Эмпирические исследования модели САРМ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, главной целью данной курсовой работы можно считать эксперименты по применению концепции «риск - доходность» и определение ее целесообразности в связи с изменениями рисков и рынков.
В рамках поставленной цели в курсовой работе обозначены следующие задачи:
-писать модель САРМ;
-выявить и коротко рассмотреть существующие аналоги данной модели;
-на основе данных компании, применить модель САРМ и проанализировать полученные данные.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, сущность и цели модели CAPM 6
1.1 Понятие и сущность модели CAPM 6
1.2 Процесс расчета модели CAPM 9
1.3 Двухфакторная модель CAPM в версии Блэка 12
2 Эмпирические исследования возможности применения модели CAPM 18
2.1 Краткая характеристика организации и анализ основных показателей ее хозяйственной деятельности на….. 18
2.2 Применение эконометрического аппарата для оценки риска и доходности на…. 30
3 Направления улучшения деятельности ЗАО «ОПИКА» 43
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложения

Работа содержит 1 файл

Эмпирические исследования модели САРМ.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, работ, услуг (формула 2.1)

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль  от продажи. Чтобы определить, как  каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, проведем соответствующие расчеты (формулы 2.1 - 2.4).

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

  1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

 

пв = [(В – Со – КРо – УРо)/В – (Во – Со – КРо – УРо/Во)/Во]*100% , (2.1)

 

где В1 и Во – отчетная и базисная выручка,

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость,

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы,

УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

пв = [(14 011,8 – 8 479,7 – 432,9 – 1 220,8) /14 011,8 – (11 476,1 – 8 479,7 – 432,9 – 1 220,8) / 11 476,1 ] *100% = +16%

В связи с ростом выручки  от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 16%.

    1. Влияние изменения себестоимости продукции, работ, услуг:

 

пс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100%,      (2.2)

 

где В1 и Во – отчетная и базисная выручка,

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость,

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы,

УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

пс = [(14 011,8 – 9 452,2 – 432,9 – 1 220,8) / 14 011,8 – (14 011,8 – 8 479,7 – 432,9 – 1 220,8 ) / 14 011,8 ] *100% = - 6,94%

Повышение себестоимости  продукции, работ, услуг привело  к снижению рентабельности продаж на 6,94%.

 

 

3. Влияние изменения коммерческих расходов:

 

пкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100%,     (2.3)

 

где В1 и Во – отчетная и базисная выручка,

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость,

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы,

УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

пкр = [(14 011,8 – 9 452,2 – 588,5 – 1 220,8) / 14 011,8 – (14 011,8 – 9 452,2 – 432,9 – 1 220,8) / 14 011,8 ]*100% = -1,11%

За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась  на 1,11%.

4.Влияние изменения  управленческих расходов:

 

пур = [(В1 – С1 – КР1 – УР1)/В1 – (В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1]*100% ,    (2.4)

 

где В1 и Во – отчетная и базисная выручка,

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость,

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы,

УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

пур = [(14 011,8 – 9 452,2 – 588,5 – 1 799,3) / 14 011,8 – (14 011,8 – 9 452,2 – 588,5 – 1 220,8) / 14 011,8]* 100% = -4,15%

В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась  на 4,15 %.

Общее влияние всех факторов составит:

побщ = 16,0 – 6,94 – 1,11 – 4,15 = 3,8%

Для наглядности представим результаты расчетов в виде таблицы 2.3.

 

Таблица 2.3 – Влияние различных факторов на изменение рентабельности продаж ЗАО «ОПИКА» в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

Факторы

Изменение рентабельности продаж,%

1 Изменение выручки от реализации

+16,0

2 Изменение себестоимости продукции, работ, услуг

-6,94

3 Изменение коммерческих расходов

-1,11

4 Изменение управленческих расходов

-4,15

Общее

+3,8


Источник: собственная  разработка на основе Приложений А-Е

  

 По рассчитанным  выше показателям рентабельности  нельзя судить об эффективности  использования основных производственных  фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности.

Для анализа влияния  отдельных факторов на уровень общей  рентабельности необходимо составить  следующую таблицу 2.4.

 

Таблица 2.4 – Исходные данные для анализа общей рентабельности ЗАО «ОПИКА»

Наименование показателей

Значение показателей

Отчет

2009 г.

Отчет 2010 г.

Отчет 2011 г.

1

2

3

4

5

1

Балансовая прибыль, млн. руб.

1190

1375,6

2067,7

2

Объем реализованной  продукции, работ, услуг, млн. руб.

9618,8

11476,1

14011,8

3

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, млн. руб.

 

3490,5

3679,3

3704,7

4

Средние остатки  оборотных  средств, млн. руб.

 

3216,0

3439,6

3970,3

5

Фондоотдача основных производственных фондов, руб.

 

2,97

3,12

3,78

6

Фондоёмкость, руб.

0,26

0,32

0,26


 

Окончание таблицы 2.4

1

2

3

4

5

7

Количество оборотов нормируемых оборотных средств, число оборотов

 

3,12843

3,336464

3,529154

8

Коэффициент закрепления  оборотных средств, доли единиц

 

0,27

0,3

0,28

9

Прибыль на 1 руб. реализованной  продукции, работ, услуг, руб.

 

0,12

0,09

0,104

10

Уровень общей рентабельности, %

17,5

19,3

26,9


Источник: собственная  разработка на основе Приложений А-Е

 

Основные расчёты:

Фондоотдача основных производственных фондов, руб. = Объем реализованной продукции, работ, услуг / Среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

 

ФОПФ =Vреал. пр. раб. усл./ ОПФср.год.,                                 (2.5)

 

где ФОПФ – фондоотдача основных производственных фондов,

Vреал. пр. раб. усл  – объем реализованной продукции, работ, услуг,

ОПФср.год. – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

ФОПФ2009 = 9 618,8 / 3 490,5 = 2,97 руб.

ФОПФ2010 = 11 476,1 / 3 679,3 = 3,12 руб.

ФОПФ2011 = 14 011,8 / 3 704,7 = 3,78 руб.

Фондоемкость, руб. = Среднегодовая стоимость основных производственных фондов / Объем реализованной продукции, работ, услуг.

Е0 = 3 679,3 / 11 476,1 = 0,32 руб.

Е1 = 3 704,7 / 14 011,8 = 0,26 руб.

Количество оборотов нормируемых  оборотных средств, число оборотов =  Объем реализованной продукции, работ, услуг / Средние остатки оборотных средств.

Ч0 = 11 476,1 / 3 439,6 = 3,336464 оборотов

Ч1 = 14 011,8 / 3 970,3 = 3,529154 оборотов

Коэффициент закрепления оборотных  средств, доли единиц =  Средние остатки  оборотных средств / Объем реализованной продукции, работ, услуг.

К0 = 3 439,6 / 11 476,1 = 0,3

К1 = 3 970,3 / 14 011,8 = 0,28

Прибыль на 1 руб. реализованной  продукции, работ, услуг, руб. = Балансовая прибыль / Объем реализованной продукции, работ, услуг.

П0 = 1 375,6 / 11 476,1 = 0,12 руб.

П1 = 2 067,7 / 14 011,8 = 0,15 руб.

Уровень общей рентабельности, % = Балансовая прибыль / (Среднегодовая стоимость основных производственных фондов + Средние остатки оборотных средств ) * 100

R0 = 1 375,6 / (3 679,3 + 3 439,6) = 1 375,6 / 7 118,9* 100 = 19,3%

R1 = 2 067,7 / (3 704,7 + 3 970,3) = 2 067,7 / 7 675* 100 = 26,9%

Анализ таблицы  2.4 показывает, что уровень общей  рентабельности увеличился в отчётном периоде по сравнению с базовым: DRОБЩ = R1 – R0 =      = 26,9 – 19,3 = 7,6%

Построим факторную модель изменения  рентабельности.

  1. Определяем влияние прибыльности:

DR1 = 24,19 – 19,32 = 4,87%

В связи с увеличением  прибыли на 1 руб. реализованной продукции, работ, услуг общая рентабельность возросла на 4,87%.

2. Определяем влияние  фондоёмкости:

DR2 = 26,78 – 24,19 = 2,59%

Уменьшение фондоёмкости привело к росту общей рентабельности на 2,59 %.

3.  Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств:

DR3 = 26,94 – 26,78 = 0,16%

За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность возросла на 0,16 %.

Общее влияние всех факторов составит:

DRОБЩ = 4,87+2,59+ 0,16=7,62%

С учетом округления принимаем  расчет как верный.

Проведем анализ коэффициентов  чистой номинальной стоимости активов (ЧНСА)  (таблица 2.5) используя данные формы № 1 «Баланс предприятия», а также данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также расчета стоимости чистых активов предприятия за 2010 и 2011 годы.

 

Таблица 2.5 – Анализ коэффициентов чистой номинальной стоимости активов ЗАО «ОПИКА» за 2010-2011 гг.

Показатель

 

2009 год

   

Отклонения

2010 год

2011 год

Выручка (нетто) от реализации товаров, работ, услуг (за минусом косвенных  налогов) (млн. руб)

5311,8

6641,5

9456,4

+2814,9

Чистая номинальная  стоимость активов (млн. руб)

4108,2

4812,1

5598

+785,9

Коэффициент Чистой номинальной  стоимости активов (стр. 1 / стр. 2)

1,29

1,38

1,69

+0,31


Источник: собственная  разработка на основе Приложений А-Е

 

Чистая номинальная  стоимость активов рассчитана по средней арифметической.

За 2010 год ЧНСА составил:

ЧНСА = (3 822,6 + 3 679,3 + (2 949,7 – 2 564,9) + (3 439,6 – 1 702,0)) / 2 =  = 4 812,1 тыс. руб.

За 2011 год ЧНСА составил:

ЧНСА = (3 679,3 + 3 704,7 + (3 439,6 – 1 702) + (3 970,3 – 1 896)) / 2 =        = 5 598 тыс.руб.

Как видно из таблицы 2.5 темп, с которым номинальная стоимость превращается в доходы от продаж, увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годам на 0,31 пункта (1,69 – 1,38). Это произошло в результате того, что увеличились в абсолютном выражении выручка от реализации продукции, работ, услуг на 2814,9 тыс. руб. (9456,4 – 6641,5), а также чистая номинальная стоимость активов на 785,9 млн. руб. (5598 – 4812,1).

По данным предприятия, абсолютная величина оборотных активов  увеличилась на 489,9 млн. руб. При этом основную часть составляют запасы и затраты – 34,4%. Стоимость внеоборотных активов за 2010 год снизилась на 143,3 млн. руб.

Капитал предприятия  за 2010 год увеличился на 9,3%, на конец 2011 года обязательства составили 46,7% в валюте баланса. При этом оборотные активы ЗАО «ОПИКА»  увеличились на 530,7 млн. руб., а стоимость внеоборотных активов уменьшились на 25,4 млн. руб.

 

Таблица 2.6 – Темпы роста основных экономических показателей деятельности ЗАО «ОПИКА»  за 2010-2011 год

Показатель

2010 год

2011 год

Темпы роста,%

Прибыль от реализации, млн. руб.

318,7

757,3

237,6

Чистая прибыль, млн. руб.

1025,7

2067,7

201,6

Прибыль от основной деятельности, млн. руб.

1349,6

2153,9

159,6

Средний собственный  капитал, млн. руб.

3132,2

4092,7

130,6

Средний оборотный (рабочий) капитал, млн. руб.

3439,6

3970,3

115,4


Источник: собственная  разработка на основе Приложений А-Е

 

Данные таблицы 2.6 показывают, что темпы роста валовой прибыли от реализации, чистой прибыли и прибыли от основной деятельности роста превышают темпы роста среднего собственного капитала и среднего оборотного капитала за 2011 год. Чем выше разница между темпами роста капитала и темпами роста прибыли, тем заметнее повышение уровня рентабельности капитала.

Информация о работе Эмпирические исследования модели САРМ