Источники доходов и расходы внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются фонды социального страхования.
Объектом исследования выступают теоретические основы организации:
- Пенсионного фонда РФ;
- Фонда обязательного медицинского страхования РФ;
- Фонда социального страхования РФ.
Субъектом исследования является Российская Федерация.

Содержание

1. Введение
2. Значение социального страхования в современных
экономических условиях, ее задачи и функции.
3. Общая характеристика системы социального страхования в РФ.
4. Пенсионный фонд РФ, его функционирование, пенсионная система.
5. Фонд обязательного медицинского страхования РФ,
его функционирование и значение.
6. Фонд социального страхования РФ, его функционирование и значение.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Новикова-Курсовая 2МФ2.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

      Система социального страхования может  быть двух видов: государственной и  негосударственной, и предназначена для обеспечения восстановления и сохранения трудоспособности работников; обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой этих обеспечений выступают специализированные фонды денежных средств.

      Процесс формирования фондов социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования фондов социального страхования опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах.

       Современная система социального страхования  Российской Федерации сформировалась в начале 90-х годов. Сегодня ее основу составляют три государственных  внебюджетных фонда (Фонд социального  страхования, Фонды обязательного  медицинского страхования, Пенсионный Фонд) которые обслуживают пять важнейших направлений социальной поддержки населения.  

      Существующая  система обязательного социального страхования включает в свою сферу следующие виды:

  • пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как “социальное страхование”); страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик – Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • медицинское страхование;
  • страховщики – федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

      Отношения внутри системы обязательного социального  страхования регулируются в нашем  государстве Федеральным законом  от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ (в редакции от 31.12.2002 № 190-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 05.03.2004 № 10-ФЗ). Законодательный документ носит название «Об основах обязательного социального страхования».

         Для всех видов социального  страхования характерно наличие  как универсальных государственных систем, охватывающих все категории трудящихся, так и специальных систем – для отдельных категорий работников. Данные системы сочетаются с дополнительным частным страхованием.

         В большинстве стран  общей практикой является совместная уплата взносов по социальному страхованию или в пенсионный фонд работниками и работодателями.

         Организация социального  страхования базируется на принципах:

 всеобщности охвата граждан системой социального  страхования; оптимального сочетания  интересов личности, трудовых коллективов и общества в целом при использовании средств социального страхования; управления через организации трудящихся.

         Субъектами отношений  выступают государство, предприятия  и организации различных форм собственности, население.

         Вместе с тем  эти распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования, проявляющейся в наличии первичного и вторичного распределения.

         Первичное распределение  осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов  предприятий и организаций.

         Вторичное — проявляется  при поступлении в фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и последующем  использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы  работников.

         Определенная часть  национального дохода проявляется  через отношения по поводу формирования и использования ФСЗН и реализуется в сфере социального обеспечения для поддержки на случай болезни, полной потери трудоспособности, неудовлетворительного материального положения неполных и многодетных семей.

         Материальной основой  социального страхования выступают соответствующие денежные фонды с характерными для них направлениями использования. Средства социального страхования расходуются через систему денежных выплат или через финансирование услуг.

         Фонды социального  страхования создаются за счет обязательных целевых страховых взносов. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

    Все системы социального страхования  финансируются за счет взносов работников и их работодателей.

    Исключение  составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счет взносов работодателей.

    В системе социального страхования возможно также участие государства, осуществляемое путем уплаты установленных взносов или дотаций в такие системы. 

Социальному страхованию присущи  следующие признаки: 

1) страховые  взносы являются централизованными  доходами государства, так как  внебюджетные фонды относятся  к государственной форме собственности  и порядок установления и уплаты  взносов регламентирован государством;

2) страховые  взносы представляют обязательный  платеж из суммы сокрытых, заниженных  или не внесенных в установленный срок платежей, взыскиваются в принудительном порядке;

3) страховые  взносы, аккумулируемые в специальных  фондах, используются целенаправленно;

4) страховым  взносам присущ возвратный характер, но возвратность не адекватна  уплаченным суммам;

5) привлекаемые  страховые взносы обезличены, отсутствует  персонификация;

6) временно  свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.

            Таким образом,  социальное страхование - это неотъемлемая часть  политики государства в социальной сфере, в которой человек существует как индивидуум и личность.

            Обоснованная система  социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Пенсионный  фонд РФ, его функционирование,

пенсионная  система 

             Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

  ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

      Средства  для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления  обязательных страховых взносов  работодателей и граждан.

            Пенсионный фонд  РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (с изменениями от 24 декабря 1993 года, 5 мая 1997 года.). ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.  Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

            В структуре Пенсионного  фонда - 7 Управлений в Федеральных  округах Российской Федерации, 82 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

            Руководство ПФР  осуществляется правлением ПФР и  его постоянно действующими исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

Структура Пенсионного фонда  РФ 

 

Основными задачами Пенсионного  фонда являются: 

      
  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой  населения;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

          Федеральный закон от 15 декабря 2001года № 167-ФЗ “Об  обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ  регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. 

Пенсионный  фонд осуществляет ряд  социально значимых функций, в. т.ч.: 

  • учет страховых  средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.;
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

            По состоянию на февраль 2010 года в Программу вступили свыше 2 200 000 россиян.

            Закон о бюджете  ПФР на 2010 год от 30.11.2009 г. № 307-ФЗ предусматривает:  прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 4 680 038 904,1 тыс. рублей, из них 4 263 340 252,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 530 047 432,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 451 818,4 тыс. рублей;

Информация о работе Источники доходов и расходы внебюджетных фондов