Экономическая сущность банка как элемента банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций. Банки являются центром финансово-кредитной системы. Устойчивость финансово-кредитной системы – важнейшее условие развития экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Теоретические основы банковского дела
Сущность, функции и операции коммерческих банков
Законодательные основы банковских операций в Кыргызской Республике
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АМАН БАНК»
2.1. Анализ мобилизации ресурсов
2.2. Анализ кредитных операций
2.3. Анализ прочих банковских операций
ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
3.1. Перспективы развития мобилизации ресурсов
3.2. Перспективы развития кредитных операций
3.3. Перспективы развития и внедрения прочих банковских операций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 562.50 Кб (Скачать)

8. Доля просроченной  задолженности на 01.01.2012г. составила  4,6% от общего объема кредитного портфеля, что на 1,4 процентного пункта выше доли просроченной задолженности на начало 2010 года.

9. Объем вложений в  ценные бумаги за 2010 год увеличился  более чем 113,4 млн.сом, и по  состоянию на 01.01.2012 г. составил 183 млн.сом. Инвестиции были направлены на формирование устойчивого и ликвидного портфеля ценных бумаг.

 

2.3. Анализ прочих  банковских операций

ОАО РК «Аманбанк», являясь  универсальным банковским учреждением, оказывает весь комплекс услуг, востребованных клиентами. Нами уже были рассмотрены активные и пассивные операции, проводимые Банком. Помимо этих операций Банк оказывает многие другие, в их числе: расчетно-кассовое обслуживание, депозитные операции, операции с иностранной валютой, с ценными бумагами на первичном и вторичном фондовом рынке; выдача банковских гарантий; организация аккредитивных форм расчетов; перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов; прием от населения платы за коммунальные услуги; операции с дорожными чеками и другие.

Основой стабильной деятельности Банка является не только эффективная  реализация банковских продуктов и  высокий профессионализм сотрудников, но и использование современных  информационных технологий. Все подразделения  Банка, включая филиалы, объединены в локальную сеть. Внедрена информационная банковская система, позволяющая автоматизировать аналитические и учетные операции. Банк первым начал осуществлять дистанционное обслуживание клиентов по системе «Электронный клиент», работающую по принципу прямого соединения с клиентом в реальном режиме времени, а теперь предоставляет и услугу «Интернет-банкинг», позволяющую клиенту управлять своим банковским счетом через Интернет  в удаленном режиме.

Консолидация банковского  бизнеса позволила существенно  оптимизировать управление бизнес-процессами и повысить их эффективность. С организационной точки зрения объединенная структура стала более мобильна и управляема, что, безусловно, в дальнейшем окажет положительное влияние на повышение качества обслуживания клиентов. Результаты деятельности ОАО РК «Аманбанк» свидетельствуют о правильности выбранных позиций, выработанных стратегией развития, что гарантирует его стабильность, устойчивость и высокую доходность уже на протяжении ряда лет.

Предоставляя различные  услуги (инкассовые, аккредитивные, переводные, торгово-комиссионные и др. операции), Банком взимаются комиссионные вознаграждения, начисления и сборы, приносящие определенный доход. Особое место занимают доверительные (трастовые) операции, которые внешне сходны с посредническими, но выходят за их рамки.

В условиях развития в  Кыргызской Республике рыночных отношений  и становления коммерческих банков возрастает роль международных банковских операций. В настоящий момент имеется  несколько банков, которые ведут  валютные операции с зарубежными банками, и число их неуклонно растет, в их число входит ОАО РК «Аманбанк».

Работа с зарубежными  партнерами подразумевает подключение  банков Кыргызской Республики к наиболее надежной и оперативной сети международных  банковских телекоммуникаций. На сегодня такой системой является сеть SWIFT. Преимущества этой системы давно сделали ее необходимым инструментом в международной банковской деятельности. С помощью системы SWIFT банк может осуществить банковский перевод своему банку-корреспонденту, а также производить другие операции, принятые в международной банковской практике, с высокой степенью надежности и в достаточно короткие сроки, - в течение 20 минут, если оба банка находятся в сети одновременно.

SWIFT - это международная  сеть телекоммуникаций, созданная одноименным обществом СВИФТ, полное название которого - Сообщество всемирных интербанковских финансовых телекоммуникаций. Эта организация возникла в начале 70-х годов, когда крупнейшие банки мира уже имели свои локальные автоматизированные системы обработки банковских операций и нуждались в универсальной сети, которая связала бы между собой банки-корреспонденты, несмотря на различия в уровне автоматизации и применяемых технических и программных средств. Создание такой сети явилось главной причиной появления общества СВИФТ и главной его задачей. В настоящее время сетью СВИФТ пользуются не только банки, но и биржи, брокерские и дилерские конторы, расположенные в 105 странах мира.

Согласно Отчету о  совокупном доходе ОАО РК «Аманбанк», чистые доходы от прочих операций составляют: в 2009 году 83,5 млн. сом; в 2010 году – 114,9 млн.сом; в 2011 году – 166,5 млн.сом, т.е. динамика этого показателя положительная. Непроцентные доходы были получены в результате проведения операций с иностранной валютой, предоставлением финансовых услуг и получением комиссионных доходов (табл.2.8).

Таблица 2.8.

Анализ непроцентных доходов ОАО РК «Аманбанк» за 2009-2011гг.

(тыс.сом.)

Статьи доходов и расходов

2009г.

Доля,

%

2010г.

Доля,

%

Откл

2011г.

Доля,

%

Откл

Чистая прибыль по операциям  с ин.валютой

28 768

34,45

35783

31,15

7 015

54 789

32,90

19 006

Доходы по услугам и комиссии

58 392

69,92

82 090

71,46

23 698

114663

68,86

32 573

Расходы по услугам и комиссии

-5049

-6,05

-3997

-3,48

1 052

-4892

-2,94

-895

Прочие доходы

1398

1,67

1004

0,87

-394

1949

1,17

945

Чистые непроцентные доходы

83 509

100,0

114880

100,0

31 371

166 509

100,0

51 629


 

Согласно данным таблицы 2.8. наибольший удельный вес в доходах  Банка по прочим операциям занимают доходы по услугам и комиссии, если их доля в 2009 году составляла 69,92%, то в 2010 году наблюдается их рост до 71,46%, а в 2011 году их доля снизилась до уровня 68,86% за счет повышения чистой прибыли от операций с иностранной валютой и прочих доходов.

На уровень чистых непроцентных доходов влияют расходы по услугам и комиссии, уровень которых в 2010 году снизился на 1 052 тыс.сом., а в 2011 году произошел их рост по сравнению с уровнем 2010 года на 895 тыс.сом.

Анализ операционных доходов Банка за 2009-2011гг. ( табл.2.9) показывает, что их сумма увеличивается, в том числе доля чистых непроцентных доходов выше, чем процентных ( в 2011 году 57,96% и 42,04% соответственно).

      Таблица 2.9.

Структура операционных доходов ОАО РК «Аманбанк» за 2009-2011гг.

Статьи

2009г.,

тыс.сом

Доля, %

2010г.,

тыс.сом

Доля, %

2011г.,

тыс.сом

Доля, %

Чистые процентные доходы

42454

33,70

86570

42,97

120793

42,04

Чистые непроцентные доходы

83509

66,30

114880

57,03

166509

57,96

Итого операционный доход

125963

100,0

201450

100,0

287302

100,0


 

Исходя из данных табл.2.9., наблюдается постоянный рост в течение 2009-2011 гг. как непроцентных, так и  процентных доходов Банка ( рис.2), однако, в 2010 году доля непроцентных доходов  снизилась с 66,3% до 57,03%, а в 2011 году их уровень несколько увеличился до 57,96%, составив 166,5 млн. сом.

 

 

Рис 2. Динамика чистых процентных и непроцентных доходов Банка  за 2009-2011гг.

Таким образом, проведенный  анализ прочих операций ОАО РК «Аманбанк» за 2009-2011гг. позволяет сделать следующие выводы:

1. К прочим операциям  Банка относятся: расчетно-кассовое  обслуживание, депозитные операции, операции с иностранной валютой,  с ценными бумагами на первичном  и вторичном фондовом рынке;  выдача банковских гарантий; организация  аккредитивных форм расчетов; перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов; прием от населения платы за коммунальные услуги; операции с дорожными чеками и другие.

2. В результате проведения  прочих операций, а именно операций  с иностранной валютой, предоставлением финансовых и комиссионных услуг Банком были получены непроцентные доходы, величина которых составила: в 2009 году 83,5 млн. сом; в 2010 году – 114,9 млн.сом; в 2011 году – 166,5 млн.сом.

3. Анализ структуры  непроцентных доходов показал, что наибольший удельный вес в них занимают доходы по услугам и комиссии: в 2009 году - 69,92%, в 2010 году наблюдается их рост до 71,46%, а в 2011 году их доля снизилась до уровня 68,86% за счет повышения чистой прибыли от операций с иностранной валютой и прочих доходов.

4. Одним из факторов, влияющих на уровень чистых  непроцентных доходов являются  расходы по услугам и комиссии, величина которых в 2010 году  снизилась на 1 052 тыс.сом., а в 2011 году произошел их рост по сравнению с уровнем 2010 года на 895 тыс.сом.

5. Анализ динамики  доходов, полученных от прочих  операций Банка, выявил тенденцию  к их росту, также необходимо  отметить, что доля чистых непроцентных  доходов выше, чем процентных, так  если  в 2011 году она составляла 57,96%, то процентных доходов соответственно - 42,04%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

3.1. Перспективы  развития мобилизации ресурсов

Одним из важнейших направлений  деятельности коммерческих банков Кыргызской Республики является  мобилизация  ресурсов. Проведенный  во второй главе анализ ресурсной базы и мобилизации ресурсов ОАО РК «Аманбанк» показал, что имеющиеся средства банка можно подразделить на собственные и привлеченные.

По данным финансовой отчетности Банка было установлено, что на 1 января 2012 года сумма собственных средств составила 398,1млн.сом, а привлеченных - 1 966,1 млн. сом, т.е. их удельный вес составил 81% - привлеченные средства и соответственно 19% - собственные.  Привлеченные средства банка имеют тенденцию к росту -  в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличение составило на 737,5 млн.сом, в 2011 году – на 381,1 млн.сом, т.е. в целом за три года на 1 118,6 млн. сом (или в 2,3 раза)

На 1 января 2012 года в структуре  ресурсной базы значительную долю составили: счета клиентов – 77,1 %; прочие обязательства – 20,42 %.

Наблюдается постоянный рост средств, вложенных  клиентами  банка, однако их удельный вес уменьшился с 95,73% в 2009 году до 77,1% - в 2011 году за счет роста прочих обязательств с 4,01% в 2009 году до 20,42 в 2011 году.

Собственные средства банка также имеют тенденцию к росту с 303 млн.сом в 2009 году до 398,1млн.сом. в 2011 году, т.е. на 95,1 млн.сом или на 31,4%. Размер уставного капитала составляет на сегодняшний день 300 млн.сом, его удельный вес в собственных средствах банка – 75,4%. 7. Резерв переоценки инвестиций, имеющихся в наличии для продажи, увеличивается, но имеет ежегодно отрицательный результат. Резерв переоценки основных средств имеет тенденцию к снижению, если  на 1 января 2010 года он составлял 626 тыс.сом, то ежегодно снижаясь на 19 тыс. сом., он составил на 1 января 2012 года 588 тыс.сом.

В целом ресурсная  база банка за 2009-2011 годы постоянно  увеличиваясь составила на 1 января 2012 года 2 364,2 млн.сом.

Результаты анализа  позволяют выявить дополнительные возможности Банка для увеличения его ресурсной базы, ведь задачей политики банка по мобилизации ресурсов является формирование необходимых средств для следующего их размещения путем лучшей реализации целей. Такое требует сравнения ресурсов ровно через выбор лучших элементов путем качественной их оценки. Из упомянутых выше целей мобилизации ресурсов банка одним из способов определения качества является развитие таких критериев принятия решений, как:

1. Степень учета в банковских нормативах. Ресурсы банка должны по-разному учитываться в нормативах ликвидности, так как с усложнением масштабов деятельности, усилением уровня менеджмента появилась дополнительная потребность в своевременности выполнения обязательств. Поэтому может быть полезен иностранный опыт, где ресурсы банка учитываются в нормативных документах о ликвидности с различными коэффициентами. При этом, соответственно, если ресурсы в нормативах о ликвидности учитываются с коэффициентом больше 70 процентов в пассивных компонентах ликвидности, то качество таких элементов довольно высока, и хорошие инструменты с меньше 70 процентов коэффициентом имеют невысокое качество.

2. Расходы на минимальные резервы. Банки ставят перед собой цель минимизировать обязательные резервы. Такое также можно осуществлять за счет изменения структуры обязательств, то есть выбирать такие элементы, по которым обязательные резервы минимальны.

3. Результат доходности. Под таким критерием следует понимать наилучшую минимизацию трат по мобилизации ресурсов. При таком различают дорогие (к примеру, срочные вклады), а также недорогие (вклады до востребования) ресурсы. Следовательно, качество сберегательных вкладов по критерию доходности ниже, чем вкладов до востребования.

4. Критерий стабильности. Стабильность указывает на ликвидность определенного вида ресурса относительно отрицательных колебаний состава ресурсной базы. По сравнению с иными критериями стабильность имеет очень важное значение, ведь срочность ресурсов учитывается при их размещении. Стабильность по-разному проявляется в отношении остальных критериев. Так, сберегательные сертификаты имеют очень высокую стабильность, довольно высокая степень учета в банковских нормативах, что, естественно, является причиной весьма высоких трат. Депозиты до востребования, напротив, имеют невысокую стабильность, невысокая степень учета в банковских нормативах, их невысокие процентные расходы достаточно благоприятно повлияют на ситуацию доходности.

Информация о работе Экономическая сущность банка как элемента банковской системы