Анализ развития современной финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в концептуальном обосновании и раскрытии направлений повышения эффективности функционирования финансовой системы на региональном уровне как фактора совершенствования региональной финансовой политики в федеративном государстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы финансовой системы…………….. 6
1.1 Финансы как целостная экономическая категория…………………. 6
1.2 Основные звенья финансовой системы Российской Федерации…... 15
1.3 Роль финансов в регулировании экономики………………………. 23
2 Анализ развития современной финансовой системы
РФ……………………………………………………………………………….. 26
2.1 Характеристика современного состояния финансовой системы РФ. 26
2.2 Анализ развития финансовой системы РФ в 2007 – первом полугодии 2011 года…………………………………………………………………... 32
2.3 Проблемы развития финансовой системы России после кризиса 2008 года…………………………………………………………………………. 47
3 Проблемы и перспективы развития финансовой системы России………………………………………………………………………… 64
3.1 Проблемы конвертируемости рубля………………………………… 64
3.2 Последствия присоединения России к ВТО………………………… 67
3.3 Перспективы России на мировом финансовом рынке……………… 70
Заключение………………………………………………………………… 77
Список литературы……………………………………………………… 80
Приложения………………………………………………………………… 83

Работа содержит 1 файл

Финансовая система России нат.doc

— 859.50 Кб (Скачать)

Общие принципы организации  и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации. В 2004 году Бюджетный кодекс РФ подвергся существенным изменениям.

Каждый субъект Российской Федерации (в соответствии со ст. 15 БК РФ) имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Совокупность регионального и местных бюджетов образует консолидированный бюджет субъекта РФ.

В бюджетах субъектов  Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»10 (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Государственные внебюджетные фонды. В финансовой системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды были образованы в соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 года). Создавались они в связи с необходимостью выделения жизненно не- обходимых для общества расходов в самостоятельную группу и обеспечение их источниками доходов. На территории субъектов Российской Федерации действуют отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд Российской Федерации. Был образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года. Его деятельность регламентируется Положением о Пенсионном фонде. Бюджет Пенсионного фонда подготавливается и утверждается в качестве федерального закона в соответствии с Постановлением Правительства РФ. В Законе о бюджете Фонда утверждается общая сумма расходов по направлениям.

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС) создан в  целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и улучшения материальных условий определенных групп населения. ФСС является автономным и строго целевым11.

Фонд обязательного  медицинского страхования Российской Федерации образован в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 года. Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров и других категорий). Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации рассматриваются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

Государственный кредит включается в финансовую систему  в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств.

Финансы системы страхования. Переход к рыночным отношениям предопределил появление множества хозяйствующих субъектов, заинтересованных в обеспечении защиты своей предпринимательской деятельности, своего имущества, своих доходов от различных стихийных бедствий и непредвиденных ситуаций, от последствий коммерческой деятельности (или бездеятельности) своих партнеров и своей собственной. Развитие рыночных отношений вызвало активное развитие множества страховых компаний различных форм собственности. Однако, в настоящее время существует тенденция к уменьшению их количества - с 1996 года, когда компаний было три тысячи, количество сократилось более чем в два раза.

Система страхования  является самостоятельным звеном финансовой системы России. Статья 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2005) определяет страхование как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками.

В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной период своего развития, связанный с многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений — такие, например, как финансы межгосударственных сообществ. Например, межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов и т.п., были созданы в рамках Европейского сообщества.

Финансовые отношения, таким образом, порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само, по выражению К.Маркса, «есть продукт общества на известной ступени развития». Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

Местом возникновения  финансовых отношений является вторая стадия воспроизводственного процесса, где происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. На первой, второй и третьей стадии кругооборота средств происходят акты купли-продажи в процессе воспроизводства, средства лишь меняют свою форму с денежной на товарную, и обратно. Следовательно, в обмене нет места финансам. Финансы возникают лишь тогда, когда происходит распределение стоимости произведенного продукта. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений12.

Распределительные отношения  — часть экономических отношений  в обществе. И финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.

Первоначальной сферой возникновения  финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. При этом под первичным распределением понимают процесс дробления реализованной стоимости и вычленение из ее состава первичных доходов, соответствующих отдельным составляющим цены товара (заработной плате, прибыли и др.). С помощью финансов осуществляется вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и др., что отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части.

Следовательно, на первом этапе пропорции распределения  стоимости общественного продукта отражают структуру отношений самого производства — выручка делится пропорционально элементам стоимости, отражающим условия производства товара. Однако, распределенная таким образом выручка не соответствует потребностям динамично изменяющегося общественного производства, что вызывает необходимость в ее перераспределении. Последнее осуществляется посредством формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования.

Итак, финансовые отношения  по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам.

 

1.2 Основные  звенья финансовой системы Российской  Федерации

 

В 1991-1992 гг. в России произошла  смена политических ориентаций. В  стране было объявлено о переходе на рыночные отношения, проведении в  экономике рыночных реформ.

Был взят курс на либерализацию  экономики. Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с 1 января 1992 г. Одновременно Правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, отмене государственного дотирования убыточных отраслей. Было отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации (переводу из государственной собственности в частную). На месте государственных предприятий возникли различного рода акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом, арендные и малые предприятия. Возникли структуры рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды, фирмы, концерны и т. п. Стало сокращаться производство13.

В условиях упадка производства образовался товарный дефицит. Либерализованные цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная инфляция. Сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение. Экономика страны находилась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен, инфляция и безработица. Начался резкий спад инвестиционной деятельности, сопровождающийся оттоком российских капиталов за рубеж. В стране начал разрастаться кризис неплатежей. Государственный бюджет из года в год оставался дефицитным. Крупномасштабными стали внешние займы.

Государственное регулирование  экономики в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика усилила роль финансов на микроуровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса.

Но, тем не менее, в  финансовой политике государства с 1999 г. стали проявляться перспективные направления, которыми предусмотрено:

  • добиться снижения дефицита бюджета путем регулирования налогообложения предприятий и граждан, таможенных тарифов, уменьшения государственных расходов на содержание аппарата управления. Принять меры для установления размера первичного профицита федерального бюджета на уровне 2,5-3% ВВП;
  • упорядочить и упростить систему налогообложения предприятий и физических лиц, значительно сократить количество налогов;
  • снизить уровень инфляции, создать свободу предприятиям в выборе предпринимательской деятельности;
  • оживить промышленное и сельскохозяйственное производство в стране, расширить подготовку специалистов, способных оживить производство и финансовые отношения;
  • поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики. Для этого следует провести реформирование банковской системы с тем, чтобы целью банков было не извлечение максимальной прибыли в своих корыстных интересах, а обслуживание предприятий и населения за минимальную плату;
  • упорядочить систему кредитных отношений. Развитие кредитных отношений должно служить расширению производства и сферы услуг;
  • осуществить концентрацию в руках государства (в федеральном бюджете) значительной части финансовых ресурсов страны для финансирования общегосударственных мероприятий в производственной и непроизводственной сферах;
  • обеспечить в перспективе социальную направленность государственного бюджета, выделение финансовых ресурсов на социальные потребности14.

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. 

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы юридических и физических лиц.

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства. 

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

  • перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
  • регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
  • контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. 

Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах. 

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения. 

Информация о работе Анализ развития современной финансовой системы РФ