Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

курс1.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 

 

1.Экономическое содержание доходов бюджета

 

    Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового  регулирования через бюджетную  систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

    Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

     Чем богаче страна, тем больше доходов  у государства. Взимание доходов  в бюджет – не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает  существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.

    Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  собранием (принимается Государственной  думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. [7]

    Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

    В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ, остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма.

  Доходы  государства представляют собой  важную финансовую категорию, они формируются  в результате распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью финансов. Доходы государства представляют собой ту часть денежных отношений, которая связана с формированием доходов у главного субъекта распределительных отношений в результате распределения и перераспределения стоимости ВВП. Проблемы и факторы роста ВВП.

  Доходы  государства включают доходы бюджета, доходы государственных  внебюджетных фондов, доходы государственного сектора.

     Доходы  бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     В соответствии со статьёй 6 Бюджетного Кодекса доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов

     Большое разнообразие экономических отношений  порождает множественность видов доходов в хозяйстве, а отсюда следует и необходимость иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных доходов существенно различаются по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической значимости.

     Доходы  бюджета являются основной частью государственных доходов, и их можно рассматривать как экономическую  (финансовую) и правовую категории. Доходы бюджета как финансовая категория - это денежные отношения,  возникающие у государства с юридическими  и физическими лицами  в процессе формирования фонда денежных средств, находящегося в распоряжении субъектов власти.

Доходы  бюджета служат финансовой базой  деятельности государства, а также  являются элементом или инструментом государственного регулирования воспроизводственного процесса, оказывая влияние:

   - на совокупное потребление через  воздействие на уровень доходности  социальных групп и видов деятельности.

   - на выбор направлений использования  накоплений образующихся у субъектов  хозяйствования.

   - на спрос и структуру конечного потребления.

     Доходы  бюджета как финансовая категория, выполняют следующие функции:

  1. те же функции что и финансы, а именно распределительная и контрольная;
  2. специфические функции – фискальная, стимулирующая.

   Благодаря распределительной функции происходит концентрация финансовых ресурсов  в бюджетном фонде государства для выполнения им своих функций.

 Контрольная функция позволяет узнать насколько  своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжении государства, как они распределяются.

  С организационно - правовой точки зрения, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в  безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ, в распоряжении органов государственной  власти, субъектов РФ и местного самоуправления.

Функции доходов бюджета в полном объеме не реализуются.

       В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые  в бюджеты других уровней бюджетной  системы Российской Федерации для  целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. 

     В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

     Денежные  средства считаются зачисленными в  доход соответствующего бюджета  или бюджета государственного внебюджетного  фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.

     Закон о бюджете, будучи одним из важнейших  законов, определяющим многие параметры  развития страны на предстоящий год  и среднесрочную перспективу, представляет собой юридически оформленную роспись государственных доходов и расходов. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами воспроизводства в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения, а материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

     С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы опосредствуют процесс их использования. Управление бюджетными ресурсами, сосредоточение их на ключевых направлениях экономического и социального развития страны позволяет реализовать финансовую политику на всей территории страны.

     Классификация доходов бюджета – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.

     Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

     1) кода главного администратора  доходов бюджета (утверждается  законом (решением) о соответствующем  бюджете);

     2) кода вида доходов (включает  группу, подгруппу, статью, подстатью  и элемент дохода);

     3) кода подвида доходов;

4) кода  классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.  [2]

     Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации группами и  подгруппами доходов бюджетов являются:

  1. налоговые и неналоговые доходы;

     2) безвозмездные поступления.

     Доходы, указанные в абзацах втором, третьем (в части единого социального  налога, соответствующих пеней и  штрафов), четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах третьем (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), одиннадцатом - двадцатом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.

     Единый  для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    Также доходы бюджета можно классифицировать по следующим направлениям:

  1. По источникам:
  • - формируемые за счет внутренних источников;
  • - формируемые за счет внешних источников;
  1. По плательщикам:
  • - доходы, поступающие от ю/л;
  • - доходы, поступающие от ф/л;
  1. В зависимости от гражданства субъектов налогообложения:
  • - поступающие от резидентов;
  • - поступающие от нерезидентов;
  1. В зависимости от государственного устройства:
  • - доходы  федерального бюджета;
  • - доходы региональных бюджетов;
  • - доходы местных бюджетов;

    Доходы  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций. Они  выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

    В зависимости от государственного устройства страны различают: в унитарном (едином) государстве - доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, в федеративном (объединенном) государстве эти два вида доходов дополняются доходами бюджетов субъектов федерации, конфедеративном (союзном) - взносами.

    Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем  доходы государства, которые ключают  помимо средств бюджета всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

    Налоги  являются главным методом перераспределения  национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих доходов.

    Вторым  по своему финансовому значению доходом  бюджета являются государственные  займы. К займам государство прибегает  при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам. Существуют два пути получения займов: первый - у широких слоев населения путем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг, второй - у  Центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.

    Государственный долг тесно связан с налогами. Погашение займов, выплата по ним процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпуска новых займов.

Информация о работе Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета