Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

Содержание

1.Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета. Роль государственного бюджета в распределении и перераспределении национального дохода……………………………………..3
1.1. Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета………………………………………………………………...………….3
1.2. Роль государственного бюджета в распределении и перераспределении национального дохода…………………………………………………………….7
2. Воздействие налогов на основные факторы производства: рабочую силу, средства и предметы труда. Налоговый механизм………………………….11
3. Государственный фонд обязательного медицинского страхования: цель создания, принципы формирования, источники доходов, расходы, управление фондом……………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ вар 7.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

       Объединение социальных платежей  в единый налог позволяет, во-первых, упразднить до сих пор сохраняющиеся  отдельные процедуры регистрации  в качестве налогоплательщика  и плательщика страховых взносов  в каждый из внебюджетных фондов, что создает возможности для  уклонения от регистрации. 

     Во-вторых, это повышает уровень налогового администрирования, т.к. в целом внебюджетные фонды по сравнению с органами Государственной налоговой службы обладают меньшим опытом и организационно-техническими возможностями для контроля за поступлением обязательных платежей (этим объясняется то, что в Фонде обязательного медицинского страхования сбор платежей в неденежной форме достигает 60%, в Пенсионном фонде превышает 10%), а отсутствие единообразия в процедурах уплаты налогов и страховых взносов в различные внебюджетные фонды затрудняет налогоплательщику исполнение его обязательств. В-третьих, объединение параллельно существующих пяти независимых друг от друга органов, осуществляющих фискальные функции, существенно снижает административные издержки и облегчает положение налогоплательщиков.

       Установление регрессии социального  налога имеет ряд дополнительных  преимуществ, заключающихся в  том, что у налогоплательщиков  появляются серьезные стимулы  для вывода из “тени” больших  доходов. При этом, учитывая тот  факт, что снижение ставки социального  налога начинается с уровня, превышающего  средний уровень заработной платы  в настоящее время, существенного  снижения поступлений в социальные  фонды не произойдет. Точно так  же из-за предусмотренных ограничений  применения регрессии по социальному  налогу мы не ожидаем серьезного  уменьшения поступлений налога  на прибыль. Применение регрессии  позволяет увеличить степень  справедливости системы социального  обеспечения за счет устранения  излишнего обложения высоких  доходов, которое сосуществует  с ограничениями на максимальный  размер получаемой из социальных  фондов помощи.

     3. Налог на добавленную стоимость

       Важным вопросом являются правила  территориальности при уплате  НДС, в т.ч. при экспорте и  импорте в страны СНГ. Другие  государства СНГ (прежде всего  Украина и Белоруссия) оказывают  постоянное давление с целью  вынудить Российскую Федерацию  к переходу на принцип страны  назначения во взаимной торговле (при котором НДС взимается  в стране, в которую импортируются  товары и не взимается в  стране, из которой они экспортируются). Налоговый кодекс предусматривает постепенный переход от взимания налога по принципу страны происхождения к принципу страны назначения. Такой переход приведет к некоторым потерям для российского бюджета из-за положительного сальдо торговли с этими государствами, а также из-за отсутствия обустроенной таможенной границы России (что открывает широкие возможности для злоупотреблений с использованием ложного экспорта), однако переход на этот порядок целесообразен для унификации налогового режима, тем более что при существующем режиме не менее актуальна проблема ложного импорта. Важнейшим условием при этом должно стать укрепление фискальных границ внутри СНГ. Тем не менее, до вступления в силу межгосударственных соглашений со странами СНГ уплата налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в государства СНГ производится в соответствии с действующим порядком.

      II часть Кодекса упорядочивает  список льгот по налогу на  добавленную стоимость. В частности,  введен порядок, согласно которому  льготы по медицинской продукции  предоставляются по перечню, утверждаемому  Правительством.

     4. Акцизы

       По сравнению с ныне действующим  законодательством произошли изменения,  в целом отвечающие духу налоговых  реформ, предлагаемых Правительством, заключающиеся в снижении налогового  бремени на экономику. В частности,  индексация ставок на алкогольную  продукцию была произведена в  меньшем объеме, нежели прогнозные  темпы инфляции на 2001 год, что,  учитывая специфический характер  акцизов, существенно снизит налоговую  нагрузку на плательщиков акцизов.  Кроме того, было принято решение  разделить уплату акцизов на  алкогольную продукцию между  ее производителями и организациями,  занимающимися ее оптовой реализацией.  В качестве компромисса депутаты  решили согласиться с поправкой  СПС, предлагающей ввести режим  налогового склада, предусматривающий  более строгий по сравнению  с существующим порядок контроля  за реализацией алкогольной продукции. Введены акцизы на дизельное топливо и моторные масла, а ставки акциза на бензин повышены по сравнению с существующими в среднем приблизительно в три раза в рамках компенсации отмены налога на реализацию ГСМ и снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог, взимаемого с оборота предприятий. Если в настоящее время ставки акцизов на легковые автомобили установлены в зависимости от объема двигателя, то по проекту главы об акцизах – в зависимости от мощности двигателя.

       Помимо упомянутых выше положений  данного Налогового Кодекса, касающихся  отмены некоторых видов налогов,  являющихся источниками образования  дорожных фондов, и временной  ставки социального налога для  доходов свыше 600 тысяч рублей  в год, предполагается также:

       - окончательно отменить налог  на пользователей автомобильных  дорог

     и налог с владельцев автотранспортных средств с 1 января 2003 года;

       - переход с 1 января 2002 года на  определение объема реализации  товаров (работ, услуг) в целях  налога на добавленную стоимость  по выставлению счетов-фактур (по  методу начислений). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Государственный  фонд обязательного  медицинского страхования:  цель создания, причины  формирования, источники  доходов, расходы,  управление фондом.

       Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

     Медицинское страхование в Российской Федерации  введено в соответствии с Законом  РФ от 28 июля 1991 г. №1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2003 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтерисованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь.

     Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

     В связи с тем, что медицинское  страхование является разновидностью общего страхования граждан, стороны  при договоре медицинского страхования  аналогичны договору обычного страхования. Обязательное медицинское страхование  является всеобщим для населения  Российской Федерации и реализуется  в соответствии с программами  медицинского страхования, которые  гарантируют объем и условия  оказания медицинской, лекарственной  помощи гражданам.

     Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам  получение добровольных медицинских  и иных услуг сверх установленных  программами обязательного медицинского страхования.

     Фонды медицинского страхования предназначены  для финансирования страховыми организациями  медицинской помощи и иных услуг  в соответствии с договорами обязательного  медицинского страхования. Такие фонды  были созданы на федеральном и  территориальном уровнях.

     Страховыми  медицинскими организациями выступают  юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми формами собственности, обладающие необходимым для осуществления  медицинского страхования уставным фондом.

     Страховые медицинские организации имеют  право выбирать медицинское учреждение для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования, устанавливать размер страховых взносов по добровольному  медицинскому страхованию, принимать  участие в определении тарифов  на медицинские услуги, контролировать объем, сроки и качество медицинской  помощи в соответствии с условиями  договора, защищать интересы застрахованных.

     Финансовые  ресурсы, предназначенные для обязательного  медицинского страхования, направляются в федеральный и территориальные  внебюджетные фонды обязательного  медицинского страхования, которые  были созданы для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования.

     Финансовые  средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной  собственности и не входят в состав федерального и региональных бюджетов.

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  формируется за счет:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доход от использования временно свободных финансовых средств фондов.

       Территориальные фонды ОМС формируются  за счет:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения;
  • поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее наснеление;
  • поступлений из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающим пенсионерам;
  • поступлений средств Федерального фонда ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС;
  • доходов от размещения временно свободных денежных средств.

       Главным источником формирования  федерального и территориальных  фондов ОМС является единый  социальный налог. В соответствии  с Налоговым кодексом размер  ставок в эти фонды зависит  от категории налогоплетельщика  этого налога и налоговой базы  на каждое физическое лицо.

     При налоговой базе на каждое физическое лицо до 200 тыс.руб. ставка взносов составляет:

  • для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, организаций и индивидуальных предпринимателей в Федеральный фонд ОМС – 1,1%, в территориальные фонды – 2,0%;
  • для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера в Федеральный фонд ОМС – 1,1%, в территориальные фонды – 1,2%;
  • для индивидуальных предпринимателей ставка в Федеральный фонд – 0,5%, в территориальные фонды – 1,9%;
  • для адвокатов ставка в Федеральный фонд – 0,8%, в территориальные фонды – 1,9%.

     При повышении размера налоговой  базы на каждое физическое лицо ставки взносов увеличиваются в соответствии с утвержденной шкалой ставок.

     Основная  часть (почти 90%) средств Федерального фонда ОМС направляется на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных  фондов ОМС. На финансирование целевых  программ выделяется примерно 10%.

     Главными  направлениями расходования средств  территориальных фондов ОМС является финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования (более 90%) на финансирование мероприятий  в области здравоохранения. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

  1. Финансы./А.С. Нешитой.– 6-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2006.
  2. Финансы.Денежное обращение.Кредит./Под ред. Проф Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2007.
  3. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

    Нормативные акты:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля, 2, 8 ноября, 1, 6 декабря 2007 г.)
  2. Конституция Российской Федерации 
  3. Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ (с изменениями от 2, 26 марта 1998 г., 5 августа 2000 г., 8 августа 2001 г., 7 мая 2002 г., 6 мая 2003 г., 26 мая, 29 июня, 23 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г.)
  4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год»  
  5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год»  
  6. http://www.budgetrf.ru

Информация о работе Социально-экономическая сущность и функции государственного бюджета