Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 00:29, реферат
Государство в последние годы предприняло ряд эффективных мер по корректировке бюджетных взаимосвязей, по регулированию каналов прохождения и направления бюджетных потоков, воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений. Были внесены изменения в принципы и методы формирования бюджетных доходов и расходов, уточнены пропорции распределения ресурсов, что положительно повлияло на согласование интересов органов власти всех уровней, упорядочило взаимодействие звеньев бюджетной системы.
Введение
Решение многих первоочередных задач бюджетной политики в значительной степени зависит от модернизации межбюджетных отношений. Согласно концепции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проводимые изменения территориальных основ местного самоуправления направлены на обеспечение эффективности деятельности муниципальных образований в решении вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий.
Государство
в последние годы предприняло
ряд эффективных мер по корректировке
бюджетных взаимосвязей, по регулированию
каналов прохождения и
Однако более 80% регионов страны являются в той или иной мере дотационнами, в то время как количество регионов-донаров уменьшается. Таким образом, Исследование теоретических подходов, методических и практических рекомендаций по совершенствованию организации и регулирования межбюджетных отношений на региональном уровне по-прежнему остается актуальной проблемой для нашей страны.
Целью
данной работы является рассмотрение
основных принципов построения межбюджетных
отношений в России, а также
выявление основных проблем и
определение возможных путей
их решения.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
Принципы организации:
Принципы регулирования:
Межбюджетные отношения представляют собой единый взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс, с одной стороны, распределения расходных полномочий между различными уровнями власти, а, с другой - распределение доходных полномочий и финансовой помощи между звеньями бюджетной системы. Поэтому целесообразно рассматривать во взаимосвязи понятия «межбюджетные отношения» и «бюджетный федерализм».
Бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в бюджетной сфере.
Бюджетный федерализм строится на следующих принципах:
Принципы организации:
Принципы регулирования:
Однако
следует отметить, что нельзя сводить
понятие межбюджетных отношений
к бюджетному федерализму, поскольку
межбюджетные отношения характеризуют
построение бюджетной системы вне
зависимости от принципов ее организации,
в то время как действие бюджетного
федерализма необходимо ограничить
рамками федеративного
Основу
механизма бюджетного регулирования,
с помощью которого федеральные,
региональные и местные органы власти
и управления выполняют свои полномочия,
составляет закрепление определенного
порядка движения финансовых потоков
по уровням бюджетной системы
государства и организация
Следует также выделить понятия бюджетного регулирования и бюджетного выравнивания.
Бюджетное
выравнивание рассматривается как
процесс, осуществляемый органами власти
вышестоящего уровня с целью сглаживания
различий в уровнях социально-
Механизм
бюджетного регулирования – это
совокупность методов, инструментов, финансовых
технологий и правил, посредством
которых государственные и иные
уполномоченные институты и органы
управления воздействуют на процессы
формирования и использования бюджетных
фондов для достижения целей, определенных
социально-экономической
Целью
бюджетного регулирования является
обеспечение всем гражданам страны
равного доступа к
Его задачами являются:
Среди инструментов бюджетного регулирования можно выделить:
Таким
образом, выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований
Основополагающим принципом формирования бюджетов является их самостоятельность, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств. Однако часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач. Тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные источники доходов нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные
доходы составляют меньшую часть
доходов территориальных
Регулирующие
доходы бюджетов — это федеральные
и региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся:
Трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.
Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция
— это средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной
системы или юридическому лицу на
безвозмездной и безвозвратной
основах для осуществления
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов [6].
Крупнейшим каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Механизм
межбюджетных отношений, при котором
основным регулятором стал выступать
целевой Фонд финансовой поддержки
регионов, введен с 1994 г. В 1994 г. фонд формировался
в размере 22 % НДС (за счет его доли,
поступавшей в федеральный
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого – выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности [5].
Информация о работе Принципы построения межбюджетных отношений в России