Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

В процессе экономической эволюции бюджетной системы страны бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.
Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дореволюционный период становления бюджетной системы России ………………………………………………………………………………..6
Становление бюджетной системы XIII-XVI вв ……………….…….6
Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв………………………...11
Коренные изменения бюджетной системы российского государства XIX половины XX вв………………………………………………...13
Глава 2. Бюджетная система СССР ………………………………….……..22
2.1Формирование бюджетной системы 1917 – 1938гг……………….……22
2.2 Бюджетная система советского периода с 1938 – 1991гг.…………...…30
Глава 3. Современные направления развития бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….……38
3.1. Бюджетная система и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999гг…………………………………………………………………...…………..38
3.2. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..…47
Заключение…………………………………………………………………….58
Литература…………………………………………………………..…...……59
Приложения……………………………………………………………...……62
.

Работа содержит 1 файл

хорошая)).doc

— 382.50 Кб (Скачать)

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

    Основным  источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

    Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

    Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

    В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

    1) использование бюджета в качестве  одного из важнейших инструментов  макроэкономического регулирования;

    2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;

    3) обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной системы;

    4) повышение качества человеческого  капитала;

    5) повышение доступности и качества  государственных и муниципальных  услуг;

    6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

    По  словам президента России Д.Медведева  экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

    Подводя итоги, можно сказать, что сегодняшний  кризис наглядно продемонстрировал  все слабые стороны российской экономики, финансовой системы, бюджетного устройства.

    Ситуация  в экономике и в бюджете  в настоящее время настолько  критична, что без кардинальных изменений  как в самой экономике, так  и в организации бюджетного процесса никак не обойтись. Между тем осуществление бюджетного процесса, включающего и бюджетное планирование, в условиях кризиса очень сложная работа в силу объективных причин.

    Реформа 2004–2006 годов была призвана обеспечить стимулирование экономического роста  за счет тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики. Главной целью было повышение эффективности государственных расходов: достижение результатов с меньшими затратами.

    С начала реформы прошло семь лет. Достигла ли Россия намеченных тогда целей? Скорее нет, чем да. Многое удалось сделать, но говорить об эффективности государственных расходов сегодня, к сожалению, не приходится.  
 В рамках реформирования бюджетного процесса удалось осуществить  
переход на среднесрочное планирование. Совершенствование бюджетного процесса в части составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, произведено детальное описание полномочий участников бюджетного процесса;  внесение изменений в Бюджетную классификацию РФ (в том числе осуществлен переход на утверждение основных позиций бюджетной классификации не отдельным законом, а Бюджетным кодексом РФ); внедрение планирования бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые обязательства.

    Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что для экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая  устойчивость.  Важным условием  экономического  развития является также  стабильная  и предсказуемая  государственная налоговая и бюджетная политика –  только в  стабильных и понятных  условиях  бизнес  имеет возможность  планировать  и развивать  свою  деятельность,  создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты,  инвестировать. Создание и поддержание таких  условий  –  главный вклад бюджетной  политики в экономическое развитие страны.

 

     Заключение 
 

    Реформирование  бюджетной системы и бюджетного процесса требует осмысления накопленного собственного и зарубежного опыта  в сфере бюджетов, выделения тенденций развития бюджетов и их реализации в практику бюджетного процесса мероприятий, направленных на разрешение наиболее важных, первоочередных проблем в бюджетной сфере.

     В процессе своего развития бюджетная  система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.

     Целью данной работы было рассмотрение особенностей становления и развития бюджетной системы РФ. Можно выделить следующие наиболее значимые этапы становления и развития бюджетной системы РФ:

    1. Дореволюционный период становления  бюджетной системы России

    2. Становление бюджетной системы  СССР 

    3. Бюджетная система современной  России

    В третьей главе были выявлены особенности  и проблемы современной бюджетной  системы России, а также показаны перспективы развития и возможные  направления решения проблем  бюджета Российской Федерации.

   При написании курсовой работы были использованы учебная и периодическая литература таких авторов как Романовский М.В., Фетисов В.Д.,Вахрин П.И., Годин А.М. и другие, законодательные и нормативные акты Российской Федерации – Закон РСФСР, Федеральные законы РФ, Бюджетный кодекс РФ,  а также электронные ресурсы.

 

Литература 
 

1. Александров  И.М. Бюджетная система Российской  федерации; учебник, 2-е изд., М.2007

2. Архив государственного  хозяйства за 1817 год

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные  и муниципальные финансы. - М.: Финансы,  ЮНИТИ, 2008.

4. Бюджетный Кодекс РФ глава 5, 2010

5. Бюджетное  послание Президента РФ «О  бюджетной политике в 2010 –  2012 годах» от 25.05.2009

6. Вахрин П.И.  «Бюджетная система  РФ» учебник  2 изд. М2004

7. Вопросы экономики  №10 2002 г

8. Годин А.  М.,  Подпорина И. В. Бюджет  и бюджетная система РФ М.:2005

9. Горегляд В., Старая концепция государственного  бюджета

10. ГРИА. Ф. 678. Опись  1. Д. 262.

11. Дементьев  Д.В Бюджетная система РФ 2008

12. Дневник А.Н.  Куломзина. гл. 4. лист 2. Рукописное  отделение Российской государственной библиотеки

13. Закон РСФСР  "Об основах налоговой системы" 1991 г  

14. Закон РСФСР  от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного  устройства и бюджетного процесса  в РСФСР» ст7.

15. Кремяновский, Государственный контроль в России  за 100 лет // Вестник Европы. 1915. № 7-8.

16. Ленин В.И.  ПСС. Т. 36

17. Линков. Я., Крепостное  крестьянство в России накануне  реформы 1861г. // Исторический журнал. 1941 №2

18. Министерство  финансов 1802-1902. Ч. 1. СПб., 1903.

19. Николаева  Т.П., Бюджетная система РФ МФПА 2008

20. Озеров И.Х. Русский бюджет

21. Плотников  К.Н. Очерки истории бюджета  Советского государства 

22. Погребинский  А. П. Очерки истории финансов  дореволюционной России. М.,1954.

23. Поляк Г.Б.  Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ,1999

24. Пролетарская революция. — 1925. — №3

25. Романовский,  М.В. Бюджетная система Российской  Федерации : учебник под ред.  М.В. Романовского, О.В. Врублевской.  – М.: Юрайт, 1999.

26. Святловский  В.В. Примитивно-торговое государство,  как форма быта. Спб, 1914.

27. Селезнев А.  Бюджетное финансирование науки //Экономист. 2002

28. Собрание Законодательства  РФ. 2007. № 18. Ст. 2117

29. Современная  бюджетная система России Куликов,  Чайникова, Бабенко_ТГТУ 2007.

30. Федеральный  закон от 31 июля1998 г.№145-ФЗ

31. федеральные  законы об исполнении федерального бюджета: 2002 г.- от 08.05.2004 №35 –ФЗ

32. федеральные  законы об исполнении федерального  бюджета: 2003 г.- от 04.04.2005 №30 –ФЗ

33. федеральные  законы об исполнении федерального  бюджета: 2004 г.- от 23.12.2003 №186 –ФЗ

34. Федеральный  Закон О федеральном бюджете РФ на 2005 год

35. Федеральный  Закон О федеральном бюджете  РФ на 2006 год

36. Федеральный  Закон О федеральном бюджете  РФ на 2007 год

37. Фетисов В.Д.  Бюджетная система РФ уч.пособие  2003г

38. Ханчук Н.Н.  Бюджетная система РФ учебное  пособие 2005

39. ЦСУ СССР  Страна Советов за 50 лет. Сборник  статистических материалов 

40. www.budgetrf.ru

41. http://delovik.pp.ru/bydjet-sssr/sovetskii-bydjet-v-poslevoennie-godi.php

42. http://delovik.pp.ru/bydjet-sssr/gosbydjet-sssr-i-hozyaistvennaya-reforma-1965-goda.php

43. http://delovik.pp.ru/bydjet-sssr/gosbydjet-sssr-v-80-e-godi.php

44. http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/80/159

45. http://slovari.yandex.ru

46. http://www.nalogi.ru/faq/detail.php?ID=1523138

47. http://market-pages.ru/budsyst/8.html

48. http://minfin.ru 

 

      Приложения

    Приложение 1

    Вид расходов     2002     2003     2004     Рост 2004г. к 2002 г.,%
    Государственное управление     56     67     82     46
    Международная деятельность     34     32     68     100
    Национальная  оборона     295     356     427     45
    Правоохранительная  деятельность     190     248     319     68
    Фундаментальные исследования     31     42     46     49
    Промышленность, энергетика, строительство     105     69     87     -17
    Сельское  хозяйство     28     32     41     46
    Образование     82     100     119     45
    Здравоохранение и физическая культура     32     39     49     53
    Социальная  политика     485     139     158     -67
    Обслуживание  государственного долга     230     221     247     7
    Дорожное  хозяйство     39     45     50     28
    Финансовая  помощь бюджетам     318     796     897     282
    Всего расходов     2054     2359     2768     35

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы РФ