Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:42, курс лекций

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Финансы".

Работа содержит 1 файл

ответы по ФИКУ.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

1. Финансы как экономическая  категория, сущность  и функции. 

Финансы- это совокупность экономических  отношений по формированию, распределению, использованию денежных средств  с целью выполнения функций и  задач государства и на обеспечение  расширению воспроизводства.

Финансовые  отношения: централизованные бюджеты  всех уровней, внебюджетные фонды, финансы  государственных предприятий, фонды  государственного страхования. Уровни: федеральные. Региональные, местные. Контрольная- финансы выступают средством  контроля со стороны общества за производства и распределения общественного продукта.

Задачи.1)Проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам.2)Своевременность и полнота  выполнения финансовых обязательств.

Для выполнения этой функций нужна информация:

1)данные  бухгалтерского и статистического  учета.

2)Первичные  документы.3)Отчетность (оперативная  и годовая).Контрольная функция  зависит от финансовой дисциплины.

Финансовая  дисциплина- это обязательный для  всех организаций порядок видения  дела, с соблюдением норм и правил выполнение финансовых обязательств. Регулирующая- связана с вмешательством государства через финансы, процесс воспроизводства. Функции финансов регулируются через финансовый механизм. Финансовый механизм- совокупность организационных форм финансовых отношений в экономике порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство. Финансы отличаются от денег как по содержанию так и по выполнению ими функций. Деньги- всеобщий эквивалент, а финансы- экономический институт распределения и перераспределения ВВП и НД.

Финансы выполняют три функции:

1)Распределительная.2)Контрольная.3)Регулирующая 

2. Финансовая политика  государства, факторы ее определяющие.

Любое государство использует финансы  для осуществления своих функций. Важную роль в организации этих функций  играет финансовая политика. Ее инструментами  является:1)Денежное обращение.2)Финансы.3)Кредит.4) Валютные отношения. 5)Цена, ценообразование.

Фин политика- это совокупность гос мероприятий  по использованию фин отношений  для выполнения своих функций. Она  включает в себя следующие звенья:

1)Выработка  научно обоснованных концепсов  развития финансов- это делает  высший законодательный орган (совет федерации, гос дума).

2)Определение  основных направлений использования  финансов на перспективу и  на текущий период- (бюджет), законодательные  и исполнительные органы (президент  и его администрация, правительство).

3)Осуществление  практических действий направленных на решение поставленных задач.

Фин политика делится:1)Фин стратегия- долгосрочный курс фин политики рассчитанный на перспективу.2)Фин тактика - направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества (месяц, квартал). Она должна отличатся гибкостью, и учитывать требования времени.Стратегия и тактика взаимосвязана между собой.Рыночная экономика нуждается в фин регулировании в основном через налоговое законодательство.

Приоритетом в фин политики является:1)Отрасли  обеспечивающие научное исследование и НТР.2) Развитие отраслей с быстрой отдачей.3)Развитие среднего и малого бизнеса. Разработка и проведение фин политики в РФ возложены на следующие структуры:1)МинФин.2)Министерство эконом развития и торговли. 3)ЦБР.

Мин фин  готовит многовариантную фин политику при разработки которой используется математическое модулирование, компьютерная техника. 
 

3. Система управления  финансами, ее  функциональные элементы. Управление-совокупность приемов и методов целесообразного воздействия на объект для достижения определенного результата. В управление финансами выделяют:1)Планирование- помогает оценить состояние финансов, выявить ресурсы и наиболее эффективно их использовать. используется финансовая информация: данные бух и стат учета, оперативная отчетность 2)Оперативное управление- это маневрирование финансовыми ресурсами с целью получения максимального результата при минимальных затратах.3)Контроль-осуществляется как в процессе планирования так и в процессе оперативного управления.Стратегическое управление:

1)Прогнозирование  на перспективу.2)Установление объемов  финансовых ресурсов на реализацию  ценовых программ.Стратегическое  управление осуществляет президент,  высший законодательный орган,  Мин Фин, Мин эконом развитие. Это управление осуществляется при рассмотрение и утверждение федерального бюджета и при утверждение отчета о его исполнение. Эти органы рассматривают также налоговый кодекс, бюджетный кодекс, и устанавливают предельный размер внутреннего и внешнего долга.Оперативное управление:1)Мин Фин.2)МНС, налоговая полиция, ГТК.3)Казначейство- осуществляет контроль за кассовым исполнением федерального бюджета.4) Руководители внебюджетных фондов и страховых организаций.5)Финансовая служба хозяйствующих субъектов.6)ЦБР и коммерческие банки. 
 

4. Финансы хозяйствующих  субъектов как  основное звено  системы финансов, состав финансовых  ресурсов организаций.  Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные отношения,  связанные  с формированием денежных доходов, поступлений  и  накоплений  у  экономических субъектов и их  использованием  на  финансирование  затрат  по  расширенному воспроизводству или предоставлению  услуг,  на  материальное  стимулирование работающих,  выполнение  обязательств  перед  государством,  физическими   и юридическими лицами.

     Принципы организации финансов  в сфере коммерческой деятельности 1) максимизация прибыли предприятия;2) оптимизация источников формирования  финансовых ресурсов;3)  обеспечение   финансовой  устойчивости  коммерческих   предприятий   и  организаций,  в том числе использование различных механизмов защиты  от  предпринимательских рисков   (страхование,   хеджирование,   создание    финансовых резервов);4) обеспечение инвестиционной привлекательности; 5)  материальная   ответственность   –   предполагает   наличие   системы ответственности (финансовых санкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности;Для финансов некоммерческих организаций характерны принципы:1) сметного финансирования – покрытия затрат учреждений и организаций всоответствии с утвержденной сметой;2)  материальной ответственности за ведение и результаты деятельности.Принцип   самофинансирования   справедлив    для    некоммерческих организаций, не являющихся учреждением. 
 
 

5. Государственные  и муниципальные  финансы. Состав финансовых ресурсов. Гос финансы важнейшая составная часть фин системы. Они обеспечивают государство денежными средствами, которые необходимы ему для выполнения своих функций.Экономическое содержание гос финансов неоднородно. Каждое их  звено выполняет свои функции, но они все взаимосвязаны между собой т к обусловлены единой сущностью финансов.

По территориальному признаку:1)Федеральные.2) Региональные.3)Местные. По фондам:1)бюджеты всех уровней.2)вне  бюджетные фонды.3)гос кредит. 4)финансы  гос предприятий. Источником формирования гос финансов выступает национальный доход, который создается в сфере материального производства. Гос финансам принадлежит ведущая роль.1)Обеспечение темпов развития всех отраслей хозяйства.2) Перераспределение фин ресурсов между отраслями, регионами, производственной и непроизводственной сферой, формами собственности и слоями населения. Наиболее эффективное использование фин ресурсов возможно лишь на основе активной фин политики.  
 

6. Бюджетная система  и бюджетное устройство  РФ. Практика разграничения доходов между звеньями бюджетной системы. Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система включает два  звена:

1) государственный  бюджет;2) многочисленные местные  бюджеты.В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:1) государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;2) бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель (ландов) - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России;3) местные бюджеты.В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах - не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет. Государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает:1) республиканский (федеральный) бюджет;2) 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области;3) около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах:1) единства- единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой 2) полноты –в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.;3) реальности- правдивость бюджетных показателей.;4) гласности- публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ и территорий, а также Бюджетного послания Президента РФ;5) самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, т. е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, образует понятие Консолидированный бюджет РФ, Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти. 
 

7. Бюджетный процесс,  его стадии.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Время, в течение которого длится бюджетный процесс, именуется бюджетным периодом. Бюджетный процесс включает в себя стадии:1) составление проекта бюджета (этому предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ):  2) рассмотрение (проект бюджета рассматривает представительный орган власти соответствующего субъекта бюджетного права, порядок и сроки рассмотрения проекта бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);  3) исполнение бюджета (совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря, заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов); 

4) составление  и утверждение отчета об исполнении  бюджета. Участниками бюджетного  процесса являются: Президент РФ; органы законодатель ной власти; органы исполнительной власти; органы  денежно-кредитного регулирования;  органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которых законодательством РФ, нормативными актами субъектов РФ возложены бюджетные налоговые и иные полномочия. В основе бюджетного процесса лежат присущие бюджетному процессу принципы: единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета; реальность бюджета; гласность и публичность его принятия; ежегодность бюджетного процесса; самостоятельность бюджетного процесса; специализация показателей бюджета.Соблюдение вышеуказанных принципов дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для государства. 
 

8. Налоговая система,  ее элементы. призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. Налог (сбор, пошлина) - обязательный взнос в бюджет (внебюджетные ФОНДЫ), осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"