Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:17, курсовая работа
Для определения сущности и места  финансовых отношений в обществе обратимся к кругообороту доходов  и продуктов, т.е. к теоретической модели экономической системы.
       Как известно, эта модель описывает движение товаров и услуг в виде экономического процесса, происходящего непрерывно во времени и количественно измеряемого  в денежных единицах за некоторый  период времени. Кругооборот доходов и продуктов есть поток товаров и услуг, которыми обмениваются предприятия и домохозяйства, уравновешенный соответствующим потоком денежных платежей, совершаемых в качестве компенсации за эти товары и услуги.
1.Роль денег в процессе кругооборота доходов и продуктов
       2.Финансы как экономическая категория
       3.Функции финансов
       4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
       4.1.Финансовые ресурсы звеньев финансовой системы
       4.2.Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.
Доходы владельцев экономических ресурсов - заработная плата, рента, процент и прибыль - являются первичными доходами и эквивалентным вознаграждением использования труда, земли, капитала и предпринимательских способностей.
       4. 
В качестве материальных 
Объем финансовых ресурсов в масштабе страны определяется на базе корректировки ВНП, из которого исключаются денежные доходы населения, но прибавляется часть их, направляемая на уплату налогов и сбережения, а также поступления из бюджета в пользу населения и предприятий.
       ФР 
= ВНП - (ЗП + Р + Пр + П) + Т + S + N + L, (6) 
 
       где 
Т - чистые налоги; 
       N 
- пенсии, пособия, стипендии; 
       L 
- дотации и субсидии на 
       Таким 
образом, финансы - это денежные отношения, 
возникающие в процессе перераспределения 
ВНП и части национального 
богатства в связи с 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Функции финансов.
В функциях финансов проявляется сущность этой категории, реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих функций.
Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.
Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов. Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в перераспределение?
Объектами действия этой функции являются, во-первых, доходы населения. Часть их минует потребление и направляется на уплату налогов, а, значит, формирование бюджетного фонда.
       Рисунок 
1.2 Роль бюджета в перераспределении 
ВНП 
       Другая 
часть доходов населения 
Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются элементы фонда возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств предприятий.
       В-третьих, 
в отдельные периоды времени 
в перераспределение 
Таким образом, в процессе перераспределения доходов владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В результате складываются конечные пропорции использования национального дохода, формируется структура ВНП по расходам.
Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит - не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.
       Контрольная 
функция финансов. В основе ее действия 
лежит движение финансовых ресурсов, 
объем которых, их состав и структура 
дают обобщающую характеристику всех 
сторон деятельности хозяйствующих субъектов 
и государства. В финансовых отношениях 
участвуют все субъекты экономики, поэтому 
с помощью финансовых ресурсов можно систематически 
контролировать складывающиеся в экономике 
пропорции, соблюдение финансовой дисциплины. 
Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов.
Внешне финансы проявляются как денежные отношения. Однако не все денежные отношения являются финансовыми. Бирман А.М. отмечал: "Тот факт, что финансы базируются на функции денег, не делает их тождественными деньгам подобно тому, как электровоз не тождественен электричеству, хотя использует его" /Очерки теории советских финансов. - М.: Финансы, 1968, с.10/.
Цена определяет пропорции перераспределения стоимости, созданной в процессе производства. Цена является исходным пунктом формирования финансовых ресурсов. Во-первых, в цене заложены величина и пропорции соотношения первичных доходов владельцев факторов производства. Во-вторых, в цене присутствуют элементы, указывающие на возможность перераспределения, которое имело бы место и при отсутствии перераспределения первичных доходов. В цене есть косвенные налоги, которые при реализации товаров и услуг подлежат обязательному зачислению в доход бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, начисления на фонд оплаты труда. В-третьих, в цене есть затраты, которые не направлены непосредственно на возмещение текущих расходов - амортизация, затраты на ремонт. Такие затраты позволяют аккумулировать средства и перераспределять их в рамках предприятия.
Таким образом, цена содержит в себе два механизма:
1.распределительный, когда устанавливается соответствие между ценой экономических ресурсов и доходами их владельцев;
       2. 
перераспределительный или 
Заработная плата - не финансовая категория, т.к. носит компенсационный характер, будучи формой вознаграждения за труд как экономический ресурс. Однако, начисление заработной платы по времени не совпадает с ее выплатой. Поэтому предприятие получает возможность использовать ее в качестве финансового ресурса. Заработная плата - одна из форм устойчивых пассивов предприятия и источник формирования оборотных средств.
Кредит наиболее близок к финансовым отношениям. В СССР олицетворением общих черт между финансами и кредитом являлась единая финансово-кредитная система, фактически объединявшая функции Госбанка СССР и Министерства финансов. Наряду с тем, что финансы и кредит объединяет их денежный характер, можно выделить ряд существенных различий между ними: КРЕДИТ ФИНАНСЫ
1. Возвратность, хотя и отложенная во времени Одностороннее движение стоимости
       2. 
Отношения возникают между 
       3. 
Срочность, т.е. 
       4. 
Связан с денежным оборотом 
Таким образом, следует иметь ввиду, что все финансовые отношения в их развитом виде являются денежными, но не все денежные отношения относятся к финансовым.
Финансовая система и методы ее регулирования
       Наличие 
общих признаков в сущности всех 
финансовых отношений не исключает 
определенных различий между ними. 
Это обусловливает 
       В 
связи с этим финансовая система 
представляет собой совокупность различных 
сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая 
из которых характеризуется 
Финансовая система - это совокупность субъектов финансовых отношений и форм взаимодействия между ними.
Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:
государственную бюджетную систему;
специальные государственные внебюджетные фонды;
государственный кредит;
финансы предприятий различных форм собственности;
финансовый рынок.
Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:
государственный бюджет;
местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:
государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
бюджеты членов федерации (субъектов федерации - в РФ, штатов - в США, земель - в Германии и т.д.);
местные бюджеты.
       Два 
первых уровня бюджетной системы 
федеративного государства 
Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.
       Рисунок 
2.1 - Финансовая система 
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.
       Важная 
роль, которую выполняет государство 
в области экономического и социального 
развития, приводит к необходимости 
централизации в его 
Несмотря на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.