Контрольная работа
 
 по дисциплине  Финансовое право
 на тему : «Предмет, система и источники финансового 
права Российской 
Федерации»
 
 
 
 
 
 План:
1. Введение 
2.Финансы, финансовая система Российской 
Федерации. Финансовая деятельность государства.
3.  Предмет, система, принципы и источники 
финансового права.
4.  Перечень использованной литературы.
 
                                                    
                                      
 
 
 
 
 
 
 
 1. Введение
 Финансовое право – одна 
из отраслей права, входящих 
в систему российского права. 
Встретившись с выражением  «финансовое 
право», сразу же предполагаешь 
его обусловленность термином 
«финансы», связью с денежными 
отношениями. Однако в данном 
случае имеются в виду не 
любые, а особые отношения. 
Ведь иначе и упомянутая отрасль 
права могла бы называться, к 
примеру, денежным, а не финансовым 
правом. Это не случайность. И 
на других языках мира этот 
термин выделяется особо.
         Между тем 
он широко используется в человеческом 
общении, но всегда ли при 
этом употребляется соответственно 
своему содержанию? И являются 
ли в действительности финансами, 
как нередко о них говорят, 
денежные средства, которые мы 
используем из своего кошелька 
для покупки продуктов, одежды 
и т. д.?
         Не разобравшись 
в этом вопросе нельзя составить 
чёткое представление о финансовом 
праве, его предмете, методах правового 
регулирования, особенностях и 
отличиях от других отраслей 
права, что имеет важное значение 
для формирования эффективного законодательства 
и правильного его применения.
         Финансы 
– одна из экономических категорий, 
развитие которой связано с 
товарно-денежными отношениями и 
существованием государства, использующего 
эту категории для выполнения 
своих задач.
         Государство 
не может реализовывать свою 
внутреннюю и внешнюю политику, 
обеспечить выполнение своих 
социально-экономических программ, 
функций обороны и безопасности 
страны, не располагая финансовыми 
ресурсами, не используя широкие 
возможности воздействия на все 
эти явления посредством финансового 
механизма. Развитие  в стране 
местного самоуправления, призванного 
решать задачи местного значения, 
также требует соответствующего 
финансового обеспечения, функционирования 
финансов муниципальных образований.
         В современных 
государствах с различным общественно-политическим 
строем используется и другие экономические 
категории – деньги, прибыль, себестоимость 
и др. каждая из них выполняет свои функции 
(выражение стоимости или цены товаров, 
средство обращения, определение меры 
труда и меры потребления, стимулирование 
производства, оценка результатов деятельности 
предприятий и т.д.), в которых выражаются 
сущность и значение этих категорий в 
развитии общества. Финансы отличаются 
от всех них своими специфическими функциями.
         Переход 
к рыночным отношениям требует 
усиления роли экономических, 
в том числе и финансовых, рычагов 
в регулировании общественного 
производства взамен административно-командных 
методов управления. Развитие этих 
отношений обусловлено общественным 
разделением труда, наличием разных 
форм собственности и основанных 
на них организационно- правовых 
форм хозяйственной деятельности, экономической 
обособленностью и равноправием их субъектов, 
внешнеэкономическими связями. В результате 
распределение общественного продукта 
и национального дохода происходит в денежной 
форме. Конституционное и законодательное 
закрепление разнообразия форм собственности 
и развития рыночного механизма [1] определяет 
перспективы расширения и углубления 
товарно-денежных отношений в Российской 
Федерации.
         Однако 
финансы не охватывают всей 
сферы денежных отношений. Их 
содержанием являются те из 
них, посредством которых образуются 
денежные фонды государства, его 
территориальных подразделений, 
а также предприятий, организаций, 
учреждений. Необходимость функционирования 
финансов связана с существованием 
государства и его потребностями 
в финансовых ресурсах.
         По своему 
материальному выражению финансы 
представляют собой денежные 
фонды государства, его территориальных 
подразделений (субъектов РФ, муниципальных 
образований), предприятий, учреждений, 
организаций, используемые для 
потребностей общества и развития 
производства. Точнее, это финансовые 
ресурсы страны.
         Но такой 
характеристики недостаточно, так 
как сущность финансов как 
экономической категории раскрывается 
не в их количественной стороне, 
хотя она и является важной, а в содержании 
тех общественных отношений, которые возникают 
при функционировании этой категории, 
выполнении свойственных именно ей функции. 
При таком подходе финансы – это экономические 
денежные отношения по формированию, распределению 
и использованию фондов денежных средств 
государства, его территориальных подразделений, 
а также предприятий, организаций учреждений, 
необходимых для обеспечения расширенного 
воспроизводства и социальных нужд, в 
прочесе осуществления которых происходит 
распределение и перераспределение общественного 
продукта и контроль за удовлетворением 
потребностей общества.
         Финансам 
свойственны распределительная и контрольная 
функции, в реализации которых и выражается 
из социально-экономическая роль в жизни 
общества и государства. При посредстве 
финансов происходит распределение совокупного 
общественного продукта и национального 
дохода, а также контроль за производством 
и распределением материальных и социальных 
благ в стране.
         В результате 
функционирования финансов создаются, 
распределяются и используются 
денежные фонды, обеспечивающие 
различные потребности общества 
и государства: расширенное воспроизводство, 
экологическую безопасность, удовлетворение 
социально-культурных и бытовых 
нужд (образование, здравоохранение, 
культура, содержание нетрудоспособных 
и т.п.), обеспечение обороны страны 
и др.
         Распределительная 
функция финансов призвана способствовать 
организации сбалансированного 
и эффективного производства, развитие 
всех его отраслей соответственно 
потребностям общества в целях 
наиболее полного удовлетворения 
нужд людей. Таким образом, 
финансы – важный рычаг регулирования 
экономики с широкими возможностями 
воздействия на неё.
         Активное 
использование регулирующей роли 
финансов, осуществляемой экономическими 
методами воздействия, а также их контрольной 
функции – необходимое условие функционирования 
рыночной экономики. Однако эффективной 
реализации этой роли препятствуют кризисные 
явления в экономике страны. В сфере финансов 
и денежного обращения они выражаются 
в бюджетном дефиците (превышением расходов 
бюджета над его доходами), несобираемостью 
налогов в намеченных суммах, росте задолженности 
по внешнему и внутреннему государственному 
долгу, падении покупательной способности 
рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне 
финансовых вложений в развитие производства, 
социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах 
в хозяйственном обороте, задержках выплат 
заработной платы и социальных пособий, 
неэффективности налогового и кредитного 
механизма как стимуляторов производственной 
деятельности и др.[9]. К этому ряду следует 
добавить и политическую нестабильность 
– в разных её проявлениях.
         Финансы 
и деньги – различные экономические 
категории. Несмотря на их близость 
и определенное сходство внешнего 
выражения, они имеют различия 
в функциях и выполняемой роли 
в общественной жизни. Если 
деньги выступают как средство 
платежа и обращения, мера стоимости 
и т.д., то финансы выполняют 
распределительную и контрольную 
функции. Финансы не охватывают 
всех денежных отношений (например, 
денежных отношений, возникающих 
в связи с куплей – продажей, 
оплатой труда и др., носящих 
эквивалентный характер). Содержанием 
финансовых отношений являются 
только те из них, посредством 
которых образуются денежные 
фонды государства, его территориальных 
подразделений, предприятий организаций, 
учреждений. В то же время эти 
категории взаимодействуют между 
собой, переходят из одного 
качества в другое.
 
                                 
2.Финансовая система
 
         Финансы 
как целостная экономическая 
категории с присущими ей общими 
свойствами вместе с тем имеют 
и свою структуру, в которую 
входят несколько взаимосвязанных 
звеньев (институтов), отличающихся 
своими особенностями. Необходимость 
их выделения обусловлена многообразием 
потребностей общества, которые 
обслуживают финансы. Многозвенность 
финансов способствует более эффективному 
их воздействию на экономику страны и 
социальную сферу.
         Совокупность 
входящих в состав финансов 
звеньев (институтов) в их взаимосвязи 
образует финансовую систему 
страны. В финансовой системе 
Российской Федерации в последние годы 
произошли существенные изменения. Они 
обусловлены преобразованиями в экономике 
(переход к рыночным отношениям) и политическими 
условиями распад СССР, изменения федеративных 
отношений в РФ, становление местного 
самоуправления и др.). в результате появились 
новые институты в финансовой системе, 
изменилось содержание вошедших в неё 
звеньев, их взаимодействие между собой.
         В современном 
этапе в состав финансовой 
системы Российской федерации 
входят следующие звенья (институты):
         1. Бюджетная 
система, состоящая из государственных 
(федерального и бюджетов субъектов Федерации) 
и местных бюджетов. Это центральное звено 
финансовой системы. Концентрируемые 
в бюджетах денежные фонды используются 
для решения общих задач соответствующей 
территории. Средства бюджетной системы 
в основном образуются за счёт налогов 
и других обязательных платежей юридических 
и физических лиц. Однако используется 
привлечение средств и на возвратной основе 
через внутренний и внешний кредит.
         2. Внебюджетные 
целевые государственные и муниципальные 
(местные) денежные фонды, создаваемые 
соответствующими представительными 
или исполнительными органами 
власти и местного самоуправления. 
Они используются на определённые 
цели соответственно своему предназначению. 
Это новое, появившееся в начале 
90-х гг., звено финансовой системы, при 
создании которого использован зарубежный 
опыт. К ним относятся такие социальные 
фонды, как Пенсионный, Фонд государственного 
социального страхования, Фонд занятости, 
Фонд обязательного медицинского страхования, 
сформированные во исполнение требования 
законодательства. Появились и другие 
внебюджетные фонды, в том числе на основании 
актов Правительства РФ. Они образуются 
как за счёт обязательных платежей юридических 
и физических лиц, та и за счёт поступлений 
добровольного характера. Однако в связи 
с недостаточностью средств в бюджетной 
системе (бюджетным дефицитом), распылённостью 
государственных средств по многочисленным 
фондам, фактами неэффективного использования 
средств этими фондами начала проводится 
политика включения их (консолидации) 
в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете 
консолидируются фонды: дорожный, экологический, 
государственный фонд борьбы с преступностью, 
фонд развития таможенной системы РФ и 
др.
         3. Финансы 
предприятий, организаций, учреждений, 
отраслей народного хозяйства 
как обособленные денежные фонды, 
находящиеся в распоряжении соответствующих 
субъектов (предприятий, министерств 
и т.д.) и используемые ими для 
выполнения своих функций и 
задач. Для современных условий 
характерно многообразие форм 
собственности, на основе которых 
функционируют финансы предприятий, 
организаций и учреждений. Это 
звено подразделяется на финансы 
коммерческих и некоммерческих 
организаций. Финансы предприятий 
– исходное звено, основа всей 
финансовой системы, так как 
они непосредственно связаны 
с материальным производством, 
в процессе которого создаётся 
доход, затем распределяемый и 
перераспределяемый посредством 
финансовой системы.
         4. Имущественное 
и личное страхование обеспечивает 
формирование страховых денежных 
фондов, направляемых на возмещение 
материального ущерба, причиненного 
юридическим и физическим лицам 
стихийными бедствиями, несчастными 
случаями и различного рода 
другими неблагоприятными событиями. 
Средства таких фондов образуются 
за счёт взносов юридических 
и физических лиц, вступивших 
в отношения по страхованию. 
Однако законодательство предусматривает 
случаи страхования за счёт 
государственного бюджета (военнослужащих, 
государственных служащих, работников 
государственной налоговой службы 
и т.д.). в связи с переходом к рыночной 
экономике страхование перестало быть 
государственной монополией. Наряду с 
государственными в этой сфере действуют 
в качестве предпринимательских негосударственные 
страховые организации, находясь под надзором 
государства.
         5. Кредит 
означает привлечение свободных 
денежных средств различных субъектов, 
аккумуляцию их денежные фонды, 
именуемые кредитными ресурсами, 
а также предоставление их 
во временно использование на 
началах за счёт привлечённых, 
но и собственных средств кредитора.
 
 
 
 
 
                                     
Различают две формы кредита:
 
         1. Государственный 
кредит выражается во временном 
использовании денежных средств 
юридических и физических лиц 
государством при недостаточности 
государственных (бюджетных) доходов 
для осуществления намеченных 
расходов. Государство в этих 
отношениях выступает в качестве 
заёмщика. В результате использования 
такой формы кредита образуется 
государственный долг, который может 
быть внутренним (порядок его 
образования и погашения урегулирован 
законом) и внешним, регулируемым 
международными договорами. В настоящее 
время Россия активно использует 
государственный кредит для покрытия 
бюджетного дефицита.