Экономическая сущность и функции прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Переход России к рыночной экономике внес принципиальные изменения в производственные отношения. В настоящее время завершается, по сути дела, смена социально – экономической формации в нашем обществе. Коренные изменения затронули не только его надстройку, но и базис. Многоукладность экономики России стала реальностью.
Рыночные отношения – это прежде всего финансовые отношения, когда участники рыночных отношений предполагают заработать деньги и использовать их на различные цели, создавая собственные соответствующие денежные фонды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1. ПОНЯТИЕ ПРИБЫЛИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ
ПОДХЫ……………………………………………………………………………..….6
1.1 Экономическое содержание прибыли………………………………………….8
1.2 Сущность, функции и виды прибыли…………………………………… .. .10
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ…… …………………………………………16
2.1 Метод прямого счета…………………………………………………………..19
2.2 Аналитический метод………………………………………………………….20
2.3 Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVC-анализ)………………………………………………………………………..22
2.4 Метод на основе бюджетирования……………………………………………24
3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ,
И РЕЗЕРВЫ ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЯ…………………………………………………..26
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)…………………………………………………………………..31
5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ…………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Семерня Эк-кая сущность и ф-ции прибыли.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     На  основании этих расчетов формируется  план по прибыли от реализации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также внереализационных доходах и расходах.

     План по прибыли может быть представлен в качестве финансовой модели предприятия. Как только проект бюджета подготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и внутренних условий. С помощью проекта плана осуществляется  просчет эффективности различных управленческих решений. Здесь значительную помощь и снижение трудозатрат при расчетах оказывает применение компьютерной техники.6       

     Важное  место в финансовом планировании занимает этап формирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес-плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности организации (предприятия). Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации (предприятия). Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это  поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.7

     Очевидно, что управление прибылью подразумевает  такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

     В рамках решения первой задачи –  повышение доходов – должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнение плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства и т. д.

     Поиск и мобилизация факторов повышения  доходов находится в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности нового источника доходов.

     Вторая  задача – снижение расходов – подразумевает  оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

     Планирование  прибыли проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

  В планировании прибыли используются методы:

  1. Прямого счета;
  2. Аналитический;
  3. На основании эффекта производственного (операционного) рычага;
  4. На основе бюджетирования.
 

2.1 Метод  прямого счета 

     В основе метода прямого счета лежит  поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.

     Более простой вариант этого метода – укрупненный расчет по позициям плана.

     Пример 1.

     Таблица 1 - Данные к расчету прибыли, тыс. руб.

Показатель Сумма
1. Плановый объем продаж:

      а) по отпускным ценам предприятия

    б) по полной себестоимости

 
313 516

197 764

2. Операционные доходы:
  • от прочей реализации
  • арендные платежи
 
500

800

 
 
 

Окончание таблицы 1 - Данные к расчету прибыли, тыс. руб.

3. Операционные расходы:
  • по прочей реализации
  • амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду
 
89

200

4. Внереализационные доходы:
  • поступления в возмещение причиненных предприятию убытков
  • курсовые разницы
  • доходы по ценным бумагам
  • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий
 
2 000 
 

2 500

610

510

5. Внереализационные расходы:
  • курсовые разницы
  • налог на имущество
  • налог на рекламу
 
1 700

500

100

  1-й шаг. Рассчитаем прибыль от продажи (реализации) продукции.

Прибыль = Выручка – Себестоимость = 313 516 – 197 764 = 115 752 тыс. руб.

      2-й  шаг. Подчитаем прибыль (убыток) планируемого года:

Прибыль (убыток) = Прибыль от продаж + Операционные доходы - Операционные расходы + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы = 115 752 + (500+800) – (89+200) + (2 000 + 610 + 510) – (1 700 + 500 + 100) = 120 083 тыс. руб.

      Составим  расчет прибыли на 2010 год. 

2.2 Аналитический  метод 

     Этот  метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

     При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:

     Ро = Потп.100%,

     Где По – ожидаемая прибыль;

     Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Таблица 2 - Расчет прибыли организации на 2010год, тыс. руб.

Показатель Сумма
1. Плановый  объем продаж:

      а) по отпускным ценам предприятия

      б) по полной себестоимости

 
313 516

197 764

2. Прибыль  (убыток) от продажи 115 752
3. Операционные  доходы:
  • от прочей реализации
  • арендные платежи
 
500

800

4. Операционные  расходы:
  • по прочей реализации
  • амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду
 
89

200

5. Внереализационные  доходы:
  • поступления в возмещение причиненных предприятию убытков
  • курсовые разницы
  • доходы по ценным бумагам

доходы  от долевого участия в деятельности других предприятий

 
2 000

2 500

610

510

6. Внереализационные  расходы:
  • курсовые разницы
  • налог на имущество
  • налог на рекламу
 
1 700

500

100

7. Прибыль  (убыток) планируемого года 120 083
 

Расчет  ведется в определенной последовательности.

      1. С помощью базовой рентабельности  ориентировочно рассчитывается  прибыль планируемого года на  объем товарной продукции планируемого  года. Но по базисной себестоимости.

      2. Рассчитывается изменение (+, - ) себестоимости  продукции в планируемом году.

      3. Определяется влияние изменения  ассортимента, качества, сортности  продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

      4. После обоснования цены на  готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

      5. Влияние на прибыль всех перечисленных  факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1, и последующих этапов.

      6. далее учитывается изменение  прибыли в нереализованных остатках  готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод имеет то преимущество, что  показывает влияние различных факторов на сумму прибыли, но это проявляется в основном только при наличии стабильных условий хозяйствования. 

2.3 Метод,  основанный на эффекте производственного  (операционного) рычага (CVC-анализ) 

     Этот  метод планирования прибыли базируется на принципе разделении затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

     Следует подробно изучить методы планирования прибыли. Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного (производственного) рычага. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности, т. е. объем выручки, при котором организация (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

     Для коммерческих организаций очень  важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует определить критический объем реализации, при котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы не получая прибыль, но и без убытка. Увеличение объема продаж сверх  критического объема реализации приносит предприятию прибыль. Объем реализации ниже критического приносит предприятию убытки. С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага – изменение прибыли при изменении объема реализации. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается:

     Сила  воздействия операционного рычага = Маржинальная прибыль/Прибыль

     Пример 2.

Показатель Сумма, млн. руб. (%)
1. Выручка  от реализации (В)

2. Переменные затраты (Пер)

3. Маржинальная  прибыль (М)

4. Постоянные  расходы (Пос)

5. Прибыль  финансовый результат (Пр)

1 500    (100)

700        (47)

800        (53)

300

500

 

1. Рассчитаем  точку безубыточности (Тб) по формуле:

      Тб = Пос/Доля маржинальной прибыли в выручке,% . 100 = 300/53 . 100

      = 566 млн. руб.

     Этот  показатель выражает размер выручки (Вкрит) в точке безубыточности.

2. Определим  эффект операционного рычага:

      Э = М/Пр = 800/500 = 1,6.

Это означает, что любое изменение выручки  от реализации повлечет за собой изменение  прибыли в пропорции 1 : 1,6.

Зная  сумму выручки в точке безубыточности, можно определить запас прочности (Зп):

      Зп = (Вфакт – Вкрит)факт . 1005 = 62,3%.

Чем выше запас прочности, тем лучше. В  нашем примере запас прочности  составляет довольно высокий уровень – 62,3%. Если предприятие будет вынуждено снижать объемы производства, то снижение менее чем  на 62,2%  все же будет приносить предприятию прибыль, более чем на 62,2% - приведет к убытку.

     Теория  точки безубыточности используется также при принятии решений об инвестициях в обновление производственной программы.

     Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. 

     2.4 Метод на основе бюджетирования 

     На  основе бюджетирования разрабатываются  компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Информация о работе Экономическая сущность и функции прибыли