Содержание финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Для определения сущности и места финансовых отношений в обществе обратимся к кругообороту доходов и продуктов, т.е. к теоретической модели экономической системы.
Как известно, эта модель описывает движение товаров и услуг в виде экономического процесса, происходящего непрерывно во времени и количественно измеряемого в денежных единицах за некоторый период времени. Кругооборот доходов и продуктов есть поток товаров и услуг, которыми обмениваются предприятия и домохозяйства, уравновешенный соответствующим потоком денежных платежей, совершаемых в качестве компенсации за эти товары и услуги.

Содержание

1.Роль денег в процессе кругооборота доходов и продуктов
2.Финансы как экономическая категория
3.Функции финансов
4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
4.1.Финансовые ресурсы звеньев финансовой системы
4.2.Финансовые ресурсы некоммерческих организаций.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

       Доходы  владельцев экономических ресурсов - заработная плата, рента, процент и  прибыль - являются первичными доходами и эквивалентным вознаграждением использования труда, земли, капитала и предпринимательских способностей.

       4. В качестве материальных носителей  финансовых отношений выступают  финансовые ресурсы (ФР). Это денежные  доходы и поступления, получившие  относительно самостоятельное существование, утеряв связь с товарной формой воплощения стоимости. По этой причине финансовые ресурсы могут накапливаться как на уровне хозяйствующих субъектов, так и на уровне государства в виде фондов специального назначения или в нефондовой форме. И фондовая, и нефондовая формы существования финансовых ресурсов имеют свои достоинства и недостатки.

       Объем финансовых ресурсов в масштабе страны определяется на базе корректировки  ВНП, из которого исключаются денежные доходы населения, но прибавляется часть их, направляемая на уплату налогов и сбережения, а также поступления из бюджета в пользу населения и предприятий.

       ФР = ВНП - (ЗП + Р + Пр + П) + Т + S + N + L, (6) 
 

       где Т - чистые налоги; 

       N - пенсии, пособия, стипендии; 

       L - дотации и субсидии на производство и импорт. 

       Таким образом, финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения  ВНП и части национального  богатства в связи с формированием  денежных доходов и накоплений у  субъектов хозяйствования и государства  и использованием их на расширенное воспроизводство, для удовлетворения социальных потребностей членов общества, для реализации интересов собственников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Функции финансов.

       В функциях финансов проявляется сущность этой категории, реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих функций.

       Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной, регулирующей и  контрольной.

       Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов. Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в перераспределение?

       Объектами действия этой функции являются, во-первых, доходы населения. Часть их минует потребление  и направляется на уплату налогов, а, значит, формирование бюджетного фонда.

        

       Рисунок 1.2 Роль бюджета в перераспределении  ВНП 

       Другая  часть доходов населения поступает  на финансовый рынок в виде сбережений для приобретения долевых ценных бумаг. Владение акциями не дает гарантированного дохода и возврата средств в отличие  от облигаций, поэтому инвестирова-ние средств в акции означает и перераспределение доходов, и формирование финан-совых ресурсов хозяйствующих субъектов.

       Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются  элементы фонда возмещения: амортизационные  отчисления, излишки оборотных средств. Их перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств предприятий.

       В-третьих, в отдельные периоды времени  в перераспределение вовлекается часть национального богатства - при приватизации государственной собственности, при использовании страховых фондов для восполнения ущерба от стихийных бедствий и др.

       Таким образом, в процессе перераспределения  доходов владельцев экономических  ресурсов образуются вторичные, производные доходы у государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В результате складываются конечные пропорции использования национального дохода, формируется структура ВНП по расходам.

       Регулирующая  функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит - не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.

       Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура  дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины. 

       Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов.

       Внешне  финансы проявляются как денежные отношения. Однако не все денежные отношения являются финансовыми. Бирман А.М. отмечал: "Тот факт, что финансы базируются на функции денег, не делает их тождественными деньгам подобно тому, как электровоз не тождественен электричеству, хотя использует его" /Очерки теории советских финансов. - М.: Финансы, 1968, с.10/.

       Цена  определяет пропорции перераспределения  стоимости, созданной в процессе производства. Цена является исходным пунктом формирования финансовых ресурсов. Во-первых, в цене заложены величина и пропорции соотношения первичных доходов владельцев факторов производства. Во-вторых, в цене присутствуют элементы, указывающие на возможность перераспределения, которое имело бы место и при отсутствии перераспределения первичных доходов. В цене есть косвенные налоги, которые при реализации товаров и услуг подлежат обязательному зачислению в доход бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, начисления на фонд оплаты труда. В-третьих, в цене есть затраты, которые не направлены непосредственно на возмещение текущих расходов - амортизация, затраты на ремонт. Такие затраты позволяют аккумулировать средства и перераспределять их в рамках предприятия.

       Таким образом, цена содержит в себе два  механизма:

       1.распределительный,  когда устанавливается соответствие между ценой экономических ресурсов и доходами их владельцев;

       2. перераспределительный или финансовый, который указывает на относительно  самостоятельное существование  денежной формы стоимости, не  связанной с ее товарной материализацией.

       Заработная  плата - не финансовая категория, т.к. носит  компенсационный характер, будучи формой вознаграждения за труд как экономический  ресурс. Однако, начисление заработной платы по времени не совпадает  с ее выплатой. Поэтому предприятие  получает возможность использовать ее в качестве финансового ресурса. Заработная плата - одна из форм устойчивых пассивов предприятия и источник формирования оборотных средств.

       Кредит  наиболее близок к финансовым отношениям. В СССР олицетворением общих черт между финансами и кредитом являлась единая финансово-кредитная система, фактически объединявшая функции Госбанка СССР и Министерства финансов. Наряду с тем, что финансы и кредит объединяет их денежный характер, можно выделить ряд существенных различий между ними: КРЕДИТ ФИНАНСЫ

       1. Возвратность, хотя и отложенная  во времени Одностороннее движение стоимости

       2. Отношения возникают между субъектами  экономики Складываются как между субъектами экономики, так и внутри них

       3. Срочность, т.е. предоставление  средств на определенный срок Бессрочность

       4. Связан с денежным оборотом Отвлечение средств из оборота

       Таким образом, следует иметь ввиду, что  все финансовые отношения в их развитом виде являются денежными, но не все денежные отношения относятся  к финансовым.

       Финансовая  система и методы ее регулирования

       Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает  определенных различий между ними. Это обусловливает существование  относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической  категории финансов. 

       В связи с этим финансовая система  представляет собой совокупность различных  сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств, различной  ролью в общественном воспроизводстве.

       Финансовая  система - это совокупность субъектов  финансовых отношений и форм взаимодействия между ними.

       Финансовая  система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

государственную бюджетную систему;

специальные государственные внебюджетные фонды;

государственный кредит;

финансы предприятий различных форм собственности;

финансовый  рынок.

       Состав  бюджетной системы зависит от государственного устройства.

       В унитарных государствах бюджетная  система включает два звена:

государственный бюджет;

местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.

       В федеративных государствах бюджетная  система включает три звена:

государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

бюджеты членов федерации (субъектов федерации - в РФ, штатов - в США, земель - в  Германии и т.д.);

местные бюджеты.

       Два первых уровня бюджетной системы  федеративного государства относятся  к государственным финансам. Конституция  РФ определяет самостоятельность органов местного самоуправления, которая обеспечивается за счет собственных источников доходов, и не включает их в состав государственных финансов.

       Все финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы: государственные  финансы, за счет которых реализуются функции государства; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

       Рисунок 2.1 - Финансовая система 

       Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.

       Важная  роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

       Несмотря  на разграничение сфер деятельности, применение особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждом отдельном  звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

       Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку  именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая  стоимость и доходы владельцев экономических  ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.

Информация о работе Содержание финансовых отношений