Социальная политика региона и источники ее финансирования (Тюменскя область)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение особенностей социальной политики региона и анализ ее основных источников финансирования.

Для реализации поставленной цели при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:

- раскрыть основные положения социальной региональной политики;

- охарактеризовать современные метода финансирования социальной политики;

- рассмотреть основные направления и источники финансирования социальной политики Тюменской области;

- выявить проблемы финансирования социальной политики региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА…………………………………………………………………………5

Основы социальной региональной политики………………………………5
Эволюция развития системы финансирования социальной политики региона…………………………………………………………………………8
Современные методы финансирования социальной политики региона…12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)……...22

2.1 Основные направления социальной политики Тюменской области………22

2.2 Анализ состава и структуры основных источников финансирования социальной политики……………………………………………………………..25

2.3 Проблемы финансирования социальной политики Тюменской области…..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.10 Кб (Скачать)

- для работников внебюджетного  сектора экономики в размере  5200 рублей.

3) Демография: улучшение демографической ситуации в регионе. В Тюменской области (без автономных округов) начиная с 2006 года начался демографический подъем. На конец 2009 года население юга области увеличилось на 2,3 % и составило 1 345 тыс. человек (абсолютный прирост 30,7 тыс. человек, темп прироста 2,3 %). Увеличение численности населения юга области за последние 4 года обусловлено преимущественно миграционными процессами. Возрастно-половая структура населения Тюменской области (без автономных округов) близка к структуре населения всей России: доля женщин в ней 46,6 %, мужчин - 53,4 %.

С 2006 года отмечается стабилизация общей смертности, показатель смертности на 1000 населения составил: 2006г. – 13,5; 2007 – 13,1; 2008 – 13,2, 2009 – 12,8, 1 полугодие 2010 года 13,1. Одновременно регистрируется стабильное повышение рождаемости, показатель рождаемости на 1000 населения составил: 2006г. – 12,6; 2007 – 14,0; 2008 – 15,0; 2009 – 15,6, 1 полугодие 2010 года 15,7 (РФ 2008 год – 12,1), что определило на протяжении последних лет, начиная с 2007 года, положительный естественный прирост населения области (в 2007 году - +0,9, в 2008 году - +1,8, в 2009 году - +2,8, 1 полугодие 2010 года +2,6).

    При анализе причин смерти населения  Тюменской области (без автономных округов)  можно выделить три класса причин (по МКБ-10). Это болезни системы кровообращения, новообразования, внешние причины (несчастные случаи, отравления и травмы). Все эти причины в большой степени носят «поведенческий» характер, обусловлены образом жизни людей, отношением людей к своему здоровью, их самосохранительным поведением.

4) Здравоохранение:

- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений для обеспечения применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг;

- совершенствование оказания медицинской помощи по заболеваниям, являющимся основными причинами высокой смертности, на основе соблюдения стандартов;

-  внедрение современных информационных систем в здравоохранении;

- обеспечение дополнительных государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим пенсионерам.

5) Культура:

- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками;

- создание и поддержка государственных музеев;

- организация и поддержка организаций культуры и искусства;

- поддержка народных художественных промыслов;

- организация предоставления населению начального и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства. 

2.2 Анализ  состава и структуры основных  источников финансирования социальной  политики 

  Осуществляя расходы на образование и здравоохранение, прямо связанные с развитием человеческого капитала, интеллектуальным ресурсом нации, ее духовным и физическим здоровьем, необходимо обеспечить максимальную отдачу и эффективное использование ресурсов, доступ к качественным услугам для возможно большего числа граждан. Именно на это и нацелены областные целевые программы «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области» и «Основные направления развития образования и науки Тюменской области».

  Расходы на реализацию мероприятий областной  целевой программы «Основные  направления развития образования  и науки Тюменской области» планируются  на 2010 год в объеме 8,9 млрд. рублей. К 2012 году расходы на финансирование данной областной программы снизятся на 1,6 млрд. рублей или на 17,5 % и составят 7,3 млрд. рублей.

  Расходы областного бюджета на реализацию мероприятий  областной целевой программы  «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области» планируются на 2010 год в объеме 8,9 млрд. рублей. В 2011 и 2012 годах расходы  на финансирование данной программы  составят 7 млрд. рублей ежегодно.

  Средства, передаваемые в бюджет территориального государственного внебюджетного фонда  обязательного медицинского страхования  на страхование неработающего населения, оказание высокотехнологичной медицинской  помощи и предоставление дополнительных видов бесплатной медицинской помощи составляют в 2010 году 5,7 млрд. рублей. К 2012 году данные средства увеличатся на 24,6 млн. рублей и составят 100,4 % к уровню 2010 года.

  В областном бюджете на 2010 - 2012 годы предусмотрены также средства, передаваемые ежегодно по 20 млн. рублей в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату  досрочных пенсий безработным гражданам.

  В условиях вынужденного сокращения расходов бюджетов Президентом Российской Федерации  в Бюджетном послании «О бюджетной  политике в 2010 - 2012 годах» определены приоритеты бюджетных расходов. Один из них - это  безусловное выполнение социальных обязательств.

  Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных  обязательств запланирован на 2010 - 2012 годы в объеме 4 млрд. рублей ежегодно. Все  действующие обязательства будут  выполнены. Принятие новых социальных обязательств в очередном финансовом году и в плановом периоде не предусматривается.

  Расходы областного бюджета по разделу «Социальная  политика» планируются на 2010 год  в объеме 7,3 млрд. рублей. К 2012 году данные расходы составят 6,8 млрд. рублей или 94,2 % к уровню 2010 года.

  Объем расходов областного бюджета по разделу  «Культура, кинематография, средства массовой информации» составляет в 2010 году 4,5 млрд. рублей. В дальнейшие годы наблюдается  снижение расходов по данному разделу, которые к 2012 году составят 1,6 млрд. рублей или 35,3 % к уровню 2010 года.

  В целом расходы областного бюджета  на финансирование социальной сферы  с учетом средств, передаваемых в  местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды, составят в 2010 году 38 млрд. рублей, что составляет 41,5 % от общих расходов областного бюджета. В 2011 году доля расходов на финансирование социальной сферы составит 43,5 %, в 2012 году - 43,8 %. Это еще раз подтверждает социальную направленность областного бюджета. 

  В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации одним  из направлений бюджетной политики на предстоящие три года является обеспечение режима экономного и  рационального использования бюджетных  средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

  2.3 Проблемы финансирования социальной  политики Тюменской области 

  Эффективность реализации социальной политики любого уровня – федерального, регионального, корпоративного во многом зависят от экономики, бюджетного ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т. д. Без достаточных  финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.

  Неудовлетворительное  развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы, в том числе в  ее скрытых формах, провалы в обеспечении  жилищно-коммунальными услугами населения, живущего на территориях российского  Севера, другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной 

  части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают  необоснованно ограниченные средства.

  Нынешняя  система социальной поддержки (основу, которой составляют безадресные  социальные пособия и льготы) тормозит развитие и общества, и экономики. В стране из 145 миллионов населения 104 миллиона имеют льготы. Ежегодно выделяемых денег хватает на обеспечение  только 30% заявленных льгот и выплат, а малоимущим из общей суммы расходов достается менее трети.

  Одно  из основных направлений работы в  социально-экономической политике должно быть направлено на сокращение нефинансируемых мандатов, а также  безадресных льгот. Их объем должен быть такой, на реализацию которых хватит бюджетных средств.

    Финансовые  проблемы местного самоуправления не исчерпываются общим недостатком  финансовых ресурсов, обусловленным  отчасти вертикальной несбалансированностью  бюджетной системы, отчасти слабой активностью местных властей  в проведении реформ. Не менее серьезная  проблема - количественное несоответствие муниципальных доходов и расходов. Слабое наполнение финансовыми ресурсами  приводит местные бюджеты в целом  к ухудшению финансирования социальной сферы муниципальных образований. Поэтому существующее положение  требует от муниципальных образований  поиска принципиально иных источников финансирования. Если уровень текущих  муниципальных расходов определяется величиной текущих доходов, то привлечение  заемных ресурсов позволяет органам  местного самоуправления перейти к целевому планированию расходов - принимать новые муниципальные программы и финансировать их за счет займов. Такой подход представляется справедливым: поскольку использование займов дает возможность не только в короткие сроки обеспечить финансирование проектов, но и равномерно распределить бремя расходов между всеми поколениями жителей, пользующихся созданной инфраструктурой. Также необходимо увеличение доходной базы местных бюджетов путем закрепления за ними собственных налоговых доходов.

    Существующие  источники финансирования социальной сферы обеспечивают минимальные  условия ее поддерживания (текущие  платежи на заработную плату и  за коммунальные услуги). Такое положение  приводит к деградации и разрушению ее основных фондов.

    Ограниченность  инвестиций, осуществляемых за счет федерального, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных  образований, которые в последние  годы направляются в социальную сферу, стали одной из главных причин, сдерживающих строительство и реконструкцию  объектов образования, здравоохранения; культуры, науки, а также внедрение  в эти отрасли экономики современного, прогрессивного оборудования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  Формирование  социальной политики в России совпало  с коренными преобразованиями главных  ценностей социального государства. Если во второй половине XX в. основой для социальной политики промышленно развитых стран являлись такие ценности как коллективизм, солидарность, социальная справедливость, успехи в реализации которых нашли свое воплощение в «шведском социализме», то современные модернисты на первое место выдвигают ответственность, и прежде его личную ответственность.

  Анализ  современного состояния финансирования социальной политики региона показал, что важнейшей задачей в социальной сфере становится существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных бюджетных расходов, и более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере. Местные финансы для муниципального образования являются основой, с помощью которой органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Наличие достаточной доходной части местного бюджета для конкретного муниципального образования - это залог его успешного развития. Если полномочия органов местного самоуправления не подкреплены соответствующей материально-финансовой базой, то реализация этих полномочий становится нереальной.

  Также проанализированы состав и структура бюджетных и внебюджетных источников финансирования воспроизводства материальной базы социальной сферы.

  Следует отметить, что доминирующим направлением финансирования является прямое бюджетное финансирование. Оно предоставляет широкую финансово-экономическую самостоятельность учреждениям и организациям бюджетной сферы. Для повышения обоснованности нормативного финансирования отраслей социальной сферы большое значение имеет разработка минимальных социальных стандартов, являющихся основой разработки минимальных норм бюджетного финансирования.

  Современная социальная политика в России пока не в состоянии обеспечить возможность  всем членам общества, различных его социальных групп полностью удовлетворять свои потребности, тем самым, в настоящее время, не стабилизирует социальные отношения, не вносят согласованность в действия членов общества.

  Социальная  политика в России в настоящий  момент не в полной мере обладает набором  специфических социальных норм и  предписаний, регулирующих соответствующие  типы поведения. Она не до конца интегрирована  в социально-политическую, идеологическую, и ценностную структуры общества. Это, в свою очередь, не позволяет  узаконить формально-правовую основу функционирования системы, осуществлять социальный контроль её деятельности. И, наконец, в России нет достаточного количества материальных средств и  условий, обеспечивающих успешное выполнение даже имеющихся нормативных предписаний  и осуществление социального  контроля. 
 
 

Информация о работе Социальная политика региона и источники ее финансирования (Тюменскя область)