Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных перспектив и тенденций развития отечественного страхового рынка с учетом вступления России в ВТО.
Объектом исследования являются опыт и результаты деятельности иностранных страховщиков на российском рынке.
Предметом исследования выступает вступление России во Всемирную Торговую Организацию и анализ его последствий для отечественного страхового рынка.

Содержание

Введение
1 Страховой рынок России: прошлое и настоящее
1.1 Иностранный капитал на страховом рынке Российской Империи
1.2 Страхование в СССР
2 Страхование на современном этапе
2.1 Иностранные страховщики в России
2.2 Регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке
2.3 Проблема либерализации страхового рынка
3 Перспективы развития отечественного рынка страхования в связи со вступлением России в ВТО
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Отечественные страховые компании беспокоятся по поводу возможного демпинга иностранных страховщиков на российском рынке в целях разорения российских конкурентов, обладающих меньшими финансовыми резервами. В краткосрочной перспективе демпинг неизбежно приведет к обострению конкурентной борьбы. Действительно, если иностранный страховщик попытается завоевать доминирующее положение на рынке, перспективы у российских страховых компаний будут неблагоприятные. В то же время демпинговые цены выгодны потребителям страховых услуг - как физическим, так и юридическим лицам, поскольку страхование в убыток - уступка страховщика страхователю, означающая субсидию иностранного инвестора своим клиентам и в целом принимающей стране. В долгосрочной же перспективе демпинг может привести к дефициту страховых резервов российских страховщиков, в результате чего они не смогут в полной мере выполнить свои обязательства. Существуют два серьезных аргумента против предположения о возможности длительного демпинга. Во-первых, акционеры страхового общества явно не поддержат добровольную продажу полисов в убыток, по крайней мере, в течение длительного периода времени. Во-вторых, чем более открыт рынок, тем меньше будет желающих демпинговать, поскольку конкурентами будут выступать компании, обладающие сравнимой финансовой мощью.

Таким образом, российское страховое сообщество выступает за сбалансированный и справедливый допуск иностранных компаний на российский страховой рынок. Страховщики поддерживают позицию, согласно которой, для компаний с иностранным капиталом будут постепенно сниматься некоторые ограничения в связи со вступлением России в ВТО - по организационно-правовой форме, по стажу участия в страховых компаниях, по специальным нормативам соотношения активов и обязательств, будет скорректирована квота участия иностранного капитала в российских страховщиках с 25% до 50%. Вместе с тем, ограничения на участие в страховании жизни и в обязательных видах страхования должны быть сохранены. Это необходимо для того, чтобы воспрепятствовать оттоку страховых резервов за рубеж, и направить их в качестве долгосрочных инвестиций в реальный сектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития отечественного рынка страхования в связи со вступлением России в ВТО

 

В настоящее время складываются позитивные тенденции в развитии страхового рынка России, создаются условия для его равномерного и динамичного роста. По данным ФССН, его потенциал роста в среднем составляет 9-12% в год.  Следует заметить, что этот рост возможен лишь наряду с одновременным подъемом экономики страны в целом и увеличением благосостояния населения.

Положительные перспективы развития страхового рынка появятся после вступления России в ВТО. Россия станет полноправным членом ВТО не позднее середины лета 2012 года. В соответствии с достигнутыми договоренностями, по прошествии 9 лет российский страховой рынок будет открыт для работы филиалов иностранных страховщиков, а квота иностранного участия в уставном капитале страховых компаний будет увеличена до 50%.

Последнее условие крайне актуально в настоящий момент, так как в 2011 году квота в 25% была исчерпана и иностранные страховщики имели сложности с увеличением уставного капитала.

Динамика проникновения иностранных страховщиков на российский рынок представлена на рисунке.

Рисунок[15]

 

Как видно из графика иностранные инвесторы наиболее активно стали внедряться на российский рынок после 2006 года. С этого момента прирост доли иностранных инвесторов в среднем в год составлял 4%. Наибольший прирост пришелся на 2009-2010 года и составил 6,1%. Для того, чтобы иностранные страховщики и дальше могли продолжать развивать свою деятельность на российском рынке, необходимо повышение квоты.

Предполагается, что через 9 лет после вступления России в ВТО свои филиалы на российском страховом рынке откроют лишь 10-20 иностранных страховых компаний. Дело в том, что большинство крупных мировых страховщиков уже и так присутствуют в России (за исключением некоторых японских и американских компаний). К тому же условия открытия филиалов будут достаточно жесткими.

Министерством экономического развития были озвучены предполагаемые требования к филиалам иностранных страховщиков:

                    Деятельность филиалов иностранных страховых компаний, будет регулироваться ФСФР и подчиняться российскому законодательству.

                    Случаи нарушения филиалом российского законодательства или неисполнения обязательств перед российскими потребителями услуг будут рассматриваться российскими судами.

                    Для того чтобы открыть филиал в России, иностранная страховая компания должна выполнять следующие условия:

o                     Иметь опыт оказания страховых услуг (восемь лет в сфере страхования жизни и пять лет в сфере иной, чем страхование жизни).

o                     Иметь опыт управления прямыми филиалами на зарубежных рынках (не менее пяти лет).

o                     Располагать совокупными активами в размере не менее $5 млрд в конце календарного года, предшествующего дате подачи заявления на открытие филиала в России (160,25 млрд. рублей).

                    Российским законодательством могут быть установлены квалификационные требования к руководителям и сотрудникам филиалов иностранцев.

                    Филиалы должны будут иметь соответствующую капитализацию (аналог уставного капитала) и гарантийный депозит. Размер требований может быть установлен Россией на любом уровне.[16]

Такие требования потенциально смогут выполнить порядка 150 страховых компаний в мире, причем, основная доля будет приходиться на компании, осуществляющие долгосрочное страхование жизни. Это объясняется тем, что для данных компаний и так установлены достаточно высокие требования для осуществления страховой деятельности.

Одновременно с этим свои филиалы за рубежом смогут открыть лишь 3-5 российских страховщиков.  Для развитых рынков, в первую очередь рынков стран ЕС, - основным ограничением станет необходимость выполнения требований Solvency II, предполагающих помимо наличия соответствующего капитала высокий уровень организации управленческого и бухгалтерского учета. Кроме того, чтобы конкурировать с западными страховщиками на развитых страховых рынках, российские компании должны будут значительно повысить собственную эффективность и перейти на иную, чем сейчас, модель клиентоориентированности. Поэтому отечественные страховщики скорее будут переоформлять дочерние компании за границей (преимущественно в оффшорных зонах) в филиалы, чем открывать там новые компании.

В целом перспективы от вступления России в ВТО можно рассмотреть на примере других стран – участников данной организации (см. Таблица 4).

 

Таблица 4 - Примеры либерализации страховых рынков развивающихся стран[17]

 


Страна

Присутствие иностранцев

Государственная политика

Страны Центральной и Восточной Европы

Рыночная доля иностранных страховых компаний варьируется от 50 до почти 100%. При этом наибольшая доля иностранцев отмечается в сегменте life.

Основными условиями вступления стран ЦВЕ в ЕС были сокращение доли государства на страховом рынке, а также отмена барьеров для проникновения и равноправного функционирования иностранных страховых компаний на национальных рынках. Иностранные страховые компании получили поддержку местных правительств.

Индия

Нет данных

Индия вступила в ВТО с 1-го января 1995 года. Индия не взяла на себя каких-либо обязательств по либерализации страхового рынка. С 2001 года нерезиденты-страховщики получили право открывать совместные предприятия с местными компаниями и владеть долей в капитале не выше 26%.

Китай

В общей сложности на долю нерезидентов приходится лишь 6% рынка (данные 2007 года).

Китай вступил в ВТО 11-го декабря 2001 года (переходный период – 3 года). Китайское законодательство предъявляет жесткие требования по капитализации (5 млрд. долл.) и уровню рейтинга к страховым компаниям-нерезидентам.

Сначала иностранная компания получает право открыть в КНР свое представительство, и только через два года может подавать заявку на получение лицензии. Обязательные виды страхования закреплены только за китайскими национальными компаниями. Для занятия страхованием жизни необходимо найти местного партнера – финансовую или промышленную компанию.

Украина

26,5% от уставного капитала на конец 2010 года (19,5% на конец 2007 года), рыночная доля компаний с иностранным участием – порядка 60% от объема реальных страховых взносов.

Украина вступила в ВТО 16-го мая 2008 года. Приход филиалов иностранных страховых компаний отсрочен на 5 лет. Помимо требований к собственному капиталу страховщика-нерезидента выдвигается также требование к наличию у него рейтинга надежности определенного уровня. Кроме того иностранная страховая компания, открывающая свой филиал на Украине, должна быть расположена на территории стран или отдельных территорий, не имеющих оффшорного статуса.

 

 

Для российского страхового рынка возможно два варианта последствий от вступления во Всемирную торговую организацию.

Первый вариант сводится к формированию сильного страхового рынка до прихода филиалов иностранных компаний. В случае если национальные страховщики смогут повысить свою конкурентоспособность, то доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах после либерализации рынка стабилизируется на уровне 50% (по итогам 2010 год значение этого показателя было равно 43%)[18].

Второй вариант предполагает постепенное вытеснение национальных страховщиков, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность, с рынка. В настоящий момент российские страховые компании проигрывают мировым страховщикам по целому ряду параметров – надежности, уровню капитализации, эффективности ведения бизнеса, технологичности, клиентоориентированности и т.д. Данный сценарий развития страхового рынка предполагает постепенный рост рыночной доли компаний с иностранным участием и филиалов компаний-нерезидентов.

Тем не менее, вне зависимости от варианта развития событий, приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции на рынке, внедрению новых технологий, появлению новых страховых продуктов, снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом.

В целом для российского страхового рынка Минфином была разработана стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2011-2013 годы с учетом вступления в ВТО, которая направлена на содействие развития страхового сегмента финансового рынка.[19]

Решение поставленной задачи позволит повысить вклад страхового сектора в социально-экономическое развитие страны, поддержать его стабильность, использовать ресурсы страховых организаций для совершенствования финансовой системы, в том числе в сферу инвестиций, повысить качество и расширить спектр страховых услуг, поддерживать стабильность страхового рынка, увеличить доверие потенциальных страхователей к страховым услугам, что позволит повысить качество и надежность работы страховщиков.

Конечным результатом решения данной задачи является повышение роли страхового сектора в социально-экономическом развитии страны и изменение механизма функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и общими принципами международного права.
Для достижения указанной цели планируется:

                  создание условий для обеспечения населения и организаций  надежными и качественными страховыми услугами и повышения конкурентоспособности субъектов страхового дела;

                  совершенствование инструментария страхового надзора в целях эффективного контроля за соблюдением прав и экономических интересов всех участников страховых правоотношений (при сохранении приоритета и интересов страхователей);

                  сближение принципов, форм и методов страхового надзора с общими принципами страхования и стандартами Международной ассоциации страховых надзоров;

                  повышение открытости информации о деятельности субъектов страхового дела.

Соответственно, результатом выполнения данных задач является увеличение прироста объема страховых премий на душу населения до 16 % в 2013 году, повышение удельного веса субъектов страхового дела, деятельность которых регулируется законодательно, до 75 % в 2013 году, рост доли страховых организаций, находящихся в зоне риска, за которыми обеспечен контроль, до 90 % в 2013 году, обеспечение 100% контроля за неплатежеспособными страховыми организациями, обеспечение 100% степени раскрытия информации законодательно установленным международными стандартами учета и отчетности.

Реализация Стратегии позволит создать предпосылки для повышения прозрачности законодательства Российской Федерации о страховании, формирования конкурентной среды, повышения уровня финансовой грамотности участников страхового рынка, информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела, постепенного перехода к осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела на качественно новой основе, соответствующего мировой практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

16-го декабря 2011 года Россия подписала документ о вступлении в ВТО, который предусматривает девятилетний переходных период, предназначенный для снятия основных ограничений в деятельности иностранных инвесторов на национальном страховом рынке.

Выше проведенный анализ проблем деятельности иностранных страховых компаний на российском рынке в различные периоды его развития позволяет сделать следующие выводы.

Информация о работе Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития