Экономическая сущность бюджета. Консолидированный бюджет РФ: современное состояние, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать формирование доходной и использования расходной частей Консолидированного бюджета РФ

Задачи:
1. Изучить понятие бюджета, рассмотреть его функции и экономическое содержание.
2. Определить значение Консолидированного бюджета РФ и осветить его современное состояние.
3. Проанализировать структуру доходной и структуру расходной частей Консолидированного бюджета РФ.
4. Исследовать проблемы формирования доходной и исполнения расходной частей Консолидированного бюджета РФ и определить перспективы его развития.

Работа содержит 1 файл

ИТОГ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры и общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Актуальность работы заключается в определяющей роли бюджета для функционирования национальной экономики в условиях финансового кризиса.

 

Объект исследования: Консолидированный бюджет РФ

 

Предмет исследования: данные отчетов об исполнении Консолидированного бюджета РФ за 2006, 2007 и 2008 г.

 

Цель работы: проанализировать формирование доходной и использования расходной частей Консолидированного бюджета РФ

 

Задачи:

1.      Изучить понятие бюджета, рассмотреть его функции и экономическое содержание.

2.      Определить значение Консолидированного бюджета РФ и осветить его современное состояние.

3.      Проанализировать структуру доходной и структуру расходной частей Консолидированного бюджета РФ.

4.      Исследовать проблемы формирования доходной и исполнения расходной частей Консолидированного бюджета РФ и определить перспективы его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА И ЕГО РОЛЬ

 

1.1 Понятие бюджета государства

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

              Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления потребностей государства и средств для их удовлетворения.

От составления бюджета зависит экономическое развитие государства, а от уровня развития экономики, в свою очередь, зависит состояние бюджета.

 

 

 

 

1.2 Экономическое содержание и функции бюджета

 

По экономическому содержанию бюджет государства – часть созданного ВВП. Бюджет формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет. Главным элементом экономической стратегии государства является определение того, какая часть ВВП будет направлена в бюджет. Чем выше уровень централизации в экономике, тем больше удельный вес бюджета в ВВП, тем выше степень государственного регулирования в экономике. Начиная с 1992 года в РФ удельный вес бюджета в ВВП ежегодно снижался, в 2000 году этот показатель составил 38, 3%, а в 2008 году – 19% , если принимать во внимание федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов Федерации и федеральные внебюджетные фонды.

Результаты исследования, проведенного Институтом экономического анализа, доказывает следующее: чем ниже удельный вес бюджета в ВВП, т. е. чем меньше бюджет берет на себя регулирующую функцию, тем выше темпы экономического развития той или иной страны.

Сущность любой финансово-экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджету присущи следующие функции:

1)                 образование основного централизованного фонда денежных средств;

2)                 расходование бюджетного фонда;

3)                 контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы (налоги, неналоговые доходы, займы). Вторую функцию выполняют конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам. Благодаря этим двум функциям бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате этого осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов, фондов социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной защиты, фондов занятости населения, инновационного фонда. Контрольная функция бюджета создает условия для контроля над поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств.

Функции бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства - регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

 

1.3 Бюджетная система Российской Федерации

 

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджетный Кодекс РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемую законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Вопросы функционирования бюджетной системы сводятся к следующим основным проблемам:

1.      Формирование доходной части бюджетов всех уровней.

2.      Распределение средств между уровнями бюджетной системы.

3.      Сбалансирование доходов и расходов всех уровней бюджетной системы.

4.      Распределение средств по линии расходной части всех бюджетов.

Структура бюджетной систем Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

      федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;

      бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

      местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Начиная с 2001 года государственные внебюджетные фонды (социального и медицинского страхования) консолидируются не только в бюджетную систему, но и в федеральный бюджет. Только Пенсионный фонд функционирует автономно.

Ст. 28 Бюджетного Кодекса РФ дает следующий перечень принципов построения бюджетной системы:

1)  Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2) Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. Это означает закрепление определенных видов доходов за федеральным Центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением.

3) Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. 

5) Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям.

7) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8) Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

В процессе функционирования бюджетной системы возникают отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями – межбюджетные отношения по вертикали бюджетной системы.  Это отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации – бюджетный федерализм и между областным (республиканским) бюджетом и бюджетом муниципальных образований – бюджетная самостоятельность. Бюджетные отношения возникают также и по горизонтали, когда по поводу бюджетных средств возникают отношения между законодательной и исполнительной властью на каждом уровне.

В современных условиях переходной экономики налоговые поступления стали причиной раздора между различными уровнями власти. Каждый вышестоящий орган власти стремится к  централизации средств на своем уровне. Поэтому бюджетные отношения отличаются недовольством низших органов власти высшими, нестабильностью, судебными и арбитражными спорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ

 

2.1 Сущность и назначение консолидированного бюджета. Современное состояние Консолидированного бюджета РФ.

 

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов). Таким образом,  Консолидированный бюджет РФ - совокупность федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, представлен бюджетами только двух уровней, при этом уровень местных бюджетов перестает быть самостоятельным путем включения в консолидированные бюджеты субъектов РФ (прилож. 1). В условиях действия принципа самостоятельности консолидированный бюджет имеет ограниченное использование. Законодательством предполагается составление проектов Консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Однако они не утверждаются представительным органом власти либо органом местного самоуправления и используются для расчетов и анализа. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. В частности, данные консолидированных бюджетов используются для определения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в региональные и местные бюджеты, а также различных форм финансовой помощи, оказываемой вышестоящим органом власти нижестоящему.

              Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном планировании, прежде всего при рассмотрении  вопросов регулирования межбюджетных отношений в плане выравнивания бюджетной обеспеченности. Кроме того, они учитываются при составлении сводного  финансового баланса, прогноза социально-экономического развития федерации или региона, а также  при расчетах показателей бюджетной обеспеченности  населения, территории или государства в целом. Динамика показателей  бюджетной обеспеченности является одним из индикаторов развития Федерации или отдельных регионов.

Отчет об исполнении соответствующего консолидированного бюджета составляется путем обобщения отчетных данных об исполнении бюджетов соответствующих органов власти и местного самоуправления, однако он также не утверждается представительным органом власти либо органом местного самоуправления. Данные отчета об исполнении Консолидированного бюджета РФ за отчетный год являются основой для составления проекта Консолидированного бюджета РФ на следующий год в целях распределения совокупного объема бюджетных ресурсов по уровням и видам бюджетов.

Информация о работе Экономическая сущность бюджета. Консолидированный бюджет РФ: современное состояние, перспективы развития