Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:54, реферат
Расходы регулируются сметами. Смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений учреждений с бюджетом, состоящих на сметном финансировании. В смете образовательного учреждения отражаются объем и целевое направление затрат, связанных с их деятельностью в течение определенного календарного периода (квартала, года). Смета затрат регулирует размещение собственных средств и эффективность их использования по видам ресурсов и месту расходования.
Смета.
Расходы регулируются сметами. Смета представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений учреждений с бюджетом, состоящих на сметном финансировании. В смете образовательного учреждения отражаются объем и целевое направление затрат, связанных с их деятельностью в течение определенного календарного периода (квартала, года). Смета затрат регулирует размещение собственных средств и эффективность их использования по видам ресурсов и месту расходования.
Смета расходов - основной и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждения. Предусмотренные в сметах ассигнования являются предельными и расходование сверх этих сумм не разрешается.
Расходы бюджетных учреждений формируются за счет ассигнований, выделяемых из государственного бюджета, на безвозвратной и безвозмездной основе в объеме и по назначению в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой. Исполнение сметы бюджетного учреждения состоит в открытии бюджетных кредитов или перечислении бюджетных средств, а также в расходовании их на нужды учреждения по принятым в смете нормам расхода. Поэтому показателями исполнения сметы выступают: суммы, утвержденные по смете, суммы открытых кредитов или перечисленных средств, кассовые и фактические расходы.
Кассовые расходы - суммы, выданные банком с бюджетных или текущих счетов бюджетных учреждений на их расходы. Эти суммы могут выдаваться как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены (заработная плата, суммы, причитающиеся кредиторам за выполненные работы и другие).
Фактические расходы - это действительные расходы учреждения по исполнению сметы, оформленные соответствующими документами. К ним относятся и расходы по неоплаченным сметам кредиторов, по начисленной заработной плате, по начисленным на фонд заработной платы отчислениям (взносам) во внебюджетные фонды и т.д. Фактические расходы более полно свидетельствуют об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Их учет позволяет контролировать как ход фактического использования сметы расходов учреждения в целом, так и соблюдение норм по остальным статьям.
Форма сметы расходов, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размеров расходов сообщаются вышестоящими организациями.
Организации самостоятельно составляют сметы расходов, где более детально обосновываются расходы на предстоящий период. Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности учреждения, определенного планом развития учреждения, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходов определяются на основе норм расходов, т.е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов. Сметы расходов, составляемые бюджетными учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принята называть индивидуальными.
При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется. Утвержденная смета определяет сумму средств, которые должны быть выделены из бюджета на содержание учреждения.
Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившей смету, указывается дата и проставляется оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете, в том числе с выделением фонда заработной платы работников штатного и нештатного состава.
Необходимо
выделить сметно-бюджетное
При анализе исполнения сметы расходов бюджетного учреждения прежде всего изучаются состав и структура расходов. С этой целью расходы группируются по статьям бюджетной классификации. Кроме того, они подразделяются на текущие и капитальные, зависящие и независящие от изменений показателей сети, штатов и контингента. Затем определяется удельный вес каждой группы расходов в их общей сумме и производится их сравнение с показателями сметы и предыдущего года.
Важная задача анализа исполнения сметы расходов - выявление фактов неэффективного и неэкономного расходования бюджетных средств.
Бюджетная смета образовательного учреждения является росписью расходов учреждения по статьям экономической классификации Бюджетной Классификации Российской Федерации, т.е. более или менее детальным распределением расходов по видам или группам. Степень детализации расходов определяется действующим порядком финансирования и зависит во многом от субъективных факторов. В 1990 году бюджетное финансирование учреждений производилось по 12 статьям ( и этого было вполне достаточно). В настоящее время количество статей экономической классификации увеличено в целом до 161, а с 01.01.2005 года ввели новый план счетов и новые статьи экономической классификации.
Для осуществления любого конкретного расходования средств необходимо предусмотреть этот расход в смете, т.е. должно быть соответствующее сметное назначение по одной из более чем 100 статей расходов. Трудно предположить, что на стадии подготовки (как минимум за несколько месяцев до планируемого периода) можно предусмотреть все необходимые расходы в столь детальной классификации. Отсюда неизбежно следует приблизительность при составлении сметы, необходимость ее корректировки, в том числе перемещения назначений между статьями расходов. Для минимизации подобной работы необходимо серьезное методическое обеспечение, в настоящее время отсутствующее.
Бюджетная классификация предназначена в значительной мере для решения двух основных задач:
*
обеспечить определенную
*
обеспечить сопоставимость
Распределение
бюджетных расходов по статьям экономической
классификации осуществляется после
утверждения бюджета
Учет доходов и расходов по кодам бюджетной классификации в бюджетных организациях начали вести с 1994 года. Согласно приказу Министерства Финансов РФ от 17 февраля 1995 года № 111 "О порядке перечисления бюджетных средств для осуществления финансирования расходов и мероприятий федерального бюджета" в платежных поручениях на перечисление финансирования из федерального бюджета нижестоящим организациям в графе "Назначение платежа" начали появляться соответствующие цифры. Получатели бюджетных ассигнований дальнейшее расходование указанных средств должны производить строго по целевому назначению.
Указом
Президента РФ от 8 декабря 1992 года №1556
"О федеральном казначействе"
органам казначейства предоставлено
право предусматривать
Сложившаяся практика под нецелевым использованием понимала любое использование не по тем кодам, которые предусмотрены в смете. То есть если у организации предусмотрены средства на топливо и горюче-смазочные материалы (код 34003), а она направит их на транспортные услуги (код 222), то это будет засчитано за нецелевые расходы.Теоретически смету можно переутвердить. Но это настолько сложная процедура, что возможность действительно становится чисто теоретическая
Хотя даже в суровые плановые времена научным организациям разрешалось экономию по одним статьям направлять на другие цели самостоятельно или образовывать за счет нее специальные фонды.
Экономия может появится по таким кодам бюджетной классификации, как заработная плата и начисления в государственные внебюджетные фонды за счет дней неявок по болезни, которые оплачивают из средств социального страхования, за счет предоставления отпусков без содержания по заявлениям работников и т.п. Но сэкономленные денежные средства нельзя использовать на погашение кредиторской задолженности, например, по отоплению.
В настоящее время в РФ бюджетные организации при ведении фактических и кассовых расходов руководствуются "Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 25 мая 1999 года №38( с последующими изменениями и дополнениями от 29 декабря 1999 года №) Статья 75 Федерального закона от 31 декабря 1999 года № 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что с 1 января 2000 года за нецелевое использование органами исполнительной власти, предприятиями и организациями средств федерального бюджет, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах , взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение срока использования бюджетных средств по целевому назначению в 2000 году.
Статья 289 Бюджетного кодекса определила нецелевое использование в направлении и использовании бюджетных средств на цели, которые не соответствуют условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основаниям их получения. То есть узаконила сложившуюся практику - и есть у тебя экономия, но расходовать ее на другие, пусть и первоочередные нужды нельзя.
Выход из этой ситуации достаточно прост: действующую классификацию нужно использовать только при учете средств, но не при финансировании.
Открытие кредитов целесообразно производить единой суммой без разбивки по кодам, а экономия по отдельным статьям, в том числе по заработной плате, должна направляться в фонды развития организации с правом их самостоятельного расходования.
Тогда
несколько поменяется понятие нецелевых
расходов. К ним будут относиться
любые виды затрат, не предусмотренные
действующей бюджетной
Действующие
законодательство предоставляет образовательным
учреждениям самим расходовать
выделяемые средства для осуществления
образовательного процесса как основной
цели, на достижение которой направлена
их деятельность, для реализации которой
эти учреждения созданы. Подход, применяемый
в нормативных документах Министерства
финансов РФ, существенно ограничивает
права образовательных учреждений и, с
этой точки зрения, противоречит действующему
законодательству об образования.
Источники формирования внебюджетных средств образовательных учреждений
Непростая ситуация с финансированием образования связана с дефицитом бюджетов всех уровней. Сегодня у нас нет оснований предполагать, что в наступившем году положение с бюджетами существенно улучшится. В условиях экономического дефицита привлечение средств населения в образование - это правильное направление работы.
Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:
-предпринимательской деятельностью самого образовательного учреждения;
-взаимодействием
с юридическими и физическими
лицами, способными осуществлять
благотворительную
Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности учреждения, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с Законом "Об образовании" платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета. В соответствии со статьей 41 Закона РФ "Об образовании" образовательные учреждения вправе привлекать, в порядке установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые, в том числе и валютные ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и иных предусмотренных уставом видов деятельности, а также получать от юридических и физических лиц добровольные пожертвования и различные целевые взносы.