Экономическое содержание доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности доходов бюджета.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность доходов бюджета.
Проанализировать структуру доходов бюджета РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие бюджета
2.Классификация доходов государственного бюджета
3.Экономическое содержание доходов бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Финансы.docx

— 70.14 Кб (Скачать)

 

2.1. Классификация доходов государственного бюджета

 

Под доходами бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи с формированием бюджетного фонда страны.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  в распоряжение органов власти.3

В рамках бюджетной  классификации доходы группируются по источникам и способам их получения(Рис.1.1)

 

 

Доходы бюджетов


Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления

Доходы  целевых бюджетных фондов (обособленно)


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Состав доходов бюджетов4

 

 

    В Российской  Федерации устанавливаются и  взимаются следующие виды налогов  и сборов: федеральные налоги  и сборы, налоги и сборы субъектов  Федерации (региональные) и местные  налоги и сборы5      К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоговые доходы складываются из:

1. Налоги на прибыль (доход, прирост капитала).

1.1. Налог на прибыль  (доход предприятий и организаций)

1.2. Подоходный налог  с физических лиц.

2. Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы.

2.1. Налог на добавленную  стоимость.

2.2. Акцизы.

2.3. Налоги, служащие  источниками образования дорожных  фондов.

2.4. Лицензионные  и регистрационные сборы (право  торговли, хранение, розлив алкогольной  продукции).

3. Налоги на совокупный доход.

3.1. Единый налог  для субъектов малых предпринимательств.

3.2. Единый налог  на совокупный доход для юридических  лиц.

3.3. Единый налог  на совокупный доход для физических  лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица.

4. Налоги на имущество.

4.1. Платежи за  пользование природными ресурсами  (платежи за пользование недрами,  за пользование континентальным  шельфом, отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, платежи, связанные с пользованием водными объектами, плата за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, земельный налог).

5. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

6. Прочие налоги, пошлины и сборы.

6.1. Прочие федеральные налоги.

6.2. Налоги субъектов  Федерации.

6.3. Местные налоги  и сборы.

6.4. Государственная  пошлина.

.Неналоговые доходы складываются из:

• доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

• доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

• средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия;

• доходов в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

• иных неналоговых доходов.

Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.

В составе доходов  от использования государственного или муниципального имущества учитываются:

• средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в банках;

• средства, получаемые от передачи имущества под залог, в доверительное управление;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

• часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

• другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Если какое-либо бюджетное учреждение получает доходы от предпринимательской деятельности, они (после уплаты налогов и сборов) полностью учитываются в смете  этого учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования государственного или муниципального имущества либо как доходы от оказания платных услуг.

Доходы от продажи  государственной и муниципальной  собственности подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты. При этом порядок перечисления в бюджеты средств, получаемых в процессе приватизации имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством о приватизации.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной  системы РФ в форме дотаций, субвенций  и субсидий либо иной безвозвратной  и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем.

Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. При этом под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с:

• изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве;

• передачей полномочий по финансированию расходов;

• передачей доходов, полученных после утверждения закона о бюджете и не учтенных в нем.

Штрафы зачисляются  в местные бюджеты по месту  нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

Суммы штрафов за налоговые правонарушения зачисляются  в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, установленным законом о федеральном бюджете на текущий год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Если же суммы штрафов невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, они зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов РФ, местные бюджеты в порядке, определяемом законом о федеральном бюджете на очередной год.

По порядку и  условиям зачисления в бюджет доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов законодательно закреплены на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:

1) налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

2) неналоговые доходы:

  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом  соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным  бюджетам по нормативам, устанавливаемым  законом о федеральном бюджете  на очередной год на срок не менее  трех лет и Законом «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации». Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство.

 

К регулирующим доходам  бюджетов относятся федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Нормативы отчислений Бюджетным кодексом РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы или распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Существуют и  другие виды классификации  доходов. К ним  относятся: юридическая, финансовая и экономическая  классификации.

Юридическая исходит  из признака образования  дохода, а именно: используется для  этого сила государственной  власти или нет. Например, налоги и штрафы (используется государственная  власть), плата за услуги (не используется). Финансовая классификация  основывается на делении  доходов на безвозвратные  или постоянные (налоги) и временные (займы). Экономическая классификация  имеет в своей  основе характер источника  дохода или характер экономических последствий  в результате получения  доходов.

Наиболее популярна  и чаще всего используется в развитых зарубежных странах целевая  бюджетная классификация. Согласно этой классификации все расходы бюджета могут быть разделены на следующие основные группы: 1) экономические; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления; 4) финансирование науки; 5) финансирование обороны; 6) расходы по внешнеэкономической деятельности; 7) расходы по обслуживанию государственного долга; 8) создание резервных фондов.

 

 

 

 

23. Экономическое содержание доходов бюджета

 

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обусловливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного финансового  регулирования рыночных отношений  должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и  льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное  и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами.

Единство бюджетной системы  в новых условиях реализуется  через единую социально-экономическую  политику и правовую базу, использование  единых бюджетных классификаций  и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней  позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием (принимается Государственной думой  и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  последующего их перераспределения  и использования для целей  государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Информация о работе Экономическое содержание доходов государственного бюджета