Система показателей рентабельности и их применение на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...............5

ГЛАВА1.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….6

1.1.Рентабельность как один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприяти ................................................................6

1.2.Показатели рентабельности………………………………………………….10

1.3.Методы расчета финансового состояния…………………………………..……12

ГЛАВА2.АНАЛИЗ ФОРМИРОВ0ГО СОСТОЯНИЯ СПК «КИРЗИНСКИЙ»…………………………………………………………………...16

2.1. Экономическая характеристика предприятия………………………. …….. ..16

2.2.Анализ финансового состояния СПК «Кирзинский»………………………18
2.3. Анализ формирования и использования оборотного капитала предприятия………………………………………………………………………...20
ГЛАВА3.ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ПРИМЕНЕНИЯЕ СИСТЕМЫ ПОКОЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ………..26
3.1.Применение системы показателей рентабельности…………………………26
3.2.Факторы, влияющие на рост повышение рентабельности и пути его совершенствования……………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курсовик по Кузнецу.docx

— 40.23 Кб (Скачать)
  • Из таблицы видно, что операционный цикл увеличился на 7 дней, финансовый цикл также увеличился на 90 дней, это является для предприятия отрицательным моментом, так как необходимо, чтобы финансовый цикл сокращался.
  • Финансовый цикл может быть уменьшен путем:
  • сокращения периода обращения ТМЗ за счет более быстрого производства и реализации товаров,
  • сокращения периода оборачиваемости дебиторской задолженности за счет ускорения расчетов,
  • удлинения периода обращения кредиторской задолженности.
  • ГЛАВА3.Пути улучшения роста рентабельности и применение системы показателей рентабельности.
  • 3.1 Применение системы показателей рентабельности.
  • Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.
  • Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.[6.c7]
  •     Анализ использования прибыли                                                      таблице  10.
  • Показатель
  • 2005г
  • 2006г
  • 2007г
  • 2008г
  • 2009г
  • Темп
  • роста
  • Темп
  • прироста
  • Выручка(нетто)
  • 46351
  • 56843
  • 66676
  • 88897
  • 88016
  • 190%
  • 90%
  • Себестоимость проданных товаров
  • 38615
  • 46733
  • 49236
  • 64461
  • 68975
  • 177%
  • 77%
  • Прибыль(убыток) от продаж
  • 6710
  • 8877
  • 16287
  • 22904
  • 17352
  • 259%
  • 159%
  • Чистая прибыль (убыток)отчетного периода
  • 2977
  • 5574
  • 12152
  • 20992
  • 16202
  • 544%
  • 444%
  • Доля чистой прибыли в выручке от реализации продукции
  • 6,4%
  • 9,8%
  • 18,2%
  • 23,6%
  • 18,4%
  • 288%
  • 188%
  • Анализ таблицы 10 показывает, что в анализируемом периоде происходит снижение объема получаемой чистой прибыли, сальдо от операционной и
  • внереализационной деятельности на протяжение всего анализируемого периода изменяется, при этом в 2008 и 2009 гг. доход от внереализационной деятельности вообще не наблюдается. Доля чистой прибыли в получаемой выручки от реализации продукции, увеличивается.
  • Чистая прибыль предприятия, не является основным и самым главным источником собственных финансовых ресурсов предприятия.
  • Структура активов характеризует в первую очередь уровень мобильности имущества предприятия, информация о состоянии активов предприятия, содержащаяся в его балансе дает достаточно основательную базу для их анализа.
  • Как видно из баланса в составе имущества преобладают мобилизованные активы(см. приложение 1). Доля внеоборотных активов упала до 64%, наблюдается рост основных средств на 106 тыс.р., темп роста составил 62,5%.
  • Доля в составе имущества была 30,2%, а к концу анализируемого периода она увеличилась до 35,3%. В то же самое время сумма мобилизованных активов в денежном выражении возросла за счет увеличения запасов, за счет роста сырье и затрат на незавершенное производство.
  • Денежные средства составляют очень маленький удельный вес менее 1,6%, данная ситуация наблюдается на протяжении всего периода,  ликвидные активы возросли  с 242 до 2714 тыс. р., что крайне негативно влияет на ликвидность. 
  • На основе данных можно сказать, что на предприятие финансирует оборотные активы, консервативным методом, собственные средства покрывали внеоборотные и оборотные активы, после привлечения дополнительных заемных финансовых ресурсов, и увеличение основных средств и запасов, наблюдается умеренная политика управления оборотными активами.
  • 3.2. Факторы, влияющие на  рост повышение рентабельности и пути его совершенствования.
  • Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
  • - факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
  • - факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
  • К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства .
  •     Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.[5]
  •     Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют по более высоким ценам, чем поздние. По разным ценам сбывают продукцию и в зависимости от каналов реализации: при продаже её государству, потребительской кооперации, на колхозном рынке.
  •   Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.
  •   К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию. Е предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.
  •    Факторы рентабельности производства могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные - на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.
  •    Таким образом, теоретический анализ рентабельности производства показал, что проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения.
  •     Абсолютные показатели рентабельности - это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат.
  • Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.
  • В свою очередь, определение резервов повышения рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой - резервов снижения себестоимости продукции.
  • Пути совершенствования роста рентабельности
  •   Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования.
  • Использование системы обобщающих показателей эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.
  • В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.[12]
  • Так как рентабельность находится в прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться в синтезе с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на сельскохозяйственных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет:
  • * изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;
  • * обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;
  • * рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности предприятий и создания товаров рыночной новизны.[24]
  • Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.
  • Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность.
  • Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.
  • Заключение.
  •      Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели показатели рентабельности хозяйственной деятельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.
  •      В ходе проведения анализа определилось, что рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.
  • Показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.
  • Анализ уровня и динамики показателей рентабельности проводился нами на примере бухгалтерской финансовой отчетности СПК «Кирзинский».  за 2004-2009 годы.
  • Как показывают результаты проведенного исследования, в целом по предприятию наблюдается повышенная рентабельность хозяйственной деятельности, но в динамике идет тенденция к снижению. Так, например, рентабельность собственного капитала понизилась в отчетном периоде на 2, 5%, рентабельность продукции снизилась на 14% и т.д. Причем это изменение было вызвано тем, что с 2006 по 2007 года не было сильного увеличения чистой прибыли как за прошлые года. Но это для «Кирзинский».   не является негативным фактором, т.к. предприятие является передовым хозяйством, все коэффициенты финансового состояния далеко превышают свои нормативы.
  • Из факторного анализа  видно, что на рентабельность производственной деятельности влияет в большей степени фондоотдача с 1 рубля производственных фондов.
  • У СПК «Кирзинский».   высокая рентабельность за счет большой прибыли, которая в динамике также постоянно увеличивается. Поэтому на счетах предприятия хранятся денежные средства в объеме, не удовлетворяющем рациональной структуре. Так в общей структуре денежные средства предприятия занимают около 15%, а должны не более 10-12% с краткосрочными вложениями, которые отсутствуют на данном предприятии. В современных условиях существует такая проблема, как нестабильная рыночная экономика. Поэтому с/х предприятию целесообразнее вкладывать эти денежные средства в производство, получаю определенную прибыль или доход сейчас, чем хранить их. Нестабильность экономики связана также с высоким уровнем инфляции, и поэтому «сегодняшние»  деньги по своей покупательной способности «завтра» могут быть намного ниже, что опять таки не выгодно для любого предприятия. 
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. Алексеева А.И.: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник под ред. Васильева Ю.В., - М.: Ланв, 2007. – 672с.
  • 2. Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий): Учебное пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -272с.
  • 3. Ван Х. Дж. К., Валович Д.М. Основы финансового менеджмента. Издательский дом Вильямс, 2005, 989с.
  • 4. Ван Х. Дж. К. Основы управления финансами.  Учеб. Пособие. –М.: Финансы и статистика. 2005, 799с.
  • 5. Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие. – М.: КРОНУС, 2005
  • 6. Грузинов В.П. Экономика предприятий. Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 295с.
  • 7. Карасева, Инна Михайловна. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент орг.»/И.М. Карасева, М.А. Ревякина. – 3-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2008. – 335с.
  • 8. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 1024с.
  • 9. Колчина, Нина Васильевна. Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов/Под ред. Н.В.Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 383с.
  • 10. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие для студентов вузов по спец. «Бух. Учет, анализ и аудит». ИНФРА 2008, 320с.
  • 11. Молибог Т.А., Молибог Ю.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2007, 383с.
  • 12. Раицкий К.А. Экономика организаций (предприятия): Учебник. – 4-е  изд-е., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 1012с.
  • 13. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 576с.
  • 14. Слепов В.А. Финансовая политика компаний: учеб.пособие/ В.А. Слепов, Е.И. Громова. – М.: Экономист, 2005. – 283с.
  •                  15. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 6-е изд. – М.: Изд-во «Перспектива», 2008. – 656с.
  • 16. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента: учебное пособие – М: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.  - 416с.
  • 17. Филатов О.К., Рябова Т.Ф., Минаева Е.В. Экономика предприятий (организаций): учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.
  • 18. Шеремят А.Д,  Сайфуллин Р.С. Финансы предприятий., - М. : ИНФРА, 2002г. – 345с.
  • 19. Белов Н.Г. «Об оценке активов в сельском хозяйстве».// Бухучет в сельском хозяйстве, 2008 №10, стр.3 – 12.
  • 20. Бондин И. «Источники формирования оборотных средств». // Международный сельскохозяйственный журнал, 2007 №4, стр.35 – 36.
  • 21. Бондина Н. «Влияние различных факторов на эффективность использования оборотного капитала».// Международный сельскохозяйственный журнал, 2006 №3, стр.41 – 42.
  • 22. Бондина Н.Н., Незванкина Ю.А. «Стабильность сельскохозяйственного производства как результат эффективного использования оборотных активов».// Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 2006 №2, стр.36 – 38.
  • 23. Бондина Н.Н., Бондин И.А., Незванкина Ю.А. «Роль кредита в формировании оборотных средств». // Экономика сельскохозяйственных  и перерабатывающих предприятий, 2008 №2, стр. 49 – 51.
  • 24. Бондина Н., Бондин И. «Рациональное использование оборотных активов – залог финансовой устойчивости сельхозорганизаций». //Международный сельскохозяйственный журнал, 2005 №4, стр.23.
  • 25. Герасимова Л.Н. «Управление нормируемыми оборотными стредствами».// Аграрная наука, 2005 №8, стр.13 -16.
  • 26. Кипермаг Г. «Анализ оборотных активов на предприятии АПК». //Бухучет в сельском хозяйстве, 2007 №7, стр.6 – 9.
  • 27. Сафин У. «Влияние оборачиваемости средств на эффективность агропромышленного производства». // АПК, экономика, управление. 2009 №8, стр.59 – 61.
  • 28. Тойкер Д. «Новый взгляд на оборачиваемость». // Экономист, 2007 №5, стр. 66 – 69.
  • 29. Швецов Ю.Г., Сабельфельд Т.В. «К вопросу о соотношении понятий «ликвидность» и «платежеспособность» предприятия.// Финансы 2009 №7, стр. 59 – 61.
  • 30. Административное право и процесс. 2008 №5, стр.24 – 25.
  • Приложение

Информация о работе Система показателей рентабельности и их применение на предприятии