Понятие и сущность международных валютно-финансовых кредитных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить принципы международных валютно-финансовых кредитных отношений, а также выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными валютно-финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
изучить предпосылки возникновения международных валютно-финансовых кредитных организаций;
рассмотреть понятие и элементы мировой валютной системы;
проанализировать взаимоотношения России и Международного Валютного Фонда;
охарактеризовать роль Международного Банка Реконструкции и Развития в развитии России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность международных валютно-финансовых кредитных отношений 5
1.1. Предпосылки возникновения международных кредитно-финансовых учреждений 5
1.2. Национальная валютная система России 11
1.3. Элементы мировой валютной системы 13
2. Россия и кредитная политика Международного Валютного Фонда 18
2.1. Состав, задачи и функции МВФ 18
2.2. Кредитная политика МВФ 21
2.3. Взаимоотношения России и МВФ 28
3. Взаимоотношения России и Международного Банка Реконструкции и Развития 33
3.1. Состав и цели деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР) 33
3.2. Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с МБРР 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение………………………………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил  Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.

Получение странами членами МВФ  средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне четырех  специальных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников.

Образование дополнительных специальных  фондов в рамках МВФ путем заимствования  ресурсов у других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц. он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.

      1. Взаимоотношения России и МВФ

 

История взаимоотношения России и МВФ насчитывает более 18 лет. Тогда, в 1992, банкиры – члены МВФ решили принять новую Россию. Решение было формально утверждено 3 января 1992 года президентом Ельциным. Надо заметить, Россия и до того уже взаимодействовала с фондом. В сороковых годах, на учредительном собрании МВФ присутствовала советская делегация. Союзу была предложена большая квота, чуть меньшая, чем Великобритании и в три раза превышающая французскую. «Возвратившись в Москву, светская делегация предложила правительству подумать над членством в МВФ, - рассказывает нынешний руководитель российского департамента МВФ Навен Матес, - Однако, правительство отказалось от этой идеи»[21]. Еще одним принципиальным вопросом, поднятым тогда советской финансовой дипломатией, было ограничение положений об отчетности: СССР не стремился рассказывать о своих делах. В 1992-м этого вопроса уже не стояло, хотя до той поры такие данные, как, например, объем и динамика ЗВР считались строго секретными. Можно сказать, что в определенной степени МВФ шефствовал над капитализмом ельцинской России. Об этом напомнил и г-н Матес: «Россия во время принятия в МВФ находилась в состоянии кризиса, но обладала огромным потенциалом. За 18 лет, прошедших с момента принятия в фонд, этот потенциал стало возможным реализовать, и сегодня Россия играет важную роль во многих международных инициативах. Этому в значительной степени поспособствали интенсивные отношения в рамках девяти программ. Россия была объектом самых крупных финансовых операций за всю историю МВФ»[21].

Всего за весь период сотрудничества было предложено выделить 25 млрд. SDR, а  выделено в итоге 15 млрд. SDR (аббревиатура от Special Drawing Rights, что переводится  как «Специальные права заимствования», учетная единица МВФ, 1 SDR равен 1,5 долл.). Отношения «заемщик – кредитор» и определяли тогда отношения России и МВФ, т.е. заемщик совершал мониторинг траты средств, давал рекомендации-указания, как вести финансовую политику так, чтобы трата заемных средств была наиболее эффективной, и выносил решения давать или не давать последующие кредиты.

Рисунок 2.

Сейчас у России нет долгов перед  МВФ, они погашены. Теперь Россия участвует  в МВФ как кредитор, участвует  в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более, чем выкладки экспертов. Бывший руководитель московского представительства МВФ Мартин Гилман, впрочем, склонен считать, что кредитные отношения были не главными и не определяющими: «Эти отношения можно назвать отношениями учителя и ученика. Это были отношения взаимного обучения, между партнерами, которые в чем-то друг друга остерегались, в чем-то доверяли, а в чем-то нет. Мы учили мыслить макроэкономически российские кадры. Отрадно, что многие из них сейчас занимают ключевые посты»[21]. Результаты, по его мнению, прекрасно иллюстрирует, например, отношение населения к национальной валюте. Пятнадцать лет назад в России никто не хотел иметь рубли. Все хотели иметь иностранную валюту. А теперь рубль укрепился и имеет реальные шансы стать международной резервной валютой.

МВФ рекомендует России не проявлять  излишней прыти в налоговой либерализации. Не раз специалисты фонда высказывались  и за укрепление рубля. Все это  не могло не привести к появлению у МВФ противников, оппонентов среди российских экспертов и бизнесменов. Их точку зрения озвучивает Андрей Черепанов, экс-председатель Московской Международной валютной Ассоциации, руководитель НУ "Проект национального развития": «Если мы вспомним историю рекомендаций МВФ, которые выполнялись Россией, то, к сожалению, ничего позитивного в этом опыте не будет найдено. Мы можем вспомнить историю ГКО (1998 год). Та же история и со Стабфондом, когда МВФ не рекомендует тратить деньги для внутренних нужд, а гнать их на Запад, размещать в государственных облигациях развитых стран, то есть способствовать развитию наших конкурентов и помогать им сокращать свои бюджетные расходы. Причем, выручка идет на сохранение их пирамид долга»[21]. Здравый смысл подсказывает, что если бы МВФ руководствовался не только интересами развитых стран Европы и США, а пожелал бы дать России выгодные рекомендации, то он бы посоветовал не тратить бесценные недра такими темпами, а рассматривать и тему перспективы, а, если уж тратить, то не создавать системы, в которых сверхдоходы сжигаются, превращая, таким образом, добычу в пустую трату. Нет ничего необычного в том, что МВФ рекомендует странам-реципиентам «невыгодные тенденции и доктрины», поскольку его задачей является не допустить появления новых конкурентоспособных экономик. Дефолт 1998 года многие связывают с МВФ. Однако, г-н Матес свидетельствует: «В 1997 году МВФ не давал рекомендаций и не настаивал на фиксированном курсе валюты. Теперь подобными идеями можно оперировать только задним числом»[21].

Так или иначе, сейчас Россия сама стала кредитором развивающихся  экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ. Доля России в плане финансовых операций МВФ  на 1 апреля 2007 г. составила 188 млн. SDR. В 2005 г. Россия перечислила фонду 135 млн. SDR, в 2006 г. - 51 млн. SDR.

Анализируя сегодняшнее состояние  отношений России и МВФ, следует  отметить решение, которое озвучил  на заседании президиума правительства  РФ премьер-министр Владимир Путин. По его словам, Россия пока не будет пользоваться кредитными ресурсами Международного валютного фонда. Путин отметил, что МВФ принял решение, которое предоставляет возможность странам-членам МВФ получить на льготных условиях и на достаточно большой срок кредитные ресурсы. Как пояснил министр финансов РФ Алексей Кудрин, это одна из антикризисных мер, специальная валюта МВФ и SDR в размере 250 млрд. SDR, что в долларах несколько больше. Соответствующая эмиссия предоставлена всем странам-членам МВФ пропорционально квоте в капитале этого фонда, в капитале МВФ. Соответственно, России предоставлено право воспользоваться суммой в размере 4,407 млрд. SDR, что в переводе на доллары означает 6,870 млрд. долларов, которые поступают как резерв РФ в МВФ. РФ имеет право на основе этих прав получить льготный кредит на достаточно длинный срок.

Таблица 2.Международные резервы Российской Федерации (млн. долл. США)       [22]

 

Дата

Международные резервы

в том числе:

валютные резервы

в том числе:

монетарное золото

иностранная валюта

счет в СДР

резервная позиция в  МВФ

01.01.2010

439 450

416 653

405 825

8 901

1 927

22 798

01.02.2010

436 267

413 514

402 778

8 826

1 911

22 753

01.03.2010

436 775

413 334

402 750

8 700

1 884

23 441

01.04.2010

447 442

423 321

412 834

8 621

1 866

24 120

01.05.2010

461 169

435 565

425 126

8 582

1 858

25 603

01.06.2010

456 434

428 991

418 808

8 371

1 812

27 443

01.07.2010

461 201

432 994

422 778

8 398

1 818

28 206

01.08.2010

475 307

448 043

437 551

8 625

1 867

27 264

01.09.2010

476 266

447 071

436 647

8 568

1 855

29 195

01.10.2010

490 099

458 319

447 567

8 839

1 913

31 780

01.11.2010

497 082

463 767

452 905

8 930

1 932

33 315

01.12.2010

483 063

448 778

438 237

8 666

1 876

34 285


         

 

Кроме того вступила в силу 4-ая поправка к уставу МВФ, которая предусматривает, что страны, присоединившиеся в МВФ, но не участвовавшие в предыдущем выпуске эмиссии МВФ, прежде всего эмиссии SDR, также получат свою долю и в еще одном объеме эмиссии. В этом новом объеме эмиссии Россия получила еще 1 млрд. 970 млн. долларов дополнительных прав на получение кредитов[21].

Однако, с учетом того, что Россия имеет достаточные золотовалютные резервы и в настоящее время  имеет рыночные механизмы финансирования своего дефицита, проводит политику сбалансированности бюджета и поэтапного сокращения дефицита, становится очевидно, что этой резервной позицией в SDR в ближайшее время пользоваться нет необходимости, этими кредитами будут пользоваться страны, находящиеся в критической ситуации в мире, а Россия не находится в такой ситуации.

По заявлению главы Минфина, Россия пока не будет участвовать  в качестве донора в финансировании в рамках программы SDR, поскольку  осуществляет серьезный объем поддержки  по другим линиям и в других формах, которые уже были объявлены.

Таким образом, можно сделать вывод, что с погашением российского долга перед Международным Валютным Фондом отношения между Россией и МВФ вышли на качественно новый уровень. Страна превратилась из постоянного заемщика в полноправного участника и кредитора, что вселяет определенный оптимизм в отношении дальнейшего развития и укрепления России на международной арене.

 

3. Взаимоотношения России  и Международного Банка Реконструкции  и Развития

3.1. Состав и цели деятельности Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)

 

Идея Международного банка реконструкции  и развития (МБРР) была сформулирована на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). МБРР начал  свою деятельность в 1945 г. Устав МБРР неоднакратно изменялся. МБРР в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. Местопребывание МБРР - Вашингтон (США), Европейское бюро - Париж (Франция), Токийское бюро - Токио (Япония) [16, с. 377].

Всемирный банк включает четыре связанных  между собой международных финансовых института: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций.

В настоящее время Всемирный  банк объединяет 181 государство. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.

Цели МБРР [16, с. 379]:

- содействие реконструкции и  развитию территорий государств-членов  путем поощрения капиталовложений на производственные цели;

- поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов;

- стимулирование долгосрочного  сбалансированного роста международной  торговли, а также поддержание  сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производственных ресурсов государств-членов МБРР.

Структура МБРР

Совет управляющих, состоящий из назначаемых  странами-членами управляющих (министров  финансов или председателей цент­ральных банков), является высшим органом МБРР. Срок полномочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, со­ставляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Квоты России и Украины составляют 1,8 и 0,8% соответственно).

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из двадцати четырех директоров ,пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудовской Аравии, которые представлены своим собственным директором-исполнителем. Директора-исполнители осуществляют возложенные на них полномочия, опираясь на помощь комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего отсутствия.

Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена), основанный в 1974 г. в качестве политического  форума для предварительного обсуждения важных проблем в области сотрудничества по развитию, на основе собственных исследований и анализа средне- и долгосрочных перспектив развивающихся стран формулирует рекомендации по распределению имеющихся в распоряжении МБРР ресурсов.

Президент избирается директорами-исполнителями  сроком на 5 лет; он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент  ведет текущие дела Всемирного банка.

Капитал МБРР на момент создания был  образован государствами-членами в размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР финансирует свои кредитные операции из собственного капитала, заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с американско­го рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годовых), государств и международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов [15, с. 169].

Информация о работе Понятие и сущность международных валютно-финансовых кредитных отношений