Эффективность государственного финансового контроля в РФ и перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

Содержание

Содержание
Введение.................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля.......................................................................................................... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля…………………………. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного
финансового контроля……………………………………………………... 7
1.3 Методы и формы государственного финансового контроля….....9
1.4 Принципы государственного финансового контроля…………… 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации................................................................................ 16
2.1 Системы государственного финансового контроля
Российской Федерации……………………………….………………..… 16
2.2 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации…………. 21
2.3 Деятельность Центрального банка РФ, как органа финансового контроля……………………………………………………………………. 30
2.4 Деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам …. 32
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля............................................................................... 33
3.1 Оценка эффективности государственного
финансового контроля……………………………………………………… 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты
Российской Федерации……………………………………………………… 37
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации ……………………………………….. 40
Заключение............................................................................................. 47
Список использованной литературы.................................................... 49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.по финанасам Дима Счетная палата -готовая.docx

— 318.00 Кб (Скачать)
 
 
    1. Деятельность  Федеральной Службы по финансовым рынкам.
 

     Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж. ФСФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317.  Федеральная служба по финансовым рынкам находится в ведении Правительства Российской Федерации. Ранее до 2004 г. функции Федеральной службе по финансовым рынкам находились в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Организационно  для выполнения поставленных задач и осуществления соответствующих полномочий в ФСФР России сформированы центральный аппарат ФСФР России в составе 10 управлений и трёх самостоятельных отделов и  13 территориальных органов.

     Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются: а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;        б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

           Федеральная служба по финансовым  рынкам является федеральным  органом исполнительной власти  по принятию нормативных правовых  актов, контролю и надзору на  финансовых рынках, в сфере формирования  и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.

            В своей деятельности Федеральная  служба по финансовым рынкам  руководствуется Конституцией Российской  Федерации, федеральными конституционными  законами, федеральными законами, актами  Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам.

 

Глава 3. Пути повышения  эффективности государственного финансового 

контроля

 

3.1 Оценка эффективности  государственного финансового контроля

 

     Эффективность финансового контроля — сложная  экономическая категория. Она характеризуется  определенными критериями и показателями. Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным  целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели. В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального  бюджета и экономия средств в его расходной части. [15, с. 3]. Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий финансового контроля, — это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности. Однако результаты финансового контроля будут неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность. [15, с. 6] Критерий действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество. Показатели, отражающие степень воздействия финансового контроля  на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.

     Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это  макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля. Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения Финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

     - социальный эффект;

     - организационный эффект;

     -  экономический эффект.

     Социальный  эффект финансового контроля проявляется  в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет  отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

     Организационный эффект заключается в том, что  по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры  федеральной исполнительной власти, в результате  повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые  для  экономики, повышается оперативность управления.

     Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства, снижения себестоимости продукции и  т.д. Промежуточная эффективность деятельности органа государственного Финансового контроля — это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний (возврат средств в федеральный бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля. [15, с. 8] Количественная оценка макроэкономической эффективности финансового контроля может быть определена по следующей формуле:

           ,                                                                         (1)

     где Ээф — экономическая эффективность;   Эс — денежное выражение социального  эффекта;  Эо — денежное выражение  организационного эффекта;   Ээ —  денежное выражение экономического эффекта;  З — затраты на содержание органа финансового контроля. Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить количественно и в денежной форме,  поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:

           ,                                                                                   (2)

     где Эб — средства, возвращенные на бюджетные  счета и в федеральный бюджет; Эс — средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта контроля. Промежуточная эффективность деятельности органа государственного Финансового контроля  рассчитывается по формуле:

                                                                                                        (3)

    

 
 

3.2 Эффективность деятельности  Счетной палаты  Российской Федерации

 

     Основываясь на изложенных выше положениях, сформулируем критерии и показатели эффективности деятельности Счетной палаты. Критерии, как было сказано выше, это:

     — результативность;

     — действенность;

     — экономичность.

     Каждый  из названных критериев может  быть оценен количественно, и это весьма важно для оценки как эффективности работы Счетной палаты в целом, так и ее отдельных подразделений. В этой связи предлагаются следующие показатели эффективности финансового контроля.

     Критерий результативности включает показатели:

     - выявленный объем средств, использованных с нарушениями

     законодательства;

     - выявленный объем неэффективно  использованных средств;

     - выявленный объем средств, использованных  не по целевому назначению;

     - количество подготовленных представлений  и предписаний.

Рисунок 2. Представления Счетной палаты в 2009 году (в процентах)

 

                                                                                                             Таблица 1.

Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2009 году

 
Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2009 году
Показатель 2009г. 2008г. 2007г.
Проведено контрольных и экспертно- аналитических  мероприятий 502 501 504
Проведено экспертно- аналитических мероприятий 127 181 48
Проведено контрольных мероприятий: 375 320 456
в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них: 12 11 30
по  поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации 6 6 7
по  поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы 6 5 27
Количество  актов по результатам контрольных  мероприятий 1150 1147 1285

 

                                                                                                                        Продолжение таблицы 1.

Выявлено  нарушений законодательства в финансово-бюджетной  сфере ( млрд. рублей) 238,3 96,6 132,3
в том  числе выявлено нецелевое использование  средств 3,8 1,97 0,97
Фактические затраты на содержание Счетной палаты  (млрд. рублей) 1,9 1,8 1,4
Количество направленных представлений и предписаний 320 267 391
Количество  материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы 215 121 130
Количество  возбужденных  уголовных дел 41 25 40
Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты 65 60 59
Рассмотрено вопросов на заседаниях Счетной палаты 921 825 780
Количество  договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации 83 84 86
Количество  соглашений с зарубежными ВОФК 59 59 58
Информационное  присутствие Счетной палаты:

количество  публикаций

количестов  посещений WEB-сайта (тыс.)

количество  теле- и радиосюжетов

 
2100

432

905

 
2190

366,5

720

 
2600

510

820

Состав  сотрудников Счетной палаты по образованию (чел.%):

высшее  профессиональное

среднее профессиональное

 
1173/97,4

15/1,3

 
1198/97

17/1,4

 
1101/97,5

14/1,2

Профессиональное  образование сотрудников Счетной  палаты (чел.%):

финансово-экономическое

юридическое

управление

 
608/49,1

239/19,3

103/8,3

 
606/49,1

222/18

94/7,6

 
573/50,8

201/17,8

86/7,6

Информация о работе Эффективность государственного финансового контроля в РФ и перспективы его развития