Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 06:15, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных перспектив и тенденций развития отечественного страхового рынка с учетом вступления России в ВТО.
Объектом исследования являются опыт и результаты деятельности иностранных страховщиков на российском рынке.
Предметом исследования выступает вступление России во Всемирную Торговую Организацию и анализ его последствий для отечественного страхового рынка.
Введение
1 Страховой рынок России: прошлое и настоящее
1.1 Иностранный капитал на страховом рынке Российской Империи
1.2 Страхование в СССР
2 Страхование на современном этапе
2.1 Иностранные страховщики в России
2.2 Регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке
2.3 Проблема либерализации страхового рынка
3 Перспективы развития отечественного рынка страхования в связи со вступлением России в ВТО
Заключение
Список литературы
Приложения
Отечественные страховые компании беспокоятся по поводу возможного демпинга иностранных страховщиков на российском рынке в целях разорения российских конкурентов, обладающих меньшими финансовыми резервами. В краткосрочной перспективе демпинг неизбежно приведет к обострению конкурентной борьбы. Действительно, если иностранный страховщик попытается завоевать доминирующее положение на рынке, перспективы у российских страховых компаний будут неблагоприятные. В то же время демпинговые цены выгодны потребителям страховых услуг - как физическим, так и юридическим лицам, поскольку страхование в убыток - уступка страховщика страхователю, означающая субсидию иностранного инвестора своим клиентам и в целом принимающей стране. В долгосрочной же перспективе демпинг может привести к дефициту страховых резервов российских страховщиков, в результате чего они не смогут в полной мере выполнить свои обязательства. Существуют два серьезных аргумента против предположения о возможности длительного демпинга. Во-первых, акционеры страхового общества явно не поддержат добровольную продажу полисов в убыток, по крайней мере, в течение длительного периода времени. Во-вторых, чем более открыт рынок, тем меньше будет желающих демпинговать, поскольку конкурентами будут выступать компании, обладающие сравнимой финансовой мощью.
Таким образом, российское страховое сообщество выступает за сбалансированный и справедливый допуск иностранных компаний на российский страховой рынок. Страховщики поддерживают позицию, согласно которой, для компаний с иностранным капиталом будут постепенно сниматься некоторые ограничения в связи со вступлением России в ВТО - по организационно-правовой форме, по стажу участия в страховых компаниях, по специальным нормативам соотношения активов и обязательств, будет скорректирована квота участия иностранного капитала в российских страховщиках с 25% до 50%. Вместе с тем, ограничения на участие в страховании жизни и в обязательных видах страхования должны быть сохранены. Это необходимо для того, чтобы воспрепятствовать оттоку страховых резервов за рубеж, и направить их в качестве долгосрочных инвестиций в реальный сектор.
В настоящее время складываются позитивные тенденции в развитии страхового рынка России, создаются условия для его равномерного и динамичного роста. По данным ФССН, его потенциал роста в среднем составляет 9-12% в год. Следует заметить, что этот рост возможен лишь наряду с одновременным подъемом экономики страны в целом и увеличением благосостояния населения.
Положительные перспективы развития страхового рынка появятся после вступления России в ВТО. Россия станет полноправным членом ВТО не позднее середины лета 2012 года. В соответствии с достигнутыми договоренностями, по прошествии 9 лет российский страховой рынок будет открыт для работы филиалов иностранных страховщиков, а квота иностранного участия в уставном капитале страховых компаний будет увеличена до 50%.
Последнее условие крайне актуально в настоящий момент, так как в 2011 году квота в 25% была исчерпана и иностранные страховщики имели сложности с увеличением уставного капитала.
Динамика проникновения иностранных страховщиков на российский рынок представлена на рисунке.
Рисунок[15]
Как видно из графика иностранные инвесторы наиболее активно стали внедряться на российский рынок после 2006 года. С этого момента прирост доли иностранных инвесторов в среднем в год составлял 4%. Наибольший прирост пришелся на 2009-2010 года и составил 6,1%. Для того, чтобы иностранные страховщики и дальше могли продолжать развивать свою деятельность на российском рынке, необходимо повышение квоты.
Предполагается, что через 9 лет после вступления России в ВТО свои филиалы на российском страховом рынке откроют лишь 10-20 иностранных страховых компаний. Дело в том, что большинство крупных мировых страховщиков уже и так присутствуют в России (за исключением некоторых японских и американских компаний). К тому же условия открытия филиалов будут достаточно жесткими.
Министерством экономического развития были озвучены предполагаемые требования к филиалам иностранных страховщиков:
Деятельность филиалов иностранных страховых компаний, будет регулироваться ФСФР и подчиняться российскому законодательству.
Случаи нарушения филиалом российского законодательства или неисполнения обязательств перед российскими потребителями услуг будут рассматриваться российскими судами.
Для того чтобы открыть филиал в России, иностранная страховая компания должна выполнять следующие условия:
o Иметь опыт оказания страховых услуг (восемь лет в сфере страхования жизни и пять лет в сфере иной, чем страхование жизни).
o Иметь опыт управления прямыми филиалами на зарубежных рынках (не менее пяти лет).
o Располагать совокупными активами в размере не менее $5 млрд в конце календарного года, предшествующего дате подачи заявления на открытие филиала в России (160,25 млрд. рублей).
Российским законодательством могут быть установлены квалификационные требования к руководителям и сотрудникам филиалов иностранцев.
Филиалы должны будут иметь соответствующую капитализацию (аналог уставного капитала) и гарантийный депозит. Размер требований может быть установлен Россией на любом уровне.[16]
Такие требования потенциально смогут выполнить порядка 150 страховых компаний в мире, причем, основная доля будет приходиться на компании, осуществляющие долгосрочное страхование жизни. Это объясняется тем, что для данных компаний и так установлены достаточно высокие требования для осуществления страховой деятельности.
Одновременно с этим свои филиалы за рубежом смогут открыть лишь 3-5 российских страховщиков. Для развитых рынков, в первую очередь рынков стран ЕС, - основным ограничением станет необходимость выполнения требований Solvency II, предполагающих помимо наличия соответствующего капитала высокий уровень организации управленческого и бухгалтерского учета. Кроме того, чтобы конкурировать с западными страховщиками на развитых страховых рынках, российские компании должны будут значительно повысить собственную эффективность и перейти на иную, чем сейчас, модель клиентоориентированности. Поэтому отечественные страховщики скорее будут переоформлять дочерние компании за границей (преимущественно в оффшорных зонах) в филиалы, чем открывать там новые компании.
В целом перспективы от вступления России в ВТО можно рассмотреть на примере других стран – участников данной организации (см. Таблица 4).
Таблица 4 - Примеры либерализации страховых рынков развивающихся стран[17]
| Присутствие иностранцев | Государственная политика |
Страны Центральной и Восточной Европы | Рыночная доля иностранных страховых компаний варьируется от 50 до почти 100%. При этом наибольшая доля иностранцев отмечается в сегменте life. | Основными условиями вступления стран ЦВЕ в ЕС были сокращение доли государства на страховом рынке, а также отмена барьеров для проникновения и равноправного функционирования иностранных страховых компаний на национальных рынках. Иностранные страховые компании получили поддержку местных правительств. |
Индия | Нет данных | Индия вступила в ВТО с 1-го января 1995 года. Индия не взяла на себя каких-либо обязательств по либерализации страхового рынка. С 2001 года нерезиденты-страховщики получили право открывать совместные предприятия с местными компаниями и владеть долей в капитале не выше 26%. |
Китай | В общей сложности на долю нерезидентов приходится лишь 6% рынка (данные 2007 года). | Китай вступил в ВТО 11-го декабря 2001 года (переходный период – 3 года). Китайское законодательство предъявляет жесткие требования по капитализации (5 млрд. долл.) и уровню рейтинга к страховым компаниям-нерезидентам. Сначала иностранная компания получает право открыть в КНР свое представительство, и только через два года может подавать заявку на получение лицензии. Обязательные виды страхования закреплены только за китайскими национальными компаниями. Для занятия страхованием жизни необходимо найти местного партнера – финансовую или промышленную компанию. |
Украина | 26,5% от уставного капитала на конец 2010 года (19,5% на конец 2007 года), рыночная доля компаний с иностранным участием – порядка 60% от объема реальных страховых взносов. | Украина вступила в ВТО 16-го мая 2008 года. Приход филиалов иностранных страховых компаний отсрочен на 5 лет. Помимо требований к собственному капиталу страховщика-нерезидента выдвигается также требование к наличию у него рейтинга надежности определенного уровня. Кроме того иностранная страховая компания, открывающая свой филиал на Украине, должна быть расположена на территории стран или отдельных территорий, не имеющих оффшорного статуса. |
Для российского страхового рынка возможно два варианта последствий от вступления во Всемирную торговую организацию.
Первый вариант сводится к формированию сильного страхового рынка до прихода филиалов иностранных компаний. В случае если национальные страховщики смогут повысить свою конкурентоспособность, то доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах после либерализации рынка стабилизируется на уровне 50% (по итогам 2010 год значение этого показателя было равно 43%)[18].
Второй вариант предполагает постепенное вытеснение национальных страховщиков, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность, с рынка. В настоящий момент российские страховые компании проигрывают мировым страховщикам по целому ряду параметров – надежности, уровню капитализации, эффективности ведения бизнеса, технологичности, клиентоориентированности и т.д. Данный сценарий развития страхового рынка предполагает постепенный рост рыночной доли компаний с иностранным участием и филиалов компаний-нерезидентов.
Тем не менее, вне зависимости от варианта развития событий, приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции на рынке, внедрению новых технологий, появлению новых страховых продуктов, снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом.
В целом для российского страхового рынка Минфином была разработана стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2011-2013 годы с учетом вступления в ВТО, которая направлена на содействие развития страхового сегмента финансового рынка.[19]
Решение поставленной задачи позволит повысить вклад страхового сектора в социально-экономическое развитие страны, поддержать его стабильность, использовать ресурсы страховых организаций для совершенствования финансовой системы, в том числе в сферу инвестиций, повысить качество и расширить спектр страховых услуг, поддерживать стабильность страхового рынка, увеличить доверие потенциальных страхователей к страховым услугам, что позволит повысить качество и надежность работы страховщиков.
Конечным результатом решения данной задачи является повышение роли страхового сектора в социально-экономическом развитии страны и изменение механизма функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и общими принципами международного права.
Для достижения указанной цели планируется:
создание условий для обеспечения населения и организаций надежными и качественными страховыми услугами и повышения конкурентоспособности субъектов страхового дела;
совершенствование инструментария страхового надзора в целях эффективного контроля за соблюдением прав и экономических интересов всех участников страховых правоотношений (при сохранении приоритета и интересов страхователей);
сближение принципов, форм и методов страхового надзора с общими принципами страхования и стандартами Международной ассоциации страховых надзоров;
повышение открытости информации о деятельности субъектов страхового дела.
Соответственно, результатом выполнения данных задач является увеличение прироста объема страховых премий на душу населения до 16 % в 2013 году, повышение удельного веса субъектов страхового дела, деятельность которых регулируется законодательно, до 75 % в 2013 году, рост доли страховых организаций, находящихся в зоне риска, за которыми обеспечен контроль, до 90 % в 2013 году, обеспечение 100% контроля за неплатежеспособными страховыми организациями, обеспечение 100% степени раскрытия информации законодательно установленным международными стандартами учета и отчетности.
Реализация Стратегии позволит создать предпосылки для повышения прозрачности законодательства Российской Федерации о страховании, формирования конкурентной среды, повышения уровня финансовой грамотности участников страхового рынка, информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела, постепенного перехода к осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела на качественно новой основе, соответствующего мировой практике.
16-го декабря 2011 года Россия подписала документ о вступлении в ВТО, который предусматривает девятилетний переходных период, предназначенный для снятия основных ограничений в деятельности иностранных инвесторов на национальном страховом рынке.
Выше проведенный анализ проблем деятельности иностранных страховых компаний на российском рынке в различные периоды его развития позволяет сделать следующие выводы.