Эффективность государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: исследование системы государственного финансового контроля, выявление проблем эффективности и определение основных направлений совершенствования финансового контроля.
В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и значение финансового контроля;
2. определить структуру органов финансового контроля, их права и обязанности;
3. проанализировать заключение Счетной палаты об исполнении федерального бюджета и выявить основные проблемы эффективности государственного контроля;

Работа содержит 1 файл

Эффективность государственного финансового контроля.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

     2.2. Финансовый контроль со стороны Президента РФ и Правительства РФ

     Осуществляется  в соответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России.

     Определённые  функции финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Как структурное  подразделение Администрации Президента РФ оно подчиняется непосредственно Президенту, но при этом взаимодействует со всеми органами  государственной исполнительной власти.

     Среди его функций: 1) контроль за исполнением  указов и распоряжений Президента РФ; 2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора  при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.

     В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров – правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки  и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

     Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ занимает Министерство финансов РФ. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития  сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии.

     Функции Министерства финансов РФ соответствуют  его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

     – государственные финансы в целом  – участие в комплексном анализе  экономики страны и работе по составлению  долгосрочных и краткосрочных прогнозов  их развития, определения потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

       – государственный бюджет –  организация работы по составлению  и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

     – внебюджетные государственные федеральные фонды – подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

     – страхование – участие в работе по развитию и совершенствованию  страховой деятельности в стране;

     – денежное обращение – разработка и осуществление мер по оптимизации  товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения  и покупательной способности  рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчётов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ,

     – государственный кредит – выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объёма и условий  выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

     – финансовый рынок – разработка предложений  по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

     – финансовый контроль – контроль за исполнением федерального бюджета  и использованием средств государственных  федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций;

     – организация учёта и отчётности – анализ сводной бухгалтерской отчётности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учётом и отчётностью предприятий и др. [10, с. 99-101]

     В последние годы расширяется деятельность Минфина РФ в сфере контроля за движением финансовых потоков в стране. В феврале 2002г. приступил к работе Комитет по финансовому мониторингу Минфина РФ (КФМ), созданный для противодействия отмыванию преступных доходов. С этой целью КФМ анализирует и передаёт правоохранительным органам информацию, полученную от коммерческих банков и других кредитных организаций и страховых фирм по крупным сделкам с наличными и безналичными деньгами, ценными бумагами, а также по сделкам, связанным с оттоком капитала за рубеж. Комитет сотрудничает с Всероссийской государственной налоговой академией (МНС РФ) и ФТС РФ, а также с иностранными и международными организациями, борющимися с отмыванием денег.

     Оперативный контроль использования государственных  средств осуществляют действующие в рамках Минфина департаменты государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

     Основными задачами департамента являются обеспечение  государственного финансового контроля и методического руководства  аудитом в РФ. Основная функции  департамента  государственного финансового контроля заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

     Для усиления контроля за поступлением, целевым  и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ. 

     Федеральное казначейство включает:

     а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;

     б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

     Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу. [1]

     2.3. Финансовый контроль со стороны специализированных органов

       В связи с повышением роли  налогов в доходах государства  при переходе к рыночной экономике  возникла необходимость выделения  налоговых органов в особую  централизованную систему – Федеральную налоговую службу РФ.

     Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

     ФНС является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

     ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. [25]

     В соответствии с Указом президента РФ от 18 февраля 1992 г. « О государственном страховом надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ.

     Помимо  лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей. Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчёта соотношения между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по страховой деятельности.

     Особая  роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Банку России (ЦБ РФ). Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение – Департамент банковского надзора -  проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.

     Таможенное  дело РФ в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Они образуют единую систему, включающую:

     – Федеральную таможенную службу РФ (ФТС РФ);

     – региональные таможенные управления РФ;

     – таможни РФ;

     – таможенные посты РФ.

     Возглавляет систему таможенных органов ФТС РФ. Основными ее задачами являются:

     – обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;

     – обеспечение единства таможенной территории РФ;

     – организация, применение и совершенствование  средств таможенного регулирования  хозяйственной деятельности;

     – обеспечение соблюдение законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.[23] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

3.1. Проблемы  эффективности государственного финансового контроля 

     Повышение эффективности государственной  бюджетной политики в поисках  резервов совершенствования бюджетного процесса крайне важно для современной  России. В  рамках этой проблемы весьма актуальны вопросы эффективности государственного финансового контроля.

     Говоря  об эффективности финансового контроля, следует иметь в ввиду два  аспекта: эффективность государственного финансового контроля как функция  государственного управления и эффективность  формирования, распределения, использования бюджетных средств. В этой связи оценка эффективности с одной стороны обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средств финансового контроля. С другой стороны – эффективностью федеральных законов, определяющих состав и порядок деятельности Счетной палаты и иных органов исполнительной власти, призванных осуществлять контроль в области финансовых операций и хозяйственной деятельности, т.е. соотношением между фактическими результатами их проверок и теми целями, для которых эти учреждения были созданы.

     Эффективность бюджетного процесса является ведущим  показателем эффективности государственного управления. Бюджетный процесс предполагает оценку социально-экономического состояния страны, определение основных показателей прогноза социально-экономического развития страны, определение целей и задач развития, определения основных принципов и расчетов по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов страны. В этой связи важно увидеть концепцию бюджета, которая строится на основных положениях бюджетного послания Президента РФ и ее сохранность в процессе исполнения бюджета. Главное при этом - прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, в том числе по доходам и расходам, по их сбалансированности и источникам покрытия дефицита (в случае если он предусматривается). Такой взгляд на бюджет строится в соответствии с одним из принципов бюджетной системы РФ – принципом полноты отражения доходов и расходов бюджета, который в свою очередь означает, что все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ). Контроль и оценка эффективности реализации указанных функций должны присутствовать на каждом этапе бюджетного процесса. В связи с этим основным составляющим, дающими представление об эффективности государственного финансового контроля могут быть оценки обоснованности и достоверности показателей всех уровней бюджета, результативности расходования средств. [19,с.49]

Информация о работе Эффективность государственного финансового контроля