычи и обращения драгоценных металлов………………………………………………………………………. 86
3.4 Проблемы деятельности коммерческих банков на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и пути их разрешения …………………..... 90
Заключение ………………………………………………………………....... 96
Список использованных источников ………………………………………. 99
Приложение А Бухгалтерский баланс за 2009 г. ................................................ 103
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках за 2009 г. ..................................... 105

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 766.00 Кб (Скачать)

      3.2 Совершенствование  государственного  регулирования операций  с драгоценными металлами 

      Раскрытые в предшествующих главах аспекты  банковской деятельности с драгоценными металлами обосновывают актуальность анализа перспектив дальнейшего увеличения доли операций с золотом в бизнесе российских коммерческих банков при условии сохранения современных тенденций роста объема мирового рынка золота и высоких цен на драгоценный металл. При этом достижение качественных результатов, выраженных посредством эффективности развития бизнеса, роста доходности и поддержания разумной конкуренции в этом направлении банковского бизнеса равнозначно зависит как от самих банков, так и от регулирующей политики государства на рынке золота.

      Как рассматривалось ранее, механизм рынка  золота достаточно сложен, субъекты рыночных отношений для полноценного функционирования рынка должны обладать сравнительно равными правами и возможностями. Качественный упор в развитии рынка должен делаться не только на банковское сообщество, но и на отрасли производства и добычи драгоценного металла, которые, собственно, обеспечивают экономики физическим золотом (основным объектом торговых отношений на рынке). Эффективность развития отраслей добычи и производства золота естественным образом влияет на увеличение объемов банковского бизнеса с золотом, и соответственно оборотов рынка. В связи с этим при оценке перспектив банковского бизнеса необходимо учитывать взаимосвязь политики государственного регулирования и контроля с коммерческим интересом банковского сектора.

      Активность  банков неразрывно связана с возможностью получения прибыли от операций с драгоценными металлами, что в современных условиях особенно сопряжено с такими весомыми факторами как инвестиционная привлекательность золота и продолжение тенденций либерализации российского рынка драгоценных металлов в немалой степени связанных с итогами Саммита-2006 глав «Большой восьмерки» и реализацией государственной программы вступления в ВТО.

      Национальный  рынок золота, как часть рынка  драгоценных металлов, сравнительно молод и в большей мере регулируется государством, а не естественным рыночным механизмом, поэтому деятельность отечественных банковских институтов, связанная с организацией обращения и экспорта золота значительно уступает бизнесу зарубежных конкурентов. Вместе с тем, компетентные реформы, направленные на ослабление или ликвидацию рудиментов плановой экономики, способны оказать позитивное влияние на текущую ситуацию и способствовать повышению темпов развития рынка драгоценных металлов в целом и рынка золота, в частности, что, несомненно, окажет позитивное влияние и на банковский сектор. Для этого необходима соответствующая нормативно-правовая база, которая в настоящее время не в состоянии обеспечить применение и развитие всех современных инструментов и услуг, аналогичных используемым в международной практике.

      Поэтому в качестве основных задач соответствующих  государственных органов, направленных на повышение перспектив развития рынка  и соответственно банковских операций с золотом, рационально отметить либерализацию процесса добычи, обращения и экспорта драгоценного металла, а также разработку основополагающей законодательной базы, направленной на регулирование отношений при осуществлении ранее нетипичных для российского финансового рынка операций с золотом (обезличенные металлические счета, срочные контракты, размещение средств в инвестиционные фонды, базирующиеся на металлических активах и др.).

      В качестве приоритетных направлений  либерализации можно выделить общие  изменения в области подхода государства при осуществлении регулирующей и фискальной политики, направленной на обращение золота (и других драгоценных металлов). Для повышения функциональности данного процесса необходимо снизить некоторые нормы существующего регулирования, вместе с тем, сохранив меры законодательного взыскания в случаях недобросовестного выполнения контрагентами своих обязательств или мошеннических действий в области добычи, производства и сделок купли-продажи золота. При этом нужно принимать во внимание, что некоторые действующие нормы государственного контроля «перешли» в рыночную экономику из плановой, где каждый этап обращения золота, которое являлось стратегическим активом государства, находился под жестким контролем государственного аппарата.

      Последующие рыночные реформы 90-х г.г. прошлого века на основании изученных нормативных документов, по мнению автора, можно охарактеризовать как стремление государства снизить издержки на золотодобычу (в соответствие с тенденцией перехода к свободному рынку) с одновременным сохранением стратегической значимости золота (сохранение монополии государства на организацию обращения и выбор контрагентов, что обычно регулируется самим рынком). Таким образом, с позиции издержек производства и поиска инвестиций преобладают механизм рынка, а с позиции реализации – принцип государственного регулирования, что значительно ослабило зарождающие предпринимательские отношения в сегментах торговли и обращения драгоценных металлов.[12]

      В настоящее время режим в достаточной  степени смягчился, а именно, за период с 1998г. по 2006г. в России проведен ряд существенных шагов, направленных на повышение результативности использования золота в качестве финансового инструмента и функционирования рынка золота в целом, к основным из которых можно отнести: а) исключение золота из состава валютных ценностей; б) отказ государства от монополии на добытое золото; в) отмена лицензирования оборота золота; г) снятие режима государственной тайны с оборота золота. Дальнейший процесс либерализации законодательства продолжается: разрабатывается концепция проекта нового федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», отменены или приведены в соответствие с действующим законодательством около 50 различных нормативных правительственных и ведомственных актов.

     Сложившуюся ситуацию, с одной стороны, можно  трактовать как свидетельство того, что на государственном уровне уделяется соответствующее внимание направлению и регулированию потоков обращения добываемого и производимого золота, а с другой, как подтверждение действующих противоречий между современными тенденциями развития рыночной и существующими рудиментами плановой экономики. Одновременно на формирование законодательства оказало влияние усиление государственного и частного интереса к золоту как объекту рыночного обращения и финансовому инструменту, к возможности совершения с ним сделок и операций.[7]

      По  мнению автора, современная отечественная правовая база в сфере золота прошла неоднозначный процесс формирования, который связан со сложностями переосмысления значения золота и его стратегических запасов для государства, вставшего на путь перехода к рыночному механизму регулирования экономики. Даже в рамках одного государства необходимо некоторое время на проведение своего рода «демонетизации» (под данным термином стоит понимать снижение стратегического значения желтого металла при переходе от СССР к РФ) золота, когда как в мировых масштабах этот процесс занял гораздо больший временной период и по настоящее время периодически обсуждается вопрос об его окончании. Поэтому в известной мере противоречивость отечественного законодательства в сфере золота связана как с общей политикой рыночных реформ, изменением политического и экономического строя страны, так и с некоторыми рациональными (для того времени) принципами и основами реформируемого строя. Как уже рассматривалось выше, ценность и значение золота настолько прочно обосновались в умах людей, что какие-либо изменения, связанные с трансформацией созданных стереотипов, а особенно на правовом уровне, требуют определенного времени для реализации.

     Немаловажным  фактором дальнейшего укрепления и развития российского рынка золота и расширения числа банков, работающих на нем, может послужить политика государственного протекционизма, направленная, прежде всего, на защиту интересов золотодобывающих предприятий, повышение их конкурентоспособности и ликвидацию теневого оборота золота на территории РФ. Данная политика, главным образом, позволит нарастить и стабилизировать объемы добычи и соответственно поступление на рынок золота. В настоящее время практика государственного протекционизма неконкурентоспособных отраслей и слаборазвитых сегментов рынка, имеющих важное для национального хозяйства социально-экономическое значение, широко используется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, например, в ряде государств Европы и Евросоюза.

     России, как одной из ведущих стран-продуцентов золота в целях национального интереса рационально пересмотреть сформировавшуюся на ранних стадиях рыночных реформ позицию «невмешательства» государства в деятельность коммерческого сектора и инициировать политику протекционизма в области добычи, производства, внутреннего обращения и экспорта золота. В качестве базовых направлений этой политики необходимо выделить либерализацию действующего законодательства (снятие нерыночных ограничений, доработка и расширение понятийного аппарата законодательной базы), реформу налогообложения (снижение или отмена некоторых налогов) и лоббирование интересов отечественных предприятий, компаний и банков, работающих в сфере золота.[8]

     Например, одним из сдерживающих факторов повышения  объемов золотодобычи российскими предприятиями является рост стоимости энергоносителей и ГСМ, поэтому в настоящее время необходимо уже на государственном уровне взять под контроль данную проблему и разработать гибкую политику по урегулированию сложившийся ценовой дискриминации.

     Актуальность  реформ и государственного протекционизма, направленных на развитие российского рынка золота, связана также с одним из немаловажных аспектов современной национальной политики, заключающимся в дедолларизации отечественной экономики посредством расширения спектра более доступных для широких масс населения страны инвестиционных инструментов.

     Учитывая  показатели высокой ценовой конъюнктуры мирового рынка золота, рост российской экономики и благосостояния граждан, золото и другие банковские металлы могли бы стать одним из альтернативных инструментов инвестирования свободных средств граждан и вытеснения традиционных для экономики переходного периода долларовых накоплений. Этот шаг в некоторой степени позволит снизить объемы обращения долларов США на территории России, предохранить сбережения части населения страны от возможных дестабилизационных и кризисных явлений в американской экономике и снизить общую зависимость денежной системы от долларовых накоплений. В настоящее время реализация данного аспекта могла бы оказать позитивное влияние на дальнейшее укрепление, развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики.

     Имеющиеся на сегодняшний день правовые ограничения  направлены в большей степени  на предотвращение фактов недобросовестности и мошенничества при операциях с золотом, но вместе с тем назрела необходимость изменить другие аспекты законодательного регулирования операций с драгметаллами.[14]

     Узаконить соответствующей поправкой в  Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предпринимательскую деятельность по частной геологоразведке и добыче золота (вольноприносительства) в определенных государственными нормативами рамках (например, малые россыпи), что в немалой степени может способствовать снижению теневого оборота золота и повышению налогоотдачи от отрасли, без увеличения ставок налогообложения.

     Современное социальное значение вольноприносительства обосновано созданием стимула для организации малого бизнеса и повышению уровня занятости в тех частях страны, где региональная экономика зависима от эффективности работы золотодобывающей отрасли. Примечательно, что аналогичный опыт существовал в дореволюционной России и СССР и в настоящее время применяется в таких странах как Австралия, Германия, Финляндия и др.

     На  развитие банковского бизнеса с  золотом реализация данной меры может также оказать позитивное влияние: организация новых схем кредитования частных предпринимателей в области золотодобычи и получение дополнительных источников приобретения драгоценного металла (в основном для небольших банков), т.к. осуществлять скупку добытого драгоценного металла рационально поручить коммерческим банкам, которые обладают существенным опытом работы с драгоценными металлами и соответствующими специалистами, помещениями и техникой.[13]

     Предоставить  право первооткрывателю месторождения  золота на пользование участком недр при наличии у него соответствующей документации, что может способствовать устойчивому инвестиционному климату в отрасли, а также стимулировать воспроизводство минерально-сырьевой базы страны. Вместе с тем для повышения эффективности кредитования отрасли необходимо предусмотреть возможность залога данного права, что позволит в случае невозврата кредита (займа) обратить взыскание кредитора - залогодержателя на право пользования месторождения золота в погашение ссудной задолженности.

     Необходимым стимулом повышения активности инвестиционного процесса служит уверенность в том, что в случае открытия месторождения золота право на его разработку будет принадлежать субъекту инвестирования, что позволит вернуть вложенные средства и получить доход.

     Для банков данный факт может иметь решающее значение также и при принятии решения на выдачу кредита и прямом или портфельном инвестировании золотодобывающей компании. Механизм залога права пользования участками месторождений золота при реализации схем кредитования значительно снизит банковские риски, будет способствовать более свободному привлечению в золотодобычу ссудного капитала и повышению эффективности схем кредитования отрасли.

Информация о работе Анализ операций коммерческих банков с драгоценными металлами и драгоценными камнями