Экономическая сущность и функции прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике внес принципиальные изменения в производственные отношения. В настоящее время завершается, по сути дела, смена социально – экономической формации в нашем обществе. Коренные изменения затронули не только его надстройку, но и базис. Многоукладность экономики России стала реальностью.
Рыночные отношения – это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ
ПОДХЫ……………………………………………………………………………..….6
1.1 Экономическое содержание прибыли………………………………………….8
1.2 Сущность, функции и виды прибыли…………………………………… .. .10
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ…… …………………………………………16
2.1 Метод прямого счета…………………………………………………………..19
2.2 Аналитический метод………………………………………………………….20
2.3 Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVC-анализ)………………………………………………………………………..22
2.4 Метод на основе бюджетирования……………………………………………24
3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ,
И РЕЗЕРВЫ ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЯ…………………………………………………..26
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)…………………………………………………………………..31
5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ…………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Семерня Эк-кая сущность и ф-ции прибыли.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности предприятий представляет собой разницу между общей  суммой доходов и затратам на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций.

     Таким образом, прибыль формируется в  результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаком.

     Прибыль как экономическая категория  характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

     Вместе  с тем прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.3 
 

1.2 Сущность, функции и виды прибыли 

     В рыночной экономике признание доходов  и расходов не зависит от факта получения или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов.

     Принято различать экономическую и бухгалтерскую  прибыль. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов.

     В российской практике бухгалтерская  прибыль корректируется на сумму  вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль.

     Также принято выделять следующие виды прибыли:4

  1. Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
  2. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
  3. Прибыль от реализации состоит из прибыли ОТ ПРОДАЖ от реализации товарной продукции (работ, услуг промышленного характера), из прибыли от прочей реализации (работ, услуг непромышленного характера), покупной продукции, материалов.
  4. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной ценой и первоначальной, или остаточной, стоимостью этих видов имущества, увеличенной на индекс инфляции.
  5. Внереализационные доходы и расходы – доходы от долевого участия в совместном предприятии, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, другие доходы и расходы от операций, не связанных с производством и реализацией продук5ции, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытка.

      Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших  функций:

    1. Служит критерием и показателем эффективности деятельности организации (предприятия);
    2. Выполняет стимулирующую функцию;
    3. Служит источником формирования бюджетов различных уровней;
    4. Служит источником развития организации (предприятия) и прироста акционерного капитала.
    5. Прибыль организации – основной фактор экономического и социального развития как самого предприятия, так и общества в целом.5

      В состав конечного финансового результата – прибыли организации за финансовый период включаются прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), операционные, внереализационные и другие прочие доходы за вычетом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов.

     Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности.

     Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов  и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли.

     Одно  из представлений взаимоувязки доходов и расходов в процессе деятельности предприятия, в результате которой как раз и удается обособить те или иные показатели прибыли, приведено на рис.1 
 
 
 
 

     

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 

     Рис. 1 - Схема взаимоувязки доходов и расходов коммерческой организации»

      Обособление тех или иных видов прибыли  осуществляется прежде всего исходя из интересов лиц, имеющих отношение  к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.

     В деятельности предприятия как первичной  ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции и (или) услуг, т. е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп: (а) собственники предприятия; (б) его работники, представленные управленческим персоналом; (в) государство, представленное налоговыми органами, и (г) прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).

     Первая группа объединяет лиц, предоставивших свои финансовые ресурсы предприятию с целью его создания и продолжающих держать их вложенными в его активах, будучи удовлетворенными генерируемыми им результатами. Во вторую группу входят специалисты, выступающие агентами собственников предприятия и обеспечивающие достижение поставленных перед ними целей. В третью группу входят налоговые органы, представляющие интересы государства. Четвертая группа наиболее многочисленна. В нее входят все физические и юридические лица, имеющие определенный интерес к деятельности предприятия и вместе с тем не имеющие доступа к ее внутренней информационной базе; они могут полагаться только на данные доступной бухгалтерской отчетности.

     Как следует из схемы, укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующей последовательности: (а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы), (б) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы), (в) выплата налогов и обязательных платежей; (д) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них, как видно из схемы, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.

     В частности, с позиции лендеров, т. е. физических и юридических лиц, ссужающих деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих свою долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет показатель прибыли до вычета процентов и налогов (на схеме видно, что именно из этого источника лендеры получают свое вознаграждение — проценты по предоставленным кредитам и займам); с позиции интересов государства основной финансовый показатель — прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (налогооблагаемая прибыль), поскольку именно она служит тем источником, из которого государство получает свою долю от общих доходов предприятия; для собственников основной показатель — чистая прибыль и т. п.

     Приведенные рассуждения вновь не следует понимать буквально — в том смысле, что, например, лендеры в той или иной степени отслеживают лишь динамику прибыли до вычета процентов и налогов, а другие публичные показатели прибыли, доходов и расходов для них не представляют интереса; это совершенно не так, поскольку все упомянутые индикаторы находятся в тесной взаимосвязи между собой и их динамика не может быть разнонаправленной. Речь идет о другом — в анализе большее распространение имеют относительные показатели, в частности коэффициенты рентабельности, в алгоритмах расчета которых могут использоваться различные абсолютные показатели, и потому грамотная интерпретация подобных коэффициентов как раз и предполагает четкое понимание информационной базы для их расчета.

     Наиболее  полные сведения о прибыли и ее компонентах приведены в Отчете о прибылях и убытках. Заметим, что в балансе отчетную прибыль можно видеть не всегда. Рассмотрим суть дела на примере акционерного общества.

     Согласно  Федеральному закону «Об акционерных  обществах» общество должно провести собрание акционеров до 1 июня года, следующего за отчетным. Один из важнейших вопросов, решаемых на собрании,— распределение прибыли. Чистая прибыль, полученная предприятием в отчетном периоде (ее можно назвать «прибыль к распределению»), показана в итоге формы № 2. Акционеры принимают решение о распределении: например, некоторую часть прибыли направить на выплату дивидендов, другую — на формирование резервного капитала, третью на создание дополнительных резервов, четвертую — на формирование фонда накопления, из которого в дальнейшем будет приобретаться имущество, пятую — на формирование фонда естественной убыли и т. п. Некоторая часть прибыли может остаться нераспределенной. В соответствии с решением собрания главный бухгалтер сделает соответствующие записи декабрьскими оборотами (т. е. покажет эти записи декабрем отчетного года). Таким образом, в отчетности чистую прибыль можно видеть только в отчете о прибылях и убытках; в балансе эта прибыль уже распределена по различным направлениям использования, т. е. она «размыта» по различным фондам и резервам, а в явном виде присутствует лишь один ее компонент, возможно и не самый главный по удельному весу,— нераспределенная прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 

     Планирование  прибыли – составная часть  финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

     В условиях стабильной развивающейся  экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех лет до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствование распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период – квартал, полугодие.

     Объектом  планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Это связано с тем, что производственная программа и запасы зависят от объема продаж. Однако этот объем может ограничиться имеющимися производственными мощностями. В таком случае именно они являются отправной точкой для планирования. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов.

     Производственная  программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать и изменения остатков незавершенного производства.

     В свою очередь, производственная программа  является основой для расчета потребности в материалах. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода.

     Важным  моментом в планировании прибыли  является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Их еще называют расходами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно необходимо обеспечивать нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и определиться со стоимостью одного человека-часа.

     Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их поведения относительно объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные затраты.

     В результате проведенных расчетов формируется  производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

     На  следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты, связанные с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыто. Часть этих затрат зависят от объема продаж, например комиссионные. Другие, являясь постоянными, учитываются в общей сумме.

Информация о работе Экономическая сущность и функции прибыли