Анализ состава, структуры и динамики долгосрочного кредитования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:50, доклад

Описание работы

Долгосрочное кредитование в РФ осуществляется следующими способа-ми:
- разовым зачислением денежных средств на банковские счета либо вы-дачей наличных денег заемщику - физическому лицу;
- открытием кредитной линии, т.е. заключением соглашения (договора), на J основании которого клиент-заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, если общая сумма предоставленных клиенту-заемщику денежных средств не превышает J максимального размера (лимита), определенного в соглашении (договоре) и ес-ли в период действияJсоглашения (договора) размер единовременной задол-женности клиента-заемщика не превышает установленного ему данным согла-шением J (договором) лимита задолженности.

Работа содержит 1 файл

реферат .doc

— 996.50 Кб (Скачать)

Однако основные ожидания в наступившем году связаны с  тем, как поведут себя крупнейшие иностранные игроки, которые уже начали свою деятельность в России или намерены это сделать. Напомним, что в прошлом году сразу несколько крупных западных операторов отметились на российском рынке потребительского кредитования. В конце июля BNP Paribas, второй крупнейший по активам французский банк, официально сообщил, что купил 50% акций компании «Русский стандарт», которой принадлежит более 90% капитала одноименного российского банка. Американская компания General Electric Consumer Finance купила у компании Delta Capital Management, управляющей инвестфондом «США-Россия», 100% Дельта-Банка. А один из трех крупнейших французских банков Societe Generale и управляющая компания фондами прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners (BVCP) вывели в конце августа на российский рынок компанию «Русфинанс». Большинство экспертов сходятся во мнении, что в 2008 году в России могут появиться новые иностранные игроки, что приведет к серьезному ужесточению конкуренции на нем. Однако с этим мнением согласны не все. В частности, генеральный директор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Александр Семеняка недавно заявил «Известиям», что, по его мнению, иностранные банки «пока будут прощупывать рынок - вложив по их масштабам небольшие деньги, они, возможно, будут собирать статистику».9

Между тем опрос 72 отечественных  банков, проведенный Ассоциацией  региональных банков России и консалтинговой группой «БФИ», показал, что у 71,4% банков доля выданных населению кредитов ниже 10% совокупных активов. В среднем по стране доля кредитов физическим лицам в общем кредитном портфеле составляет 9,3%. Для сравнения: в США это 59,5%, в Бразилии - 24%, в Чехии - 20,8% 10.

Идеальные потребители  кредитов в России - это люди с  ежемесячным доходом свыше 500 долларов. По данным различных исследований, только в Московском регионе таких около полутора миллионов человек, в Петербурге -255 тысяч, а всего по России - около 2,5 миллиона человек. Средний представитель этой категории берет в долг суммы от 350 до 1000 долларов сроком на полгода.

Однако существует и  другой подход к определению круга потенциальных заемщиков: если брать в расчет жителей России в возрасте от 21 до 55 лет со средним доходом в 200 - 300 долларов, то в эту категорию попадет уже около 60% населения.

Кроме того, есть статистическая закономерность снижения доли покупок в кредит с ростом доходов, превышающих 1 тысячу долларов.

По данным АРБ, наиболее активными участниками программ кредитования населения сегодня являются банк «Русский стандарт», Райффайзенбанк (Австрия), Сбербанк и Альфа-банк, которые на данный момент предоставили населению в долг более 150 миллиардов рублей. Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге и регионах потребительское кредитование развивают «Дельта-банк», Банк Москвы, Росбанк, МДМ-банк, Ситибанк, чешский «Home Credit Finance», «Первое ОВК», «УралСиб» и другие11.

В развитии потребительского кредитования заинтересованы не только банки, но и торговые организации, которые  таким образом привлекают ранее  недоступные категории потребителей с более низким доходом. По экспертным оценкам, через 2-3 года до 20-30% автомобилей и бытовой техники россияне купят в кредит, а банки им одолжат на эти цели до 2 миллиардов долларов. Пока, по усредненным данным банковских специалистов, в кредит продается 2-3% российских машин и 5-10% бытовой техники.

Есть и другая статистика, которая показывает распределение  общего объема выданных гражданам кредитных средств. В 2007 году 70-80% кредитов выдано на покупку бытовой техники и автомобилей, а остальные 20-30% - на мебель, стройматериалы, одежду, турпоездки и некоторые другие товары и услуги. Новый для России вид кредитования на образование предлагает Сбербанк на срок до 11 лет под 19% годовых12.

Рынок потребительского кредитования переживает сейчас период бурного развития. Это очень перспективный вид банковской деятельности. В России на долю кредитов населению приходится примерно 7% совокупного кредитного портфеля банков, тогда как в мире этот показатель равен 30-40%.13

Величина кредитов, предоставленных  физическим лицам, выросла в 2007г. на 36.4% и превысила рубеж в 400 млрд. руб. (408.7 млрд. руб. на 01.01.09). Доля кредитов физическим лицам в активах банковского сектора увеличилась с 5.3% на 01.01.04 до 6.6% на 01.01.09, а в общей сумме кредитов, выданных банковским сектором, соответственно - с 9.8% до 11.3 процента14.

По мнению аналитиков, тенденция роста выдаваемых банками  потребительских кредитов в ближайшее время не только сохранится, но и будет усиливаться. Банки заинтересованы в продвижении потребительских кредитов, так как кредитование населения является перспективным направлением деятельности как с точки зрения доходов, так и с позиции кредитных рисков.

В России на сегодняшний  день самыми активными операторами  рынка потребительского кредитования являются банки. Потребительское кредитование часто называют «самой демократичной» банковской услугой. Сегодня российские коммерческие банки стали заниматься ипотечным и автокредитованием, реже кредитованием покупки товаров народного потребления и предоставление кредита на неотложные нужды. Однако работа с частными лицами находится на обочине российского банковского бизнеса. По некоторым статистическим данным из общего объема кредитов, выдаваемых российскими банками, на физические лица приходится лишь около 6%. Сколько из этого числа приходится на кредиты физ. лицам-предпринимателям, а также на кредитно-депозитные схемы выдачи зарплат выявить довольно сложно. Судить о степени развитости рынка потребительского кредитования в России можно по 4% доле суд, предоставленных частным лицам в общем объеме кредитного портфеля лидера рынка потребительского кредитования России - Сбербанка РФ (ему принадлежат 20% рынка)15. Монополизм Сбербанка на данном рынке объясняется рядом причин:

  • наличием огромной филиальной сети, что на данном этапе развития рынка потребительского кредитования в России является одним из главных условий эффективной работы с населением;
  • традиционной ориентацией банка на обслуживание населения;
  • сложившимся у населения стереотипом по отношению к Сбербанку как к настоящему розничному банку.

Средним и мелким банкам при отсутствии достаточных средств конкурировать со Сбербанком достаточно сложно. Для организации розничного кредитования необходимы довольно крупные вложения со стороны банка, например, в соответствующую техническую базу, на содержание филиальной сети, расширенного штата служащих и др.

Инвестировать в таких объемах готовы далеко не все, особенно учитывая небольшой  размер сумм розничных операций и  довольно высокие издержки обслуживания частных лиц.

К числу сдерживающих развитие рынка потребительских кредитов факторов также относятся:

  • краткосрочная структура банковских пассивов, что не позволяет развивать долгосрочное кредитование физических лиц;
  • несовершенство законодательной базы, что затрудняет, например при ипотеке, процедуру обращения взыскания на заложенное имущество;
  • наличие так называемых «белых» и «серых» доходов у физических лиц, отсутствие специализированных институтов, формирующих кредитные истории, досье на заемщиков (по аналогии «кредитных бюро» или даже «кредитно-сыскных бюро», активно действующих на Западе), что существенно затрудняет процедуру андеррайтинга потенциальных заемщиком и повышает банковские риски.

Относительно  пассивное участие банков в развитии потребительского кредитования в России во многом объясняется наличием общих причин, препятствующих развитию банковской сферы в целом, начиная с отсутствия развитой системы страхования и заканчивая нестабильной макроэкономической ситуацией в стране. Благосостояние физических лиц подвержено всем экономическим потрясениям, а степень их чувства ответственности за свое доброе имя, как правило, еще невелика.

Однако, как  отмечают многие исследователи, сегодня  в России рынок потребительского кредита имеет колоссальный потенциал своего развития. Так, в начале запуска своей программы розничного кредитования московский банк «Русский стандарт» - сегодня уже одни из лидеров на рынке потребительских кредитов - провел исследования, в результате которых было выяснено, что примерно 40 млн. россиян имеют доходы от 100 до 1000 долл. США в месяц, т.е. являются потенциальными участниками рынка потребительского кредитования. В сочетании с проблемой некоторого дефицита свободных ниш на рынке банковских услуг, можно предположить, что банковский капитал сможет увеличить эффективность своего вложения посредством активизации кредитования потребительских нужд населения16.

Рисунок 2. Показатели потребительского кредитования17

 

Согласно прогнозам  Центрального банка РФ и независимых  участников этого рынка, перспектива  на 2009 гг. выглядит достаточно оптимистично. С точки зрения восприятия стратегии вхождения на рынок любого инвестора, будь то иностранный или российский инвестор, возможны две модели - либо агрессивное развитие и, соответственно, довольно быстрое активное развитие сети отделений или точек продаж в многочисленных торговых сетях, либо осторожное и постепенное проникновение.

Журнал «Эксперт» опубликовал  список 30 крупнейших банков в области  кредитования (приложение 2). Также, по данным журнала «Эксперт», за последние три года возросли объемы долгосрочного кредитования (рис. 3)


 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Объемы кредитования в России18

 

Таким образом, можно говорить о  положительной динамике долгосрочного кредитования за последние годы.

 

2. Анализ состава и структуры долгосрочного кредитования

на примере банка

 

Банк предоставляет  следующие виды ипотечных кредитов населению:

1. Ипотечный кредит - выдается  на покупку, строительство недвижимости, а также на реконструкцию дома, квартиры, гаража и пр.

Ипотечный кредиты - это:

  • предельно широкий спектр применения: приобретение недвижимости, строительство дома и дачи, долевое строительство, реконструкция, ремонт и т.д.;
  • неограниченный выбор объекта недвижимости: земельный участок, квартира, жилой дом, комната, дача, гараж и др.;
  • длительный срок кредитования – до 20 лет; с возможностью предоставления отсрочки погашения основного долга до 2 лет и соответствующим увеличением срока кредитования - до 22 лет, если кредит используется для строительства жилья;
  • максимальная сумма кредита – до 90% стоимости объекта недвижимости, по кредиту «Молодая семья» - до 95%, которая рассчитывается исходя из доходов обоих супругов, а также родителей супругов с обеих сторон («Молодая семья»);
  • отсутствие требования страховать жизнь заемщика и риск утраты права собственности на объект недвижимости;
  • выбор вида обеспечения по усмотрению заемщика. Ипотека недвижимости в пользу банка снижает процентную ставку и не требует иного обеспечения;
  • возможность приобрести жилье в строящемся доме с помощью специальной схемы кредитования;
  • возможность досрочного погашения кредита без ограничений и штрафов;
  • Срок: до 20 лет.

Сумма: не более 90% стоимости  объекта недвижимости или его  части либо стоимости работ по его реконструкции. Максимальный размер кредита определяется на основании платежеспособности заемщика. При этом банк может учесть совокупный доход семьи и все легальные доходы заемщика.

Максимальный размер Ипотечного кредита может быть определен  без учета платежеспособности заемщика - исходя из суммарного актива.

В случае оформления приобретаемой  жилплощади в общую собственность супруги могут стать созаемщиками и нести затраты по кредиту совместно. При расчете кредита может учитывается совокупный доход супругов.

2. Кредит "Ипотечный +" - выдается на приобретение недвижимости, строящейся (построенной) с участием кредитных средств Банка. Особенностью кредита «Ипотечный +» является обязательное оформление в залог приобретаемого/строящегося объекта недвижимости.

Срок: до 20 лет.

Сумма: не более 90% стоимости объекта недвижимости или его части. Максимальный размер кредита определяется на основании платежеспособности заемщика. При этом банк может учесть совокупный доход семьи или доходы по другим местам работы заемщика.

Максимальный размер кредита «Ипотечный +» может быть определен без учета платежеспособности заемщика - исходя из суммарного актива.

В случае оформления жилплощади в общую собственность супруги  могут стать созаемщиками и нести затраты по кредиту совместно. В этом случае, при расчете кредита также учитывается совокупный доход супругов.

3. Кредит "Молодая семья" - разработан специально для молодых семей (возраст одного из супругов не превышает 30 лет), предусматривает кредитование на длительный срок, с возможностью дополнительной отсрочки до 5 лет. Для расчета величины кредита банк принимает доходы членов молодой семьи и их родителей.

 

 

Преимущества кредита:

  • При расчете максимальной суммы кредита банк принимает доходы членов молодой семьи и их родителей (созаемщиков).
  • При анализе платежеспособности членов молодой семьи и их родителей наряду с доходом по основному месту работы в ряде случаев может учитываться их дополнительный доход, что также влияет на сумму кредита в сторону увеличения.
  • Для молодых семей с детьми максимальная сумма кредита увеличена до 95% стоимости объекта недвижимости, что позволяет приобрести жилье с минимальными собственными накоплениями.
  • Максимально возможная сумма кредита может определяться банком до выбора заемщиком/созаемщиками объекта недвижимости исходя из их платежеспособности. При этом в течение 3-х месяцев с момента подачи в банк заявления на получение кредита заемщик/созаемщики имеют возможность подобрать доступное им по цене жилье.
  • Базовый срок кредитования до 20-ти лет. При этом по желанию заемщика/созаемщиков банком могут быть предоставлены отсрочки в погашении основного долга на общий срок не более 5 лет (с увеличением срока кредитования до 25-ти лет):

Информация о работе Анализ состава, структуры и динамики долгосрочного кредитования в РФ