Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

Содержание

1.Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета. Роль государственного бюджета в распределении и перераспределении национального дохода……………………………………..3
1.1. Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………...………….3
1.2. Роль государственного бюджета в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………………………….7
2. Воздействие налогов на основные факторы производства: рабочую силу, средства и предметы труда. Налоговый механизм………………………….11
3. Государственный фонд обязательного медицинского страхования: цель создания, принципы формирования, источники доходов, расходы, управление фондом……………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ вар 7.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

     Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем  технического   оснащения,   энерго и  фондовооруженности объединений, предприятий  и  отраслей;  неравномерностью  размещения  и  выявления  новых  природных богатств; действующей  системой  ценообразования  и тем,  что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со  стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода, как между отраслями,  так и внутри   отраслей   происходит   посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования  отдельных видов производств,   высоких   технологий,   инновационных    процессов.    Важным направлением  перераспределения национального дохода   является  выделение части средств, идущих на  развитие  непроизводственной  сферы.   В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества,  как здравоохранение, образование, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой  части национального   дохода  отводится    содержанию    аппарата    управления, правоохранительных органов и т.д.

     Влияние бюджета на развитие общественного  производства проявляются по двум направлениям: первое – формирование его доходной базы и второе – использование средств бюджета. Следует указать и на то, что государственный бюджет выступает необходимым экономическим инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

     Теоретическим мерилом использования стимулирующей  роли государственных расходов, применение бюджетных рычагов, иных подходов в  усилении императивных начал государства  сформированы Дж. М. Кейнсом. Именно эти  рычаги позволили США выйти из “Великой депрессии”.

     Есть  основания говорить, что отдача от государственных денежных средств, распределяемых и перераспределяемых государством, определяет скорость и  качество экономического роста. Именно более эффективное перераспределение прежде всего бюджетных средств через соответствующую систему говорит об эффективности управленческой деятельности государства, свидетельствует о степени эффективности использования государственной собственности.

     Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в  интересах ускорения научно - технического прогресса. Создание принципиально  нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной  системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного  налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.  
 
 
 
 
 

     2. Воздействие налогов на основные факторы производства: рабочую силу, средства и предметы труда. Налоговый механизм.

     Налоговая система в Российской Федерации  построена в соответствии с НК РФ от 31 июля 1998 г., а также законами о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В этих законоположениях определены принципы построения налоговой  системы, ее структура и состав, права, обязанности и ответственность  плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов  и контроля за их уплатой.

     В зависимости от органа, который взимает  налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги – налоги национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республик в составе  РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги, а также специальные налоговые  режимы (системы налогообложения  на сельхозпроизводителей, упрощенная система налогообложения, единый налог  на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).

     Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства.

       Система налогов – это совокупность  налогов, сборов, пошлин и других

     приравненных  к налогам платежей, взимаемых  на территории государства в тот  или иной период времени. Основными  налогами, посредством которых

     формируется преобладающая масса бюджетных  доходов, как в российской, так  и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических  лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенныые пошлины, платежи  в социальные фонды, налог с продаж.

     Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств  и методов организационно-правового  характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством  налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются  основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение  конкретных социально-экономических  задач.

     Наиболее  важную роль в налоговом механизме  имеет налоговое

     законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня

     налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

     Посредством изменения механизма налогообложения  можно придать налоговой системе  качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при  этом количественного и видового состава налогов.

     В результате принятия II части Налогового Кодекса произошли серьезнейшие изменения в российской налоговой  системе. Начиная с 2001 года радикально трансформируется подоходное налогообложение. Вводится плоская шкала подоходного  налога со ставкой 13%. Ликвидирован целый  ряд необоснованных льгот по налогу. Платежи во внебюджетные фонды социального  назначения объединены в единый социальный налог, контроль за уплатой которого будут осуществлять налоговые органы. При этом снижается ставка налогообложения  фонда оплаты труда с 38,5% до 35,6%. Вводится регрессия шкалы социального  налога. В области обложения налогом  на добавленную

     стоимость произошло упорядочение льгот, предусмотрен переход к общим правилам территориальности  при уплате налога при торговле со странами СНГ. Ликвидирован налог на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы, взимаемый в по ставке 1,5% от оборота предприятий. С 3,5% до 1% снижена предельная ставка налога на пользователей автодорог, который в перспективе предполагается полностью отменить. Одновременно отменяется налог на реализацию ГСМ. Как компенсирующая мера произведено повышение акцизов на бензин.

     1. Подоходный налог

     В соответствии с принятой в третьем  чтении главой Налогового

     Кодекса, посвященной налогу на доходы физических лиц (подоходному налогу), установлена  единая ставка в размере 13%, что является одним из ключевых элементов стимулирования легализации доходов. В то же время  в отношении тех доходов, которые  зачастую используются в качестве скрытой  формы выплаты заработной платы (для ухода от платежей во внебюджетные фонды), установлена повышенная ставка в 35%. К такого рода доходам относятся: выигрыши в лотерею, выигрыши и призы, получаемые в конкурсах, играх и  других рекламных мероприятиях, страховые  выплаты по договорам добровольного  страхования в случае, если такие  выплаты превышают проиндексированную на инфляцию сумму внесенных страховых  взносов (по договорам личного страхования) или размеры ущерба застрахованному  имуществу (по договорам имущественного страхования), процентные доходы по вкладам  в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых  действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации  и 9% годовых суммы вклада в иностранной  валюте, суммы экономии на процентах  при получении налогоплательщиками  заемных средств ниже трех четвертей  ставки ЦБ.

       Устранено двойное налогообложение  дивидендов путем зачета ранее

     уплаченных  сумм налога на прибыль в счет обязательств по подоходному налогу.

       Существенно увеличен необлагаемый  минимум (до 400 рублей в месяц  до достижения доходом уровня 20 000 рублей), а также так называемый  вычет на детей (до 300 рублей  в месяц).

       Установлен ряд льгот социального  характера. В частности, расходы  на

     образование, свое или своего ребенка, в размере 25 000 рублей вычитаются из налогооблагаемой базы налогоплательщика. Аналогичный  порядок установлен и для расходов на здравоохранение, за исключением  расходов на дорогостоящие виды лечения  по перечню, утверждаемому Правительством, которые вычитаются из налогооблагаемой базы в размере фактически осуществленных расходов.

       Размер имущественного вычета  при продаже недвижимости установлен  на уровне 1 000 000 рублей, при продаже  прочих видов имущества - 125 000 рублей, при покупке или новом строительстве - на уровне 600 000 рублей. При этом вся сумма доходов от продажи недвижимого имущества, принадлежавшего налогоплательщику в течение 5 лет, и прочего имущества - в течение 3 лет, вычитается из налогооблагаемых доходов в полном объеме.

     2. Единый социальный налог

       Тарифы страховых взносов, взимавшиеся  ранее в различные

     государственные внебюджетные фонды, заменяются единым социальным налогом, ответственность  за сбор которого возлагается на МНС. При этом в соответствии с законом  о введении в действие второй части  Налогового кодекса сохраняют силу все договоры о предоставлении отсрочек (рассрочек) и реструктуризации задолженности  по страховым взносам, ранее заключенные  между органами государственных  внебюджетных фондов и налогоплательщиками.

       Единый социальный налог расщепляется  на три части: наибольшая его  доля поступает в Пенсионный  фонд, остальные две – в Фонд  социального страхования и фонды  обязательного медицинского страхования.  Государственный фонд занятости  консолидируется в федеральный  бюджет.

       Регрессия социального налога  выражается следующей шкалой: 35,6% -при уровне годового дохода  на одного работника до 100 тысяч  рублей, 20% -при уровне дохода от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, 10% - при  уровне дохода от 300 тысяч до 600 тысяч рублей, и, наконец, 2% - при уровне дохода свыше 600 000 рублей. Однако в соответствии с законопроектом о введении специальной части НК в действие вплоть до 1 января 2003 года нижняя ставка налогообложения (для доходов свыше 600 000 рублей) составляет 5 %.

       Установлены следующие условия  вступления в силу регрессии:  средняя заработная плата на  одного работника без учета  20% наиболее высокооплачиваемых  работников должна составлять  не менее 50 000 рублей в год.

       Налоговая база, равно как и  перечень не подлежащих налогообложению  социальным налогом доходов, приведены  в соответствие с налоговой  базой налога на доходы физических  лиц.

       Принятие социального налога  в том виде, который описан  выше, имеет целый ряд положительных  последствий. Они заключаются,  во-первых, в снижении совокупной  ставки отчислений в социальные  внебюджетные фонды с применяющихся  в настоящее время 38,5%, уплачиваемых  работодателями, и 1%, уплачиваемого  работником, до 35,6% для первого шедуля  шкалы социального налога. Это  существенно снизит общее налоговое  бремя на фонд оплаты труда.  Если в настоящее время совокупная  ставка обложения фонда оплаты  труда (включающая подоходный  налог и отчисления в социальные  внебюджетные фонды) составляет 37,2% - 50% в зависимости от применяемой  ставки подоходного налога, то  согласно законопроектам о подоходном  и социальном налогах совокупная  ставка обложения фонда оплаты  труда сокращается до 35,8%.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета