Этапы становления и развития платежной системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть этапы становления и развития платежной системы Республики Казахстан.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть основные этапы становления платежной системы Республики Казахстан.
2. Проанализировать развитие платежной системы на примере АО ДБ «Альфа-Банк».
3. Определить социально–экономическую эффективность мероприятий по совершенствованию платежной системы.

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.................................................................................................. 5
1.1 Этапы становление платежной системы Республики Казахстан............. 5
1.2 Основные этапы развития платежной системы Республики Казахстан 12
2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ АО ДБ «АЛЬФА-БАНК» 18
2.1 Деятельность АО ДБ «Альфа - Банк».................................................... 18
2.2 Платежные системы АО ДБ «Альфа – Банк»......................................... 20
2.3 Разработка мероприятий по улучшению платежной системы АО ДБ «Альфа-Банк»........................................................................................................................ 22
3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ АО ДБ «АЛЬФА-БАНК» 28
3.1 Формирование условий для внедрения усовершенствованной платежной системы 28
3.2 Оценка социально-экономической эффективности мероприятий по усовершенствованию платежной системы................................................... 29
Заключение.................................................................................................... 36
Список используемой литературы............................................................... 37

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

 

Таким образом, в результате полномасштабного внедрения системы  безналичных расчетов на основе смарт-карточек банк «Каспийский» получает в свое распоряжение эффективное средство для привлечения широкого круга  потенциальных клиентов - как юридических, так и физических лиц.

 

Начало реализации этого  крупномасштабного проекта было положено в конце 1999 года, когда был  заключен договор о стратегическом бизнес-партнерстве между системным интегратором Российской Федерации - компанией «АйТи» и Республики Казахстан - фирмой «АЛСИ». Именно сотрудничество двух интеграторов, один из которых – «АЛСИ» - особенно хорошо знаком со спецификой развития карточного бизнеса в Республике Казахстан, и помогло создать оптимально подходящую для банка «Каспийский» систему безналичных расчетов. В настоящий момент специалистами «АйТи» и «АЛСИ» рассматривается возможность сотрудничества в области продвижения в Казахстане интернет-решений компании «АйТи», в частности систем B2В.

 

Народный банк Казахстана и ассоциация VISA International подписали “Протокол о совместном сотрудничестве”, в соответствии с которым Народный банк становится ключевым партнером VISA в Казахстане. Платежная система VISA International является на сегодняшний день одной из самых распространенных. Главным итогом этого протокола явилось соглашение об объединении двух платежных систем.

 

В Республике Казахстан формы  безналичного расчета стали развиваться  относительно недавно. Первопроходцем в этом новом деле был ALEMBANK, который  первым в республике и одним из первых в СНГ ввел свои пластиковые  карты. В результате последовавших  после этого всем известных трудностей банка этот проект не получил дальнейшего  развития, и эта сфера банковских услуг на некоторое время перестала  интересовать казахстанские банки. После небольшого затишья эту  нишу стали осваивать крупные  банки республики, которые теперь предоставляют практически полный перечень услуг в этой области.

 

В настоящее время в  развитии сферы пластиковых карт в первую очередь заинтересованы два крупнейших банка Казахстана: Народный банк и Казкоммерцбанк. Понятно, что для того, чтобы с выгодой заниматься выпуском платежных карт, необходимо наличие крупного капитала и солидного опыта работы в сфере банковских услуг. [13, стр. 8]

 

Одними из первых на пластиковые  карточки перешли государственные  вузы. Студенты стали получать свою стипендию на специальные карт-счета в банке. Плата за открытие этих счетов, а также расходы, связанные с изготовлением и выдачей пластиковых карт, были возложены на Министерство финансов Республики Казахстан. В печати, на телевидении звучали заявления о широком внедрении рыночных платежных средств в жизнь казахстанцев. У студентов сформировали положительное отношение к этому рыночному нововведению, и в целом все было сделано для того, чтобы у людей появилось желание приобретать эти карты.

 

Но ни в одном рекламном  проспекте или объявлении не был упомянут очень важный аспект. Те пластиковые карты, которые (кто с нетерпением, кто с опасением) ожидали студенты вузов и служащие государственных учреждений, имели классификацию как дебетные. Это означало, что держатель карты не мог получить большую сумму денег, чем имелась на его карт-счете.

 

Таким образом, держатели  дебетных платежных карт в отличие от владельцев кредитных карт автоматически лишались возможности пользоваться определенным спектром услуг. В частности, они не могут получить кредит на свой карт-счет в случае оплаты товаров и услуг в магазине или на заправке с помощью пластиковой карточки, если у них кончаются средства на счете, хотя содержание дебетной карты обходится значительно дешевле и не требует наличия определенной начальной суммы на счете.

 

Судя по первому впечатлению, для студентов только прибавилось  трудностей с получением стипендий. Теперь студент должен искать банкомат для того, чтобы снять со своего счета законно причитающуюся  ему стипендию. Но и найдя банкомат, нельзя быть уверенным в том, что  стипендия будет получена.

 

В связи с тем, что это  был первый опыт широкого внедрения  безналичных платежных средств среди населения, банку не удалось избежать некоторых просчетов в этом деле. Случалось, что на карт-счете оказывалась не та сумма, которая должна быть, или ее вообще на нем не оказывалось.

 

Бывало и такое, что  сами банкоматы ломались, задерживая карту, или в них заканчивалась  наличность. В некоторых местах, таких как отели или гостиницы, на дверях размещали предупреждения о том, что банкомат установлен для  всех, кроме держателей дебетных карт ALTYN, то есть студентов государственных вузов.

 

В связи с заявлением представителей Народного банка возник резонный вопрос о том, смогут ли теперь студенты обменять свои дебетные карточки ALTYN на новые карты банка с логотипом VISA, чтобы пользоваться своими средствами на карт-счете банка за пределами Республики Казахстан. Но даже при появлении такой возможности, вряд ли найдется много желающих обменять свою локальную карту на международную, так как плата за обслуживание карт такого типа намного выше.

 

  1.2 Основные этапы  развития платежной системы Республики  Казахстан 

 

 

 

Система безналичных расчетов Республики Казахстан, унаследованная от прежней централизованной плановой системы и поддерживаемая Государственным  банком бывшего Советского Союза, не подходила для новых условий  рыночной экономики. В связи с  этим, Национальный Банк в 1991 году начал  проведение реформы платежной системы.

 

Основными целями реформы  платежной системы Республики Казахстан  являлись ускорение прохождения  платежей между банками и их клиентами  (на начало 90-х годов срок прохождения одного платежа составлял 3-12 дней), а также более широкое внедрение в обращение различных платежных инструментов (поручений, чеков, платежных требований).

 

Первым шагом реформирования платежной системы явился перевод  в 1991 году счетов межфилиальных оборотов (МФО) коммерческих банков на корреспондентские  счета, открытые в филиалах Национального  Банка Республики Казахстан, что  позволило закрыть МФО, упорядочить  организацию межбанковских расчетов и обеспечить исполнение кассового  обслуживания коммерческих банков (Кредсоцбанк, Промстройбанк, Агропромбанк, Сберегательный банк).

 

В связи с развалом СССР и обретением странами постсоветского пространства государственной независимости, в 1992 году открыты корреспондентские  счета для национальных/центральных  банков стран СНГ в целях осуществления  торгово-экономических расчетов. Операции по данным счетам начали проводиться  с 1 июля 1992 года.

 

В целях обеспечения межбанковских  расчетов, кассового исполнения государственного бюджета, кассового обслуживания коммерческих банков и бюджетных организаций  и учреждений Национальным Банком были созданы в 1992 году расчетно-кассовые центры во всех районах, городах, городских  районах областных центров и  городе Алма-Ате. К середине 1992 года функционировали 19 областных РКЦ  и 274 районных РКЦ Национального  Банка.

 

В течение 1993 года Национальным Банком был проведен зачет взаимной задолженности между хозяйствующими субъектами как внутри страны, так  и за ее пределами. В этом же году по мере готовности технических средств  началось внедрение электронных  платежей в расчетах между областями  Казахстана в целях недопущения  использования фиктивных авизо  и ускорения платежей.

 

В 1994 году впервые был  осуществлен выпуск государственных  казначейских обязательств Министерства финансов Республики Казахстан. В этом же году создан Центральный Депозитарий  государственных ценных бумаг. В  настоящее время в Центральном  Депозитарии внедрена электронная  система расчетов по государственным  ценным бумагам, которая позволяет  дилерам осуществлять расчеты по сделкам, заключенным на внебиржевом  рынке, непосредственно из своих  офисов в режиме реального времени. Функционирование электронной системы  расчетов основано на приеме-передаче электронных сообщений. [10, стр. 15]

 

В целях совершенствования  порядка осуществления платежей и уменьшения документооборота между  банками в 1995 году была создана первая в Республике Казахстан клиринговая  палата (Алматинская клиринговая палата), которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Окончательные расчеты банки производили один раз в конце операционного дня по чистой позиции каждого участника.

 

В том же 1995 году Национальным Банком была осуществлена выверка счетов и урегулирование со странами рублевой зоны результатов корреспондентских  счетов национальных банков, а также  проведена подготовка соответствующих  межгосударственных соглашений.

 

В целях развития и совершенствования  платежной системы Республики Казахстан  в 1996 году при областных филиалах Национального Банка были созданы  региональные клиринговые палаты, которые  осуществляли межбанковский клиринг  внутрирегиональных платежей.

 

В том же году нормативно закреплено понятие «электронное платежное  поручение», разработаны и внедрены форматы электронных сообщений  для обмена информацией по платежам между участниками платежной  системы, ориентированные на SWIFT, в  связи с чем система межфилиальных расчетов стала невостребованной и впоследствии ликвидирована. [16, стр. 68]

 

В 1996 году Алматинская клиринговая палата реорганизована в Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), который является оператором платежной системы и призван обеспечивать ее эффективную и устойчивую работу. В настоящее время для реализации возложенных функций и задач КЦМР использует информационные технологии и техническое оборудование в соответствии с последними достижениями мировой практики.

 

Одним из важнейших моментов в развитии платежной системы  республики стало создание в августе 1996 года на базе КЦМР Системы крупных  платежей (СКП), обрабатывающей электронные  платежные поручения, осуществляющей расчеты на валовой основе и имеющей  характеристики перспективной RTGS (системы  валовых расчетов в режиме реального  времени). С введением в эксплуатацию СКП система расчетов по государственным  ценным бумагам производится по методу DVP. В настоящее время на рынке государственных ценных бумаг принят единый стандарт сообщений (все информационные сообщения и платежные документы строятся в соответствии со стандартом SWIFT) и принята система кодировки эмиссий государственных ценных бумаг, отвечающая требованиям стандарта ISIN.

 

В целях обеспечения расчетно-кассового  исполнения государственного бюджета  и сохранности бюджетных средств  постановлением Правительства Республики Казахстан в феврале 1996 года был  создан государственный Бюджетный  банк Республики Казахстан, основными  функциями которого стали кассовое исполнение государственного бюджета  Республики Казахстан, ведение учета  и расчетно-кассовое обслуживание организаций  и учреждений, состоящих на республиканском  и местных бюджетах, государственных  внебюджетных фондов и средств, фондов целевого финансирования, пенсионного  фонда, распределение общегосударственных налогов между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней. Впоследствии государственный Бюджетный банк был реорганизован в Комитет Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.

 

Важным мероприятием, способствующим совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских  счетов банков второго уровня в центральном  аппарате Национального Банка, которая  была произведена в период с октября  по ноябрь 1998 года. Централизация корреспондентских  счетов позволила Национальному  Банку оперативно осуществлять функции  расчетного банка и банка банков, повысить эффективность контрольных  функций над платежной системой и банковской системой в целом.

 

С целью создания конкуренции  на рынке розничных платежей и  улучшения качества предоставляемых  услуг в этой сфере банковской деятельности, с 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность клиринговых палат  при областных филиалах Национального  Банка.

 

В течение последних лет, в целях удовлетворения потребностей банковского и финансового секторов в эффективной и безопасной платежной  системе, Национальным Банком проводились  работы по совершенствованию Системы  крупных платежей и приближению  ее к системам валовых расчетов, действующих в развитых зарубежных странах. В итоге, в конце 2000 года Система крупных платежей КЦМР преобразована  в межбанковскую систему переводов  денег (МСПД), которая осуществляет расчеты в режиме реального времени (RTGS) в пределах доступных средств  на счете пользователей и отвечает всем основным требованиям, предъявляемым  международными финансовыми организациями  к системе платежей на валовой  основе. Важными принципами МСПД являются окончательность и безотзывность расчета, завершение платежа в тот же день в режиме реального времени.

 

Платежи, осуществляемые через  МСПД, гарантируются деньгами Национального  Банка. В целях управления риском ликвидности, кредитным и системным  рисками, Национальный Банк осуществляет мониторинг позиций пользователей  МСПД в реальном времени на основании  информации КЦМР, предоставляемой им электронным способом в течение  операционного дня системы.

 

Участники межбанковского валютного  рынка осуществляют платежи по расчетам с иностранной валютой в тенге  через МСПД, что позволяет участникам минимизировать риски и быстро восполнять текущую ликвидность в тенге.

 

В настоящее время при  осуществлении платежей и переводов  денег через платежную систему  отсутствуют временные задержки, повысилась эффективность и безопасность проведения платежей, в связи с  чем, платежная система Казахстана вызывает доверие у банков второго  уровня, небанковских организаций и  хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Этапы становления и развития платежной системы Республики Казахстан