Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучить принципы международных валютно-финансовых кредитных отношений, а также выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
изучить предпосылки возникновения международных валютно-финансовых кредитных организаций;
рассмотреть понятие и элементы мировой валютной системы;
проанализировать взаимоотношения России и Международного Валютного Фонда;
охарактеризовать роль Международного Банка Реконструкции и Развития в развитии России.
Введение 3
1. Понятие и сущность международных валютно-финансовых кредитных отношений 5
1.1. Предпосылки возникновения международных кредитно-финансовых учреждений 5
1.2. Национальная валютная система России 11
1.3. Элементы мировой валютной системы 13
2. Россия и кредитная политика Международного Валютного Фонда 18
2.1. Состав, задачи и функции МВФ 18
2.2. Кредитная политика МВФ 21
2.3. Взаимоотношения России и МВФ 28
3. Взаимоотношения России и Международного Банка Реконструкции и Развития 33
3.1. Состав и цели деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) 33
3.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с МБРР 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение………………………………………………………………...49
4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.
Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.
Кроме функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников.
Образование дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.
История взаимоотношения России и МВФ насчитывает более 18 лет. Тогда, в 1992, банкиры – члены МВФ решили принять новую Россию. Решение было формально утверждено 3 января 1992 года президентом Ельциным. Надо заметить, Россия и до того уже взаимодействовала с фондом. В сороковых годах, на учредительном собрании МВФ присутствовала советская делегация. Союзу была предложена большая квота, чуть меньшая, чем Великобритании и в три раза превышающая французскую. «Возвратившись в Москву, светская делегация предложила правительству подумать над членством в МВФ, - рассказывает нынешний руководитель российского департамента МВФ Навен Матес, - Однако, правительство отказалось от этой идеи»[21]. Еще одним принципиальным вопросом, поднятым тогда советской финансовой дипломатией, было ограничение положений об отчетности: СССР не стремился рассказывать о своих делах. В 1992-м этого вопроса уже не стояло, хотя до той поры такие данные, как, например, объем и динамика ЗВР считались строго секретными. Можно сказать, что в определенной степени МВФ шефствовал над капитализмом ельцинской России. Об этом напомнил и г-н Матес: «Россия во время принятия в МВФ находилась в состоянии кризиса, но обладала огромным потенциалом. За 18 лет, прошедших с момента принятия в фонд, этот потенциал стало возможным реализовать, и сегодня Россия играет важную роль во многих международных инициативах. Этому в значительной степени поспособствали интенсивные отношения в рамках девяти программ. Россия была объектом самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ»[21].
Всего за весь период сотрудничества было предложено выделить 25 млрд. SDR, а выделено в итоге 15 млрд. SDR (аббревиатура от Special Drawing Rights, что переводится как «Специальные права заимствования», учетная единица МВФ, 1 SDR равен 1,5 долл.). Отношения «заемщик – кредитор» и определяли тогда отношения России и МВФ, т.е. заемщик совершал мониторинг траты средств, давал рекомендации-указания, как вести финансовую политику так, чтобы трата заемных средств была наиболее эффективной, и выносил решения давать или не давать последующие кредиты.
Рисунок 2.
Сейчас у России нет долгов перед МВФ, они погашены. Теперь Россия участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более, чем выкладки экспертов. Бывший руководитель московского представительства МВФ Мартин Гилман, впрочем, склонен считать, что кредитные отношения были не главными и не определяющими: «Эти отношения можно назвать отношениями учителя и ученика. Это были отношения взаимного обучения, между партнерами, которые в чем-то друг друга остерегались, в чем-то доверяли, а в чем-то нет. Мы учили мыслить макроэкономически российские кадры. Отрадно, что многие из них сейчас занимают ключевые посты»[21]. Результаты, по его мнению, прекрасно иллюстрирует, например, отношение населения к национальной валюте. Пятнадцать лет назад в России никто не хотел иметь рубли. Все хотели иметь иностранную валюту. А теперь рубль укрепился и имеет реальные шансы стать международной резервной валютой.
МВФ рекомендует России не проявлять
излишней прыти в налоговой
Так или иначе, сейчас Россия сама стала кредитором развивающихся экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ. Доля России в плане финансовых операций МВФ на 1 апреля 2007 г. составила 188 млн. SDR. В 2005 г. Россия перечислила фонду 135 млн. SDR, в 2006 г. - 51 млн. SDR.
Анализируя сегодняшнее
Таблица 2.Международные резервы Российской Федерации (млн. долл. США) [22]
Дата |
Международные резервы |
в том числе: | ||||
валютные резервы |
в том числе: |
монетарное золото | ||||
иностранная валюта |
счет в СДР |
резервная позиция в МВФ | ||||
01.01.2010 |
439 450 |
416 653 |
405 825 |
8 901 |
1 927 |
22 798 |
01.02.2010 |
436 267 |
413 514 |
402 778 |
8 826 |
1 911 |
22 753 |
01.03.2010 |
436 775 |
413 334 |
402 750 |
8 700 |
1 884 |
23 441 |
01.04.2010 |
447 442 |
423 321 |
412 834 |
8 621 |
1 866 |
24 120 |
01.05.2010 |
461 169 |
435 565 |
425 126 |
8 582 |
1 858 |
25 603 |
01.06.2010 |
456 434 |
428 991 |
418 808 |
8 371 |
1 812 |
27 443 |
01.07.2010 |
461 201 |
432 994 |
422 778 |
8 398 |
1 818 |
28 206 |
01.08.2010 |
475 307 |
448 043 |
437 551 |
8 625 |
1 867 |
27 264 |
01.09.2010 |
476 266 |
447 071 |
436 647 |
8 568 |
1 855 |
29 195 |
01.10.2010 |
490 099 |
458 319 |
447 567 |
8 839 |
1 913 |
31 780 |
01.11.2010 |
497 082 |
463 767 |
452 905 |
8 930 |
1 932 |
33 315 |
01.12.2010 |
483 063 |
448 778 |
438 237 |
8 666 |
1 876 |
34 285 |
Кроме того вступила в силу 4-ая поправка к уставу МВФ, которая предусматривает, что страны, присоединившиеся в МВФ, но не участвовавшие в предыдущем выпуске эмиссии МВФ, прежде всего эмиссии SDR, также получат свою долю и в еще одном объеме эмиссии. В этом новом объеме эмиссии Россия получила еще 1 млрд. 970 млн. долларов дополнительных прав на получение кредитов[21].
Однако, с учетом того, что Россия
имеет достаточные
По заявлению главы Минфина, Россия пока не будет участвовать в качестве донора в финансировании в рамках программы SDR, поскольку осуществляет серьезный объем поддержки по другим линиям и в других формах, которые уже были объявлены.
Таким образом, можно сделать вывод, что с погашением российского долга перед Международным Валютным Фондом отношения между Россией и МВФ вышли на качественно новый уровень. Страна превратилась из постоянного заемщика в полноправного участника и кредитора, что вселяет определенный оптимизм в отношении дальнейшего развития и укрепления России на международной арене.
Идея Международного банка реконструкции
и развития (МБРР) была сформулирована
на Конференции Организации
Всемирный банк включает четыре связанных между собой международных финансовых института: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций.
В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.
Цели МБРР [16, с. 379]:
- содействие реконструкции и
развитию территорий
- поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;
- стимулирование долгосрочного
сбалансированного роста
Структура МБРР
Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков), является высшим органом МБРР. Срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, составляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Квоты России и Украины составляют 1,8 и 0,8% соответственно).
Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из двадцати четырех директоров ,пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудовской Аравии, которые представлены своим собственным директором-исполнителем. Директора-исполнители осуществляют возложенные на них полномочия, опираясь на помощь комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего отсутствия.
Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена), основанный в 1974 г. в качестве политического форума для предварительного обсуждения важных проблем в области сотрудничества по развитию, на основе собственных исследований и анализа средне- и долгосрочных перспектив развивающихся стран формулирует рекомендации по распределению имеющихся в распоряжении МБРР ресурсов.
Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.
Капитал МБРР на момент создания был
образован государствами-
Информация о работе Понятие и сущность международных валютно-финансовых кредитных отношений