Экономическое содержание доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности доходов бюджета.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность доходов бюджета.
Проанализировать структуру доходов бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие бюджета
2.Классификация доходов государственного бюджета
3.Экономическое содержание доходов бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 70.14 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1.Понятие  бюджета

2.Классификация  доходов государственного  бюджета

3.Экономическое  содержание доходов  бюджета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные  органы функций.

Государственный бюджет - это  план доходов и расходов государства  на текущий год, составленный в форме  баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных  расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Тема  моей курсовой работы : «Экономическое содержание доходов государственного бюджета», я считаю, что эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служат финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.

Объект  исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета РФ.

Цель работы: рассмотреть особенности  доходов бюджета.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть сущность доходов бюджета.
  2. Проанализировать структуру доходов бюджета РФ.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие бюджета. 

Центральное место в системе  государственных  финансов занимает государственный  бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации  определяет бюджет как  «форму образования  и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового  обеспечения задач  и функций государства и местного самоуправления» 1.

Государственный бюджет - это экономические  отношения между  государством и субъектами всех форм собственности  и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного  фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных  задач и функций.

Государственный бюджет состоит из 2-х  дополняющих друг друга взаимосвязанных  частей: доходной и  расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают  средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов  непостоянна и  зависит от конкретных экономических условий  развития страны, рыночной конъюнктуры и  осуществляемой экономической  политикой политики.

Любое изменение структуры  бюджетных доходов  отражает изменения  в экономических  процессах. Расходная  часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Появление новых форм собственности, новых субъектов  хозяйствования повлекло изменения в системе  денежных доходов  и расходов; финансовые потоки стало возможным  регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших  направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.

Таким образом, бюджетная  система России, как  федеративного государства  состоит из трёх уровней:

. первый  уровень - федеральный  бюджет Российской  Федерации и бюджеты  государственных  внебюджетных фондов;

. второй  уровень - бюджеты  субъектов РФ и  бюджеты территориальных  государственных  внебюджетных фондов;

. третий  уровень - местные  бюджеты (около  29 тысяч городских,  районных, поселковых  и сельских бюджетов).

Совокупность  бюджетов всех уровней  образует консолидированный  бюджет.

Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет РФ – это  федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты всех субъектов  федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют  получить полное представление  обо всех доходах  и расходах региона  или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ2 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

1. Единства  бюджетной системы  Российской Федерации;

2. Разграничения  доходов и расходов  между уровнями  бюджетной системы;

3. Самостоятельности  бюджетов;

4.Равенства  бюджетных прав  субъектов Российской  Федерации, муниципальных  образований;

5. Полноты  отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

6. Сбалансированности  бюджета;

7. Эффективности  и экономности  использования бюджетных  средств;

8. Общего (совокупного)  покрытия расходов  бюджетов;

9. Гласности;

10. Достоверности  бюджета;

11. Адресности  и целевого характера  бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов  бюджетного процесса, санкций за нарушения  бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения  бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью  или частично) и  полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:                                      - право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие  собственных источников  доходов бюджета  каждого уровня; законодательное  закрепление регулирующих  доходов бюджетов, полномочий по  формированию доходов  соответствующих  бюджетов;

- право  органов государственной  власти и органов  местного самоуправления  самостоятельно в  соответствии с  законодательством  определять направления  расходования средств  соответствующих  бюджетов и источники  финансирования дефицитов  соответствующих  бюджетов;

- недопустимость  изъятия доходов,  дополнительно полученных  при исполнении  законов (решений)  о бюджете, сумм  превышения доходов  над расходами  бюджетов и сумм  экономии по расходам  бюджетов;

- недопустимость  компенсации за  счет бюджетов  других уровней  потерь в доходах  и дополнительных  расходов, возникших  в ходе исполнения  законов (решений)  о бюджете, за  исключением установленных  законом случаев.

Принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных образований  означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых и неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов, определение объема, форм и порядка  предоставления межбюджетных трансфертов в  соответствии с едиными  принципами и требованиями, установленными Бюджетным  Кодексом.

Принцип полноты учета  бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что все  доходы и расходы  бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в  полном объеме. Все  государственные  и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов  бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При  составлении, утверждении  и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств  означает, что при  составлении и  исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных  средств должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с  использованием наименьшего  объема средств или  достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться  общей суммой доходов  бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления  не могут увязываться  с определенными  расходами бюджета  за исключением целевых  бюджетных фондов, а также в случае централизации средств  из бюджетов другого  уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность  иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том  числе по вопросам, вызывающим разногласия  внутри представительного  органа или между  исполнительным и  представительным органами государственной  власти.

Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления  их на финансирование конкретных целей.

Информация о работе Экономическое содержание доходов государственного бюджета