Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 12:36, реферат

Описание работы

Финансовое право – одна из отраслей права, входящих в систему российского права. Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира этот термин выделяется особо.

Содержание

Ι. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.
ΙΙ. Предмет, система, принципы и источники финансового права.
ΙΙΙ. Перечень использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Құқықтан реферат орысша права дурысталган.docx

— 40.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ



 

 

 

 

 

 

 

 

TЕМА: Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          

 

 

 

                                                                                  Выполнила: 

                                                                                  Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2012

TЕМА: Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации.                                                       

 

 

 

 План:

Ι. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.

ΙΙ.  Предмет, система, принципы и источники финансового права.

ΙΙΙ.  Перечень использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ι. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.

 

 

         Финансовое право – одна  из отраслей права, входящих  в систему российского права.  Встретившись с выражением  «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира этот термин выделяется особо.        

 Между тем он широко  используется в человеческом  общении, но всегда ли при  этом употребляется соответственно  своему содержанию? И являются  ли в действительности финансами,  как нередко о них говорят,  денежные средства, которые мы  используем из своего кошелька  для покупки продуктов, одежды  и т. д.?        

 Не разобравшись  в этом вопросе нельзя составить  чёткое представление о финансовом  праве, его предмете, методах правового  регулирования, особенностях и  отличиях от других отраслей  права, что имеет большое значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.        

 Финансы – одна  из экономических категорий, развитие  которой связано с товарно-денежными  отношениями и существованием  государства, использующего эту  категории для выполнения своих  задач.        

 Государство не может  реализовывать свою внутреннюю  и внешнюю политику, обеспечить  выполнение своих социально-экономических  программ, функций обороны и безопасности  страны, не располагая финансовыми  ресурсами, не используя широкие  возможности воздействия на все  эти явления посредством финансового  механизма. Развитие  в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.        

 В современных государствах  с различным общественно-политическим  строем используется и другие  экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. каждая  из них выполняет свои функции  (выражение стоимости или цены  товаров, средство обращения,  определение меры труда и меры  потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности  предприятий и т.д.), в которых  выражаются сущность и значение  этих категорий в развитии  общества. Финансы отличаются от  всех них своими специфическими  функциями.        

 Переход к рыночным  отношениям требует усиления  роли экономических, в том числе  и финансовых, рычагов в регулировании  общественного производства взамен  административно-командных методов  управления. Развитие этих отношений  обусловлено общественным разделением  труда, наличием разных форм  собственности и основанных на  них организационно- правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма [1] определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.        

 Однако финансы не  охватывают всей сферы денежных  отношений. Их содержанием являются  те из них, посредством которых  образуются денежные фонды государства,  его территориальных подразделений,  а также предприятий, организаций,  учреждений. Необходимость функционирования  финансов связана с существованием  государства и его потребностями  в финансовых ресурсах.        

 По своему материальному  выражению финансы представляют  собой денежные фонды государства,  его территориальных подразделений  (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.        

 Но такой характеристики  недостаточно, так как сущность  финансов как экономической категории  раскрывается не в их количественной  стороне, хотя она и является  важной, а в содержании тех  общественных отношений, которые  возникают при функционировании  этой категории, выполнении свойственных  именно ей функции. При таком  подходе финансы – это экономические  денежные отношения по формированию, распределению и использованию  фондов денежных средств государства,  его территориальных подразделений,  а также предприятий, организаций  учреждений, необходимых для обеспечения  расширенного воспроизводства и  социальных нужд, в прочесе осуществления  которых происходит распределение  и перераспределение общественного  продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.        

 Финансам свойственны  распределительная и контрольная  функции, в реализации которых  и выражается из социально-экономическая  роль в жизни общества и  государства. При посредстве финансов  происходит распределение совокупного  общественного продукта и национального  дохода, а также контроль над производством и распределением материальных и социальных благ в стране.        

 В результате функционирования  финансов создаются, распределяются  и используются денежные фонды,  обеспечивающие различные потребности  общества и государства: расширенное  воспроизводство, экологическую  безопасность, удовлетворение социально-культурных  и бытовых нужд (образование, здравоохранение,  культура, содержание нетрудоспособных  и т.п.), обеспечение обороны страны  и др.        

 Распределительная  функция финансов призвана способствовать  организации сбалансированного  и эффективного производства, развитие  всех его отраслей соответственно  потребностям общества в целях  наиболее полного удовлетворения  нужд людей. Таким образом,  финансы – важный рычаг регулирования  экономики с широкими возможностями  воздействия на неё.        

 Активное использование  регулирующей роли финансов, осуществляемой  экономическими методами воздействия,  а также их контрольной функции  – необходимое условие функционирования  рыночной экономики. Однако эффективной  реализации этой роли препятствуют  кризисные явления в экономике  страны. В сфере финансов и  денежного обращения они выражаются  в бюджетном дефиците (превышением  расходов бюджета над его доходами), не собираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.[9]. К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность – в разных её проявлениях.        

 Финансы и деньги  – различные экономические категории.  Несмотря на их близость и  определенное сходство внешнего  выражения, они имеют различия  в функциях и выполняемой роли  в общественной жизни. Если  деньги выступают как средство  платежа и обращения, мера стоимости  и т.д., то финансы выполняют  распределительную и контрольную  функции. Финансы не охватывают  всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих  в связи с куплей – продажей, оплатой труда и др., носящих  эквивалентный характер). Содержанием  финансовых отношений являются  только те из них, посредством  которых образуются денежные  фонды государства, его территориальных  подразделений, предприятий организаций,  учреждений. В то же время эти  категории взаимодействуют между  собой, переходят из одного  качества в другое.        

                            

 

Финансовая система         

 Финансы как целостная  экономическая категории с присущими  ей общими свойствами вместе  с тем имеют и свою структуру,  в которую входят несколько  взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими особенностями.  Необходимость их выделения обусловлена  многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы.  Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.        

 Совокупность входящих  в состав финансов звеньев  (институтов) в их взаимосвязи  образует финансовую систему  страны. В финансовой системе  Российской Федерации в последние  годы произошли существенные  изменения. Они обусловлены преобразованиями  в экономике (переход к рыночным  отношениям) и политическими условиями  распад СССР, изменения федеративных  отношений в РФ, становление местного  самоуправления и др.). в результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в неё звеньев, их взаимодействие между собой.        

 В современном этапе  в состав финансовой системы  Российской федерации входят  следующие звенья (институты):        

1. Бюджетная система,  состоящая из государственных  (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются за счёт налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.        

2. Внебюджетные целевые  государственные и муниципальные  (местные) денежные фонды, создаваемые  соответствующими представительными  или исполнительными органами  власти и местного самоуправления. Они используются на определённые  цели соответственно своему предназначению. Это новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требования законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счёт обязательных платежей юридических и физических лиц, та и за счёт поступлений добровольного характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распылённостью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводится политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.        

3. Финансы предприятий,  организаций, учреждений, отраслей  народного хозяйства как обособленные  денежные фонды, находящиеся в  распоряжении соответствующих субъектов  (предприятий, министерств и т.д.) и используемые ими для выполнения  своих функций и задач. Для  современных условий характерно  многообразие форм собственности,  на основе которых функционируют  финансы предприятий, организаций  и учреждений. Это звено подразделяется  на финансы коммерческих и  некоммерческих организаций. Финансы  предприятий – исходное звено,  основа всей финансовой системы,  так как они непосредственно  связаны с материальным производством,  в процессе которого создаётся  доход, затем распределяемый и  перераспределяемый посредством  финансовой системы.        

Информация о работе Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации