Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансам".

Работа содержит 1 файл

Шпоргалки по финансам.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

Финансовая  тактика объединяет задачи и мероприятия  финансовой политики, которые относятся  к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адрес социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы и экономики в целом;

  • В зависимости от объектов воздействия ( субъекты хозяйствования и государственные муниципальные финансы) В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.
  1. Факторы, влияющие на финансовую политику

На цели и задачи финансовой политики влияют факторы

  1. научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;
  2. прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов.
  3. учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;
  4. четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансоюй политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;
  5. учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и му-ниципальном уровнях;
  6. комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;
  7. многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;
  8. учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.
 
  1. Бюджетная политика, ее содержание

Бюджетная политика государства — главная составная  часть финансовой политики, поскольку  она определяет условия и принципы организации финансовых отношений  при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

- Бюджетная  политика непосредственно влияет  на размеры и пропорции централизуемых  государством финансовых ресурсов  и определяет не только текущую  структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.

-бюджетная  политика предопределяет организацию  финансовых отношений между субъектами  хозяйствования и государством  в ходе осуществления налоговой  политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Основные  цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную  перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Бюджетная политика подразделяется на:

  • Политику мобилизации доходов в бюджеты
  • Политику бюджетных расходов
  • Политику межбюджетных отношений

Основные задачи бюджетной  политики и содержание бюджетной политики -см. учебник , стр. 48-54 

  1. Финансовый  механизм в реализации финансовой политики
 

  - это  Совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения

Методы  организации финансовых ресурсов

  1. финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов внекоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и без возвратной основах);
  2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности.
  3. налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах.
  4. страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов.

Способы количественного  определения параметров -Способы исчисления бюджетных доходов, объема финансовой помощи бюджетам, начисления амортизации и т.п.

Финансовый  механизм включает много взаимосвязанных  элементов ( финансы субъектов хозяйствования, государственные и муниципальные финансы).

Внутри  каждого их перечисленных звеньев  финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего  деления. Так, например, в бюджетном  механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:

  механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

меха-низм расходования бюджетных  средств путем  их предоставления юридическим  и физическим лицам;

механизм  межбюджетного распределения  и перераспределения  денежных средств.

В соответствии с государственным устройством  РФ в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм РФ, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

Эффективность используемого финансового механизма  определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма яв-ляются:

• объективная  обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован  с учетом объективных закономерностей  развития экономики государства.

• соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования.

• связь  финансового механизма с факторами  производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений:

• взаимосвязь  составных элементов финансового  механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике. 

  1. Содержание  управления финансами

Управление  финансами включает:

1) Объекты  управления (финансы субъектов хозяйствования, госуд и муниц. Финансы);

2) Субъекты  управления (органы стратегического  управления и органы оперативного  оправления)

 Объекты  означают виды финансовых отношений.

Субъекты-органы управления(Высшие органы власти (Законодательно собрание, гос. Дкмма, обл. совет депутатов) и управление на соответствующем уровне), Минфин РФ, ФНС, Фед служба страхового надзора, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, служба по финансовому мониторингу)

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Содержание  процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах, к которым относятся

1 финансовое планирование

2 прогнозирование,

3 оперативное управление

3 финансовый контроль.

Финансовое  планирование и прогнозирование  используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций развития экономики государства в связи с разнообразными причинами

Таким образом, в ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях.

финансовый  контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного са-моуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления. Таким образом, с переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансового контроля — от контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства. Финансовый контроль осуществляется также в ходе финансового планирования и прогнозирования, когда при составлении финансовых прогнозов и финансовых планов осуществляется оценка финансовых последствий предполагаемых реформ, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов, отслеживаются долгосрочные негативные тенденции в развитии экономики, ее отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствующих мер и предупреждения различного рода нарушений.

Управление  финансами можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми различают  стратегическое (общее) управление финансами  и оперативное управление финансами.

  1. Правовые основы управления финансами

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в нашей стране от административно-командной системы управления к рыночной.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"