Эффективность государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: исследование системы государственного финансового контроля, выявление проблем эффективности и определение основных направлений совершенствования финансового контроля.
В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
3. проанализировать заключение Счетной палаты об исполнении федерального бюджета и выявить основные проблемы эффективности государственного контроля;

Работа содержит 1 файл

Эффективность государственного финансового контроля.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

                                                              ВВЕДЕНИЕ

     Важным  элементом бюджетного процесса является  финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной  финансовой системы.

     Значение  финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

    Организация действенного финансового контроля над полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств  и распоряжения государственной  собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики.

    В настоящее время являются актуальными  вопросы эффективности государственного финансового контроля  (аудита эффективности). Эффективность финансового контроля предполагает двойное толкование с одной стороны – эффективность использования бюджетных средств, с другой – эффективность методов государственного финансового контроля.

    Ни  одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не  будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти.

    Это и обуславливает актуальность данной темы.

    Целью данной работы является: исследование системы государственного финансового контроля, выявление проблем эффективности и определение основных направлений совершенствования финансового контроля.

   В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
  2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
  3. проанализировать заключение Счетной палаты об исполнении федерального бюджета и выявить основные проблемы эффективности государственного контроля;
  4. определить пути повышения эффективности государственного финансового контроля.

   Объектом  исследования данной работы является деятельность органов государственного финансового контроля.

   Предметом исследования являются применяемые методы и формы финансового контроля.

   В данной работе использованы следующие  методы: аналитический, индуктивный, сравнительный и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. СОДЕРЖАНИЕ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
    1. Значение и задачи финансового контроля. Объекты и субъекты финансового контроля 

     Контроль, являясь одной из важнейших функций  процесса управления, осуществляемого  на любом уровне, представляет систему  наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

     Контроль  осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с  этим выделяют виды контроля: экономический, технический, административный и др.

     Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, т.к. важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение её эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надёжное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

     Финансовый  контрольэто совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдение субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

     Содержание  финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему  контроля; принципы организации.

     Цель  финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах. [10, с.15-17]

     Основными задачами финансового  контроля являются:

     – обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

     – выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в  том числе перед органами государственной  власти и органами местного самоуправления;

     – рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение  их рационального, эффективного и законного  использования;

     – соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

     –  повышение эффективности финансовой политики государства.

     В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные  элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового  контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

     В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.)

     Наиболее  важным элементом в системе финансового  контроля являются субъекты контроля, т.к. они в соответствии с действующим  законодательством непосредственно  осуществляют контроль и несут ответственность  за свои действия. [11, с. 62-65]

     Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

    1. Принципы финансового контроля

     Основными принципами финансового контроля  являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

   Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами. Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

   Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов  хозяйствования, органов государственной  власти местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе. [6, с. 32-34]

   Неисполнение  или ненадлежащее исполнение участниками  процесса контроля своих прав и обязанностей влечёт применение определённых мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями.

   Меры  принудительного воздействия, или  санкции, применяются органами государственной  власти и их должностными лицами в  соответствии с их полномочиями при  наличии определённых оснований. Основанием для применения мер принуждения  являются: неисполнение закона (решения) о бюджете ; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременность и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчётности; уклонение от уплаты налогов и др. эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии и проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

    1. Виды, формы и методы финансового контроля
 

   В основе классификации видов, форм и  методов финансового контроля лежат  признаки, характеризующие определённые связи между объектами классификации.

   Для определения видов финансово контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определённых признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл.1)

                                                                                                             Таблица 1 

    Основные виды финансового контроля

Признак классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля 
 

Объект  контроля

Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный  и др.

Информация о работе Эффективность государственного финансового контроля