Автокредитование

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Одним из самых популярных видов кредитования, безусловно, является, автокредитование. Приобрести автомобиль хочется многим, однако не многие могут позволить себе приобретение авто за наличные. Приобрести машину можно в кредит, что гораздо удобнее, нежели годами собирать на свою колесную мечту. То есть автомобиль Вы приобретаете за деньги банка, а после выплачиваете банку эти деньги с процентами.

Содержание

Введение 2

Глава 1 Кредитование физических лиц как одна из функций
кредитно-финансовых институтов 5

Банковский кредит как экономическая категория……..5
Цена банковского кредита ..8
1.3. Нормативная база банковского кредитования 12

Глава 2 Автокредитование как банковский продукт………………………....15

2.1. Автокредит и его виды . 15
2.2. Условия автокредитования .22
2.3. Порядок авто кредитования физических лиц .25

Глава 3 .Тенденции развития авто кредитования .39

3.1. Аналитика рынка……………………………………………………..39
3.2. .Перспективы развития автокредита………………………………..43
3.3. Рынок автокредитования сегодня…………………………………..49

Заключение 53

Приложения………………………………………………………………....... .58

Работа содержит 1 файл

Автокредитование.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

На первоначальном этапе развития рынка автокредитования в России (2000-2002гг), когда кредиты предоставляли всего несколько банков, выбор программ был ограничен. В основном предлагался «классический» вариант с достаточно жесткими условиями. С развитием рынка и роста числа игроков, усиливалась конкуренция, увеличивалось количество различных программ. К настоящему времени можно выделить следующие типовые программы кредитования: Классический автокредит; Экспресс-кредит; Беспроцентное кредитование; Кредит без первоначального взноса; Buy-back («обратный выкуп»); Автокредитование без страховки; Кредит на покупку автомобиля у частных лиц; Кредит на подержанный автомобиль; Рефинансирование автокредита и порядка десятка других программ, встречающихся реже.

В годы начала формирования рынка автокредитования в России доминировали банки с иностранным капиталом. Со временем ситуация начала меняться. Банки, поставившие цель развивать розничное кредитование и, в частности, автокредитование, стали «набирать обороты». Если обратиться к данным за прошедшие четыре года, то можно увидеть, что на протяжении 2004-2006 годов лидером по объему выданных кредитов оставался «Росбанк», а по итогам 2007 года лидер сменился.

Одна из основных тенденций  развития рынка автокредитования в  России в течение последних двух лет – это усиление интереса столичных банков к регионам. Так, из топ-«двадцатки» самых «автокредитных» банков по итогам 2007 года, 12 банков более 60% кредитов выдали в регионах (т.е. не в Москве и Московской области, и не в Санкт-Петербурге и Ленинградской области).

Стремительное развитие авторынка в России потянуло за собой  и развитие рынка автокредитования. Российские автопроизводители начали развивать собственные кредитные  программы, большинство иностранных  производителей выдают кредиты, заключая партнерские соглашения с российскими банками или филиалами крупнейших западных банков.  
Крупные отечественные производители автомобилей начали выходить на рынок с собственными продуктами автокредитования в 2006 году: «Кредит на ГАЗ», «Новая формула внедорожника-5Х5»; «Лада Финанс».  
Одной из первых иностранных компаний в России, предоставивших частным лицам возможность приобретать свои автомобили в кредит (2000г.), стала компания Ford. В конце 2006 года сразу несколько мировых автопроизводителей запустили в России свои финансовые сервисы совместно с российскими банками - «Renault Finance», «GM Finance», DaimlerChrysler Financial Services Russia.  
Компания Toyota первой из мировых производителей открыла собственный банк в России. 21 июня 2007 г. С 1 октября 2007 года осуществляет свою деятельность DaimlerChrysler Bank Rus (ныне – "Mercedes-Benz Bank Rus").

Отчет содержит характеристику программ автокредитования ведущих  банков страны и собственных программ кредитования российских и зарубежных автопроизводителей.  
В качестве примера - данные по Сбербанку:  
Кредиты предоставляются по одной из следующих программ:  
1. «Связанная программа»: кредиты на покупку автомобиля (других транспортных средств) в сети торговых организаций, осуществляющих их реализацию, заключивших с Банком договор о сотрудничестве по программе целевого кредитования граждан;  
2. «Стандартная программа»: кредиты на покупку автомобиля у официальных дилеров без заключения договора о сотрудничестве.

 

3.2.  Рынок автокредитования сегодня

 

По итогам 2009 года рынок автоссуд составил примерно $17 млрд., что почти в два раза больше результата 2008-го ($ 9млрд). К концу прошлого года доля заемных автомобилей в общих продажах составила порядка 45%. В 2009-м году этот показатель может «подобраться» к 52%, в то время, как в 2008-м он достигал 37%,а в 2007-м- 25% .

Несмотря на кризис ликвидности, общий объем  выданных автоссуд во второй половине 2008-го оставался высоким, - говорят банкиры. «С одной стороны, автокредиты намного менее рискованные, чем ссуды наличными и карты, а с другой - не такие «длинные», как ипотека. Поэтому проблемы на мировом рынке не так сильно отразились на этом направлении бизнеса.

Наибольших  успехов на автокредитном рынке  добились госбанки и учреждения с  иностранным капиталом.

Лидером по объему автопортфеля по итогам  прошлого года стал

Сбербанк. Объем  ссуд госбанка «пополнел» на 74,7 млрд. рублей, прирост

составил - 825%. (см табл.3)

Таблица 3

Лидеры по объему выданных автокредитов в 2008 году, млн. руб.

1

Сбербанк

58921

2

Русфинансбанк

34007

3

Юникредитбанк (ММБ)

26384

4

Росбанк

25482

5

Райффайзенбанк

24795

6

Русский стандарт

20934

7

МДМ-Банк

16698

8

ВТБ24

12363

9

Альфа-Банк

12130

10

Урса-банк

11310


Но динамика Сбера не самая высокая среди  участников рейтинга. Орг-рэсбанк увеличил портфель «машинных» займов на 3533%. (см табл.4)

Тем не менее  в абсолютном выражении «Оргрэс» прибавил чуть больше миллиарда, заняв 34-е место - в прошлом году он только начал развивать это направление.

Таблица 4

Лидеры  по росту портфеля автокредитов в 2008 году(%)

1

Оргрэсбанк

3533

2

Сбербанк

825

3

ОТП-банк (Инвестсбербанк)

697

4

Абсолют-банк

390

5

Урса-банк

378

6

Санкт-Петербург

358

7

ВТБ24

237

8

Ак барс

195

9

Русфинансбанк

193

10

Юникредитбанк (ММБ)

193


Жесткая конкуренция  на рынке автомобильных займов привела к максимальной либерализации условий, - сетуют банкиры. «Кредиторы работают на грани рентабельности, у них практически не осталось шансов на хороший заработок». Это самый насыщенный рынок из всех кредитно-розничных. И даже в условиях недостатка средств мало отважится на повышение ставок или, например, на увеличение первоначального взноса — если, конечно, не планирует выходить из автокредитного бизнеса.

В конкурентной борьбе с иностранцами кредитные  организации с российским капиталом будут все больше обращаться в сторону вторичного рынка иномарок. По некоторым оценкам, в 2009 - м году его рост составит около 20%. Доходность здесь выше, однако лидером ссуды на покупку подержанных машин мене интересны из-за повышенных рисков (в частности, залог здесь может оказаться и «перевертышем» и «утопленником»).

Постепенное снижение стоимости автокредитов и смягчение  требований к заемщикам наблюдались на рынке на протяжении нескольких лет, формируя устойчивую тенденцию. Кризис ликвидности притормозил этот процесс, но маловероятно, что обратится вспять. Вместе с тем, прогнозируют некоторые эксперты, в текущем году рынок автомобильных займов

покажет не такой  бурный рост - примерно 50%. Главным образом, ставка будет делать на регионы, во многих из которых до насыщения еще далеко.

В прошлом году усилилась еще одна тенденция  вытеснение автоэкспресс - кредитов классическими ссудами. Некоторые банки отказались от быстрых займов еще в 2008 году, и в целом по рынку доля таких ссуд сокращается. Прежде всего это связано с повышением грамотности населения, и как следствие, более тщательным выбором заемщиками кредитной программы.

При хорошем  раскладе клиент может уехать на машине в то же день, в который обратился  за кредитом (оформление происходит непосредственно в салоне). В данном случае качество оценки платежеспособности снижается - по классической ссуде решение обычно принимается не менее чем 2-3 дня.

Экспресс-кредиты  для банков рискованны, поэтому они  постепенно отказываются от этого направления. Пик популярности таких ссуд остался позади, объемы «обычного » авто кредитования растут гораздо быстрее.

Но риски  быстрых займов компенсируются высокой  доходностью, поэтому окончательно сворачивать «экспрессы» кредитные  организации не спешат, даже несмотря на кризис. Сегодня получить быстрый автокредит можно в ВТБ24, Росбанке, Собинбанке, «Союз», «Ренессанс Капитал». Заемщики, которые хотят оформить ссуду здесь и сейчас, все еще не редкость, так что спрос на такие банковские продукты остается высоким.

В 2008году на российский рынок начали выходить финансовые подразделения мировых автоконцернов. Пока ЦБ выдал лицензии Тойота-банку и Мерседес- Бенц-банку. Автобанки приступили к выдаче ссуд на покупку новых машин собственных марок у официальных дилеров. Однако, никаких революционных перемен пока не происходит. Требования к заемщикам у них строже, выше размер первоначального взноса, а ставки сопоставимы с предложениями других банков.

Некоторые кредиторы  сворачивают отдельные программы. Так недавно выдачу долларовых ссуд на машины остановил Юниаструм-банк.,

который осенью 2008 года закрыл ипотеку в иностранной валюте. Объясняют банкиры это тем, что 90% займов на покупку автомобилей делается за пределами столицы, где больше популярны рубли. Экономическая нецелесообразность, которой в банке объясняют отказ от валютных программ, имеет прямое отношение к проблемам на мировом рынке - недоступность долларовых пассивов.

Несмотря  на то, что многие банки уже ввели  программы автокредитования на 7, а то и 10 лет, заемщики «облюбовали» кредиты-пятилетки. Причем, их погашение обычно происходит досрочно - через два-три года. Часто это вызвано желание клиента приобрести новый автомобиль, причем опять же за счет кредитных средств. Исходя из этой тенденции, в ближайшее время наберут популярность программы с обратным выкупом (buy-back), до сих пор вызывающие опасения у заемщиков и автодилеров.

Спрос на кредиты для покупки подержанных  авто постоянно растет. Особый интерес со стороны заемщиков вызывают иномарки в возрасте до трех лет. В кредитном портфеле доля этих ссуд почти такая же, как и «классики». Хотя много зависит от географии: в некоторых регионах кредиты на «вторичку» куда более востребованы. Популярность займов на новые машины выше в европейской части России, а кредитов на подержанные авто - в ее восточной части. Программы на покупку автомобилей с пробегом есть у ВТБ24, БСЖВ, РАйфанзейбанка, УРАЛСИБ. Так, в ВТБ24 ссуду на подержанную иномарку (не старше девяти лет на момент погашения) можно взять на семь лет под 13,5% годовых. При оплате первоначального взноса в размере 20% от стоимости авто страховку за первый период позволяют включить в сумму кредита.

Некоторые фин. учреждения предлагают ссуду на покупку подержанных авто не только в салонах, но и «с рук». Например, «Русский стандарт», Абсолют-банк. В PC кредит на автомобиль с пробегом не старше пяти отечественного или иностранного производства можно получить на пять лет под 29% годовых без каких-либо комиссий. Первоначальный взнос составляет 10% , страховать авто необязательно. Абсолют-банк выдает пятилетние ссуды на покупку иномарок, не старше девяти лет под 12% в рублях и 10,5% в долларах (минимальный первый взнос -■ 10%). В числе дополнительных опций программы - возможность включить страховые премии и единовременную комиссию в сумму займа.

Некоторые кредиторы  уверяют, что высокую популярность приобретают программы беспроцентной рассрочки. В Росевробанке этот продукт стал наиболее востребованным по результатам 2008 года. Сейчас доля таких ссуд в автокредитном портфеле составляет 90%.

От заемщика требуется внести немалый первоначальный взнос - 30-50%. Зато на задолженность проценты начисляться не будут: рассрочку  предоставляет салон, а затем продает долг с дисконтом банку. Тем самым, последний получает доход, а продавец увеличивает объем продаж.

Но не следует  забывать: банк почти всегда может  отыграться на страховке. Зачастую в рамках программ рассрочки тариф по КАСКО остается фиксированным (обычно на уровне 10%) в течение всего срока действия договора. То есть, на следующий год, когда машина значительно подешевеет, стоимость полиса все равно будет определяться исходя из первоначальной цены транспортного средства. Кроме того, банк может потребовать не только оформить КАСКО, но и, например, застраховаться от несчастного случая ( это обязательное условие по беспроцентной ссуде в банке АВАНГАРД - 0,99% от суммы кредита в год).

В скором времени  популярность будут приобретать  усложненные схемы перекредитования. Их цель - не столько сэкономить на процентах (они вряд ли в ближайшее время снизятся), сколько продать старый автомобиль, кредит по которому еще не погашен, и оформить ссуду на новый. При классическом рефинансировании новый банк погашает задолженность клиента перед прежним кредитором и переоформляет залог на себя. Если заемщик одновременно хочет продать авто и пересесть на новое, схема выглядит сложнее. Новый банк погашает долг заемщика, обременение снимается, и «бэушная» машину уходит дилеру на продажу. Средства от реализации поступают новому кредитору. Часть суммы, превышающая задолженность перед «старым» банком, засчитываются в качестве первоначального взноса по новому автокредиту. Далее рефинансирующий банк перечисляет средства салону, и заемщик забирает свою следующую машину. Некоторые финн. учреждения уже отлаживают подобные продукты. К примеру, в УралСибе в качестве первоначального взноса можно зачесть кредитный автомобиль. Правда, прежняя ссуда должно быть оформлена в этом же банке.

Информация о работе Автокредитование