Анализ развития современной финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в концептуальном обосновании и раскрытии направлений повышения эффективности функционирования финансовой системы на региональном уровне как фактора совершенствования региональной финансовой политики в федеративном государстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы финансовой системы…………….. 6
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………. 6
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…... 15
1.3 Роль финансов в регулировании экономики………………………. 23
2 Анализ развития современной финансовой системы
РФ……………………………………………………………………………….. 26
2.1 Характеристика современного состояния финансовой системы РФ. 26
2.2 Анализ развития финансовой системы РФ в 2007 – первом полугодии 2011 года…………………………………………………………………... 32
2.3 Проблемы развития финансовой системы России после кризиса 2008 года…………………………………………………………………………. 47
3 Проблемы и перспективы развития финансовой системы России………………………………………………………………………… 64
3.1 Проблемы конвертируемости рубля………………………………… 64
3.2 Последствия присоединения России к ВТО………………………… 67
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке……………… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Список литературы……………………………………………………… 80
Приложения………………………………………………………………… 83

Работа содержит 1 файл

Финансовая система России нат.doc

— 859.50 Кб (Скачать)

Ожидаемое в текущем  году замедление роста спроса в группе стран — ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стран — ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.

Переход к формированию денежного предложения преимущественно  за счет увеличения валового кредита  банкам при снижении роли прироста чистых международных резервов позволит более эффективно использовать процентные инструменты денежно-кредитного регулирования, сделать действенным процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В то же время уменьшение присутствия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке даст возможность повысить гибкость курсовой политики, осуществить постепенный переход к режиму свободно плавающего валютного курса.

Выбор курсовой политики также оказывается весьма непростой  задачей. В начале развития кризисных процессов в мировой экономике Банк России поддерживал неизменный курс национальной валюты по отношению к бивалютной корзине. Это сопровождалось снижением международных резервов и сокращением денежной массы.

С середины ноября 2008 г. он приступил к плавному ослаблению национальной валюты посредством постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. За 2008 г. реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам укрепился на 4,5%, в том числе в декабре по отношению к ноябрю ослабел на 3,6%.

Сдерживание процесса ослабления рубля потребовало от Банка России значительных объемов интервенций на валютном рынке. Эксперты сходятся во мнении, что постепенное ослабление национальной валюты является более затратным с точки зрения расходования международных резервов. На ожиданиях девальвации рубля спрос на иностранную валюту многократно увеличивается. Вместе с тем постепенное ослабление курса валюты позволило банкам создать необходимые валютные резервы и обеспечить устойчивость пассивной части банковской системы.

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

Отметим, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны — так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

В странах с развивающейся  экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема — обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики — адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

Перед нашей страной  стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:

- использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям — инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.?

- использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

Поддержка реального  сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.

В октябре 2008 года Газэнергопромбанк  приобрел Собинбанк, которому также принадлежат 100% акций Русского ипотечного банка и 49% акций банка «Финсервис». В результате данной сделки была образована новая банковская группа, вошедшая в число крупнейших финансовых институтов России. Совокупный размер активов банковской группы превышает 150 млрд. рублей. В качестве дополнительной меры обеспечения интересов клиентов Собинбанка Центральный банк РФ разместил в Газэнергопромбанке долгосрочный депозит. Оказание государством поддержки банку предполагает решение следующих основных задач: стабилизация его финансового положения и восстановление частично или полностью утраченной ликвидности, а также предотвращение возникновения «эффекта домино» в банковской системе в целом20.

Основные усилия как  раньше, так и сейчас направлены в первую очередь на гарантированное поддержание мгновенной ликвидности. Вторым по значимости шагом является восстановление ликвидности приобретенного Собинбанка в среднесрочном и долгосрочном аспектах. В рамках этой работы Газэнергопромбанк выкупил портфель кредитов Собинбанка, у которого, качественный пул ипотечных кредитов объемом 20 млрд. рублей. Начат процесс восстановления кредитных лимитов по платежным картам Собинбанка для зарплатных клиентов. Так что своевременная поддержка приобретенному банку оказывается. В настоящее время переходят к этапу восстановления полноценной деятельности Собинбанка. Стратегия деятельности банковской группы находится в процессе формирования.

ЮниКредит банк со своей стороны делает все от них зависящее, направляя выделенные государством средства на поддержку реального сектора экономики. Кроме того, намерены еще активнее осуществлять поддержку местных игроков. Так, в настоящее время банк находится в процессе подписания соглашения с ЦБ РФ о компенсации Банком России расходов, которые могут возникнуть у ЮниКредит Банка в случае неисполнения банком-контрагентом своих обязательств перед банком по операциям межбанковского кредитования и РЕПО.

За последние три  месяца ЮниКредит Банк привлек 70 млрд. рублей от Минфина и ЦБ: 20 млрд. было направлено на рынок МБК, 10 млрд. —  на кредитование физлиц, 40 млрд. — на кредитование реального сектора.

Причин непонимания между крупными банками и государством может быть две. Первая заключается в том, что в последнее время вкладчики предпочитают хранить средства на валютных счетах, опасаясь девальвации рубля. При этом в банках нарастает объем валютных пассивов. Сейчас в России валюту разместить негде, поэтому банки стараются размещать данные средства в валютных кредитах и на депозитах иностранных банков. Отсюда вытекает вторая причина — средства, размещенные в банках-нерезидентах, считаются иностранными активами российских кредитных организаций. Подобные операции учитываются в сальдо операций с капиталом в РФ, следовательно, приводят к техническому оттоку капитала из страны. В то же время прекрасно понимаем озабоченность ЦБ РФ в связи с размещением средств за границей, поэтому уже сейчас существенно сократили размещения в банках-нерезидентах и конвертировали их в рубли, хотя и с потерей, разместив в рублевых активах.

Банки подошли к вопросу распределения госсредств со всей ответственностью с учетом сложившейся рыночной неопределенности. К тому же рекомендации Банка России и лично премьер-министра четко указывают на необходимость эффективно и безотлагательно распределять полученные средства на поддержку важнейших отраслей экономики.

Если сравнивать нынешнюю ситуацию с кризисом 1998 года, то совершенно очевидна позитивная роль Банка России и государства. Действия своевременны, оперативны, и даже в случае корректировки действий банковского сектора это будет свидетельством того, что правительство «держит руку на пульсе» и контролирует ситуацию, которая развивается стремительно. Рекомендации, касающиеся распределения госсредств в реальный сектор, мы оцениваем как эффективные и правильные как для банковского сектора, так и для всей экономики в целом.

Государство выполнило  и выполняет свою функцию выделения  средств для борьбы с кризисом. Было бы глупо всю работу делать только правительству — банкиры  должны внести свою лепту в решение  этих задач, включая определение  отраслей и крупных получателей помощи. Без поддержки собственной ликвидности обойтись было сложно, поскольку выполнение нормативов и расшивка проблем банков, через которые поступает помощь, является техническим условием работы системы. Тезис «в экономику деньги почти не пошли» несправедлив, поскольку опирается на стереотипы массового сознания, что все уходит куда-то мимо и т. д. Общественности, конечно, трудно разобраться в этих вещах, поскольку для нее неизвестен масштаб проблемы, тем более невозможно сопоставить этот масштаб с масштабом стабилизационных вливаний. Поскольку кризис системный, кризис ссудной экономической модели, то просто деньгами — что в России, что в Европе, что в США — проблему не решить.

Очень хорошо, что все  наблюдают ситуацию в очень быстрой  динамике — и уже сейчас понятно то, что предложенные еще пару недель назад меры недостаточны. Но необходимы. Таким образом, мы все вместе — глобализованный мир, включающий все развитые экономики — должны бороться и выходить из кризиса, вытягивать свою экономику, помогая тем самым в том числе и мировой экономике. Запирательская позиция, изоляционизм не приведут к положительным результатам. Необходимо понять это как можно раньше.

В сложившейся ситуации банкирам не надо бояться и избегать ответственности перед государством. Это ложная цель. Наилучшим ответом в этой ситуации стала публикация Сбербанком 19 ноября Новой кредитной политики банка. В ней изложены базовые принципы работы банка, названы приоритетные отрасли, обозначены подходы к сотрудничеству. Вот, пожалуйста — если вы заемщик, особенно корпоративный, сверяйте свои потребности с подходом банкиров. Будьте адекватны в оценке своего кредитного качества, признавайте право банка на следование своей кредитной политике…

Базовым принципом участия  государства в поддержке кризисных банков будет их социальная и экономическая значимость. Значимыми для государства являются 200 крупнейших и отдельные региональные банки.

В конце октября АСВ  по закону получило право осуществлять меры по предупреждению банкротства кризисных банков. Агентство может активно участвовать в определении судьбы проблемного банка, подыскивать ему новых инвесторов, помогать материально. При этом государство будет это делать только в случае социально-экономической целесообразности. Например, если у банка крупный кредитный портфель или большое число частных вкладчиков. Проще говоря, поддержка придет, если банкротство обойдется государству дороже спасения.

Раньше судьба несостоятельного банка была предрешена – ЦБ отзывал лицензию. Теперь, когда угроза банкротства нависла над десятками учреждений, простое закрытие всех подряд проблемных банков грозит социальной катастрофой. Поэтому государство в лице АСВ решило проводить санацию, то есть оздоровление. Ориентиром для него станут топ-200 российских банков – именно им будет оказана поддержка в случае необходимости. Мелкие банки, если они социально-значимы в своем регионе, тоже обещают не бросить на произвол судьбы.

Выявлением проблемных банков занимается ЦБ РФ, он и предлагает АСВ заняться оздоровлением. Агентство  проводит анализ финансового состояния «больного», после чего принимает решение об участии в предотвращении банкротства. Если АСВ решает «спасти», то первым делом ищет ему нового инвестора. Таковые уже нашлись для трех кризисных банков – ВЕФК, Русский банк развития (РБР) и «Потенциал». Новым акционерам выделены денежные средства, необходимые для погашений обязательств и стабилизации. На эти цели агентству выделено 200 млрд. руб. бюджетных денег, однако они пока не дошли до АСВ. Поэтому оздоровление финансируется за счет кредитов ЦБ. Центробанк дает кредиты под 1/2 ставки рефинансирования, или 5,5% годовых. Сейчас агентство проводит оценку состояния еще 10 российских банков: 2 московских и 8 региональных.

Информация о работе Анализ развития современной финансовой системы РФ