Экономическая сущность бюджета. Консолидированный бюджет РФ: современное состояние, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать формирование доходной и использования расходной частей Консолидированного бюджета РФ

Задачи:
1. Изучить понятие бюджета, рассмотреть его функции и экономическое содержание.
2. Определить значение Консолидированного бюджета РФ и осветить его современное состояние.
3. Проанализировать структуру доходной и структуру расходной частей Консолидированного бюджета РФ.
4. Исследовать проблемы формирования доходной и исполнения расходной частей Консолидированного бюджета РФ и определить перспективы его развития.

Работа содержит 1 файл

ИТОГ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Консолидированный бюджет – финансовая основа выполнения основных экономических и социальных функций государства. От его организации, объема, структу­ры и порядка формирования зависит эффективность функционирования бюджетной системы страны в целом. Именно консолидированный бюджет отражает уровень государственной налоговой и неналоговой нагрузки на экономику.

В конце 2008 года Министерство Финансов РФ опубликовало предварительную оценку исполнения Консолидированного бюджета за прошедший год. Согласно опубликованным данным, в 2008 году доходы Консолидированного бюджета составили 15,4 трлн. р., или 97% от годового плана, расходы — 13,8 трлн., или 80% от запланированных. Но при этом поступления в казну за последние месяцы снизились. Так, поступления в бюджет от налогов снизились с 437 млрд. р. в середине года до 204 млрд. р. в конце. Также снизились доходы Консолидированного бюджета за последний месяц из других источников. Минфин РФ отмечает возможность появления дефицита бюджета государства на сумму 30 млрд. руб. в 2009 году и на ближайшие три года в размере 187,5 млрд. руб. Предполагается, что дефицит будет замещаться на внутреннем рыке, а также потребуется использование средств резервных фондов.

 

2.2 Анализ структуры доходной части Консолидированного бюджета РФ

 

Согласно Бюджетному кодексу РФ под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Форма образования и расходования фонда денежных средств, поступивших в распоряжение государства и местного самоуправления, известна как бюджет. Отличительной чертой бюджета является его плановое начало. Поэтому составление бюджета по доходам есть не что иное, как планирование поступающих в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления денежных средств во времени.

Проанализируем структуру доходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, представив ее в разрезе наиболее значимых групп.

Таблица 2.2  

Анализ структуры и динамики доходной части консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 г[1]

Доходы

2006

2007

2008

 

Фед. бюджет, %

Конс. бюджет СФ, %

Фед. бюджет, %

Конс. бюджет СФ, %

Фед. бюджет, %

Конс. бюджет СФ, %

Налоговые

57,3

72,4

59,5

74,9

55,0

70,6

Неналоговые

42,2

9,7

37,4

9,7

43,1

8,5

Доходы бюджетной системы РФ от возвращенных остатков субсидий и субвенций прошлых лет

0,006

0,02

0,14

0,05

0,06

0,1

Безвозмездные поступления

0,49

15,8

2,9

13,3

0,04

19,4

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход  деятельности

0,004

2,08

0,06

2,05

1,8

1,4

Всего доходов:

100

100

100

100

100

100

 

На протяжении всего рассматриваемого периода (таблица 2.2) подавляющая часть доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов Федерации формировалась за счет налоговых поступлений. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода. К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве РФ. Это обязательные, безвозмездные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа). Самый большой удельный вес налоговых доходов зафиксирован в 2006 году: в федеральный бюджет поступило 59,5% , а в бюджеты субъектов Федерации 74,9%. В 2008 году этот показатель был ниже, чем в предыдущие годы в связи со спадом производства, наступившем вследствие мирового финансового кризиса. Необходимо отметить, что основную часть налоговых доходов в федеральном бюджете формируют налоги, сборы и регулирующие платежи за пользование природными ресурсами (в 2006 и 2008 году составили 31,0% и 31,3% соответственно) и налоги на товары, реализуемые на территории РФ (в 2007 году – 32,4%).Третье место по удельному весу налоговых доходов  федеральном бюджете занимают налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. Далее следуют налоги на прибыль, доходы (в 2006 году – 14,2%, в 2007 году – 13,8%, в 2008 году – 14,5%), налоги и взносы на социальные нужды. Невелики доходы от государственных пошлин и сборов, всего 0,6 - 0,7% за весь анализируемый период. В консолидированном бюджете субъектов РФ ситуация противоположная. Основную часть налоговых доходов формируют налоги на прибыль, доходы (в 2006 году – 75,9%, в 2007 году – 77,3%, в 2008 году – 78%). Также важной статьей налоговых доходов является налог на имущество, который полностью зачисляется в бюджеты регионов. За рассматриваемый период эта цифра значительно не изменилась и составляет около 11,5%. Удельный вес остальных налоговых доходов в бюджетах субъектов Федерации незначителен (прилож. 2).   

К неналоговым доходам относят доходы от внешнеэкономической деятельности (составляют около половины неналоговых доходов федерального бюджета), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от оказания платных услуг и другие неналоговые доходы. В федеральном бюджете удельный вес на всем рассматриваемом отрезке времени не стабилен: в 2006 и 2008 годах  – 42,2% и 43,7% соответственно, а в 2007 году составил всего лишь 37,4%. В консолидированном бюджете субъектов Федерации  в 2006 и 2007 годах уровень неналоговых доходов составил 9,7%, а в 2008 году – 8,5%.

Безвозмездные поступления включают в себя дотации, субсидии, субвенции федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, межбюджетные трансферты, также  безвозмездные поступления от государственных и негосударственных организаций и др.  Из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что рассматриваемая статья имеет большое значение в доходных частях бюджетов субъектов федерации. В 2006 году удельный вес этой статьи  составлял 15,8%, в 2007 году – 13,3%. Увеличение безвозмездных поступлений в бюджеты регионов в 2008 году (19,4%) связаны с неблагоприятной экономической ситуацией в стране.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в консолидированных бюджетах субъектов Федерации имеют больший удельный вес, по сравнению с федеральным бюджетом, хотя также не являются определяющими. Также незначителен удельный вес статьи доходов бюджетов бюджетной системы от возвращенных остатков субсидий и субвенций прошлых лет, как и в федеральном бюджете, так и в бюджетах субъектов Федерации (составляет менее 0,5%).

Доля федеральных доходов в Консолидированном бюджете РФ в 2006 году составляли 62,3%, в 2007 году – 61,7%, а в 2008 году только 59,9%. Соответственно доля бюджетов субъектов федерации за этот период возросла с 36,8% до 40,1%.

За весь рассматриваемый период доходы Консолидированного бюджета РФ  увеличивались: в 2006 году составили 10 077 млн. р., в 2007 году – 12 605 млн. р., а в 2008 году уже 15 478 млн. р. Это связано с ростом цен на сырье на международном рынке, увеличением ВВП, повышением покупательной способности населения и др.

 

2.3 Анализ структуры расходной части Консолидированного бюджета РФ

 

Расходы консолидированного бюджета – это система денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения централизованного фонда денежных средств государства по заранее предусмотренным направлениям в соответствии с общегосударственными потребностями. Структура и механизм расходов бюджета определяются совокупностью стоящих перед государством задач, решение которых должно быть обеспечено в рамках экономической системы в определенный временной период. Бюджетные расходы определяются по конкретным видам в зависимости от общественного назначения; также они имеют и количественное выражение.   

Проанализируем структуру расходной части федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации за 2006 – 2008 г.

Таблица 2.3  

Анализ структуры и динамики расходной части консолидированного бюджета РФ за 2006 – 2008 г[2]

Расходы

2006

2007

2008

 

Фед. бюджет, %

Конс. бюджет СФ, %

Фед. бюджет, %

Конс. бюджет СФ, %

Фед. бюджет, %

Конс. бюджет СФ, %

Общегосударственные вопросы

12,4

7,7

13,6

7,3

11,0

7,1

Национальная оборона

15,9

0,04

14,0

0,04

13,8

0,04

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

12,8

4,5

11,1

4,1

11,0

4,1

Национальная экономика

8,1

16,5

11,6

18,1

13,5

19,6

ЖКХ

1,2

15,8

4,9

16,8

1,7

16,3

Охрана окружающей среды

0,6

0,46

0,1

0,36

0,1

0,4

Образование

5,0

22,3

4,9

21,6

4,7

20,76

Культура, кинематография и СМИ

1,3

3,6

1,2

3,6

1,2

3,5

Здравоохранение и спорт

3,4

16,4

3,3

15,8

3,8

12,7

Социальная политика

4,7

11,7

3,6

11,9

3,9

12,2

Межбюджетные трансферты

34,6

0,9

31,7

0,4

35,3

3,3

Всего расходов:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Из данных, приведенных в таблице 2.3 можно сделать вывод о том, что определяющими в структуре расходов федерального бюджета являются межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ). Они составляют около трети федерального бюджета. За рассматриваемый период их доля в федеральном бюджете и консолидированном бюджете субъектов Федерации уменьшалась, но затем в 2008 году резко возросла. Это связано с возникшей неблагоприятной экономической ситуацией в стране. Также к приоритетным расходам федерального бюджета можно отнести общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, хотя за рассматриваемый период по двум последним категориям удельный вес расходов уменьшался. В консолидированном бюджете субъектов Федерации на общегосударственные вопросы и национальную безопасность расходы также снижаются, а на национальную оборону остаются неизменными.

Анализ структуры расходов консолидированного бюджета субъектов Федерации показывает, что основные расходы приходятся на содержание национальной экономики и социально-бытовой инфраструктуры. Расходы на национальную экономику включают расходы на топливно-энергитический комплекс, исследования космического пространства, воспроизводство сырьевой базы, но для регионов в этой области приоритетными являются расходы на сельское, лесное хозяйство, водные ресурсы, транспорт и т. д., т. к. именно на них ложится вся нагрузка консолидированного бюджета субъектов Федерации. Максимальные расходы на ЖКХ зафиксированы в 2007 году: из федерального и консолидированного бюджетов было выделено 294 млн. р. (4,9%) и 807 млн. р. (18,8 %) соответственно. В 2008 году эти расходы снизились по сравнению с предыдущим годом, но остались выше, чем в 2006 году. Расходы на образование в этот период неуклонно снижались как из федерального бюджета (с 5% до 4,7%), так и из бюджетов субъектов Федерации (с 22,3% до 20, 76%), что не могло не отразиться на содержании учебных, дошкольных и других учреждений. Расходы федерального бюджета на здравоохранение и спорт в 2008 году выросли по сравнению с предыдущими годами, но все таки их удельный вес остается низким – 3,8%. А в консолидированном бюджете расходы по этой статье снижались за весь рассматриваемый период – с 16,4% в 2006 году до 12,7% в 2008 году. Напротив, расходы на социальную политику увеличиваются в бюджетах субъектов федерации: в 2008 году они составили 762 млн. р. (12,2%), так же они увеличились и в федеральном бюджете – 293 млн. р. (3,8%).

Из данных таблицы 2.3 можно сделать вывод о том, что предпринимаются попытки уменьшить долю расходов, направляемых на финансирование  общегосударственных вопросов и увеличить удельный вес расходов, направляемых в социальную сферу. Но, несмотря на это объем расходов на образование, здравоохранение и спорт, социальную политику остается неоправданно низким.

Наименьший удельный вес занимают расходы на культуру, кинематографию, СМИ и на охрану окружающей среды. По первой статье расходы за 2006 – 2008 года снижались как из федерального, так и из консолидированного бюджетов, но их снижение было незначительным. Расходы на охрану окружающей среды остаются неизменными во время всего анализируемого промежутка.

Доля федеральных расходов в Консолидированном бюджете РФ в 2006 году составляли 54% и затем с каждым годом только увеличивались (в 2008 году – 57%). Соответственно доля бюджетов субъектов Федерации за этот период уменьшилась с 46% до 43%.

Следует отметить, что за рассматриваемый период самая большая сумма расходов была зафиксирована в 2008 году. Она составила 13 820 млн. р.   

 

За анализируемый период времени Консолидированный бюджет РФ являлся профицитным, т. е. доходы Консолидированного бюджета превышали его расходы. В 2006 году профицит составил 2 134 млн. р., в 2007 году – 1 828 млн. р., а в 2008 году – 1 658 млн. р. По решению Правительства РФ эти средства поступали либо в Стабилизационный фонд РФ и другие резервные фонды, либо шли на дофинансирование правительственных программ, либо направлялись на развитие социальных, экономических и иных проектов.

 

2.4 Прогноз состояния Консолидированного бюджета РФ на 2009 год

 

В связи с наступившим мировым финансовым кризисом государственный бюджет РФ в 2009 году будет дефицитным. Правительство РФ ориентируется на сокращение ВВП, резкое падение промышленных цен, расходование в нынешнем году 55% Резервного фонда и 25% фонда национального благосостояния.

Эксперты считают, что дефицит бюджета в 8% ВВП при цене на нефть 41 доллар за баррель остается наиболее вероятным прогнозом на этот год. Дефицит бюджета будет финансироваться из резервного фонда, который потратит 2,7 трлн. р. Из них 385,3 млрд. р. - внебюджетным фондам, по 300 млрд. р. - банкам и регионам. Половину помощи регионы получат в виде дотаций, а половину - в виде трехлетних кредитов, 325 млрд. р. государство потратит на поддержку экономики.

Также по прогнозам дефицитным будет не только текущий год, но и 2010 и 2011 годы, а также возможно 2012 год.

Независимые эксперты считают новые бюджетные проектировки реалистичными и полагают, что Минфин всегда сможет нарастить объем рублевых доходов за счет дополнительной девальвации рубля. По словам аналитиков, даже при более низких ценах на нефть за счет дальнейшей девальвации рубля государство может удержать доходную часть бюджета в установленных рамках. Между тем в бизнес-сообществе бытует мнение, что Правительству следует резче сокращать неэффективные госрасходы и перебросить средства на новые инфраструктурные проекты – прежде всего на гарантии по жилищному строительству.

Информация о работе Экономическая сущность бюджета. Консолидированный бюджет РФ: современное состояние, перспективы развития