Состав денежных доходов населения. Проблемы увеличения реальных доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы сущности состава денежных доходов населения, мотивы образования сбережений населения, выявить проблемы увеличения реальных доходов населения Республики Беларусь.

Основными задачами для достижения поставленной цели являются:

изучение состава денежных доходов населения;
выявить основные факторы, оказывающие влияние на денежные доходы населения;
определение мотивов образования сбережений населения;
изучение проблем, связанных с увеличением реальных доходов населения Республики Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Состав денежных доходов населения, особенности их формирования

в современных условиях ……………………………………………………………5

2.Мотивы образования сбережений ………………………………………………11

3.Проблемы увеличения реальных доходов населения

Республики Беларусь……………………………………………………………….20

Заключение …………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………….. 25

Приложения…………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Контрольная Сбережения (изм)-1.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

      В 2009 году, по существу, удалось лишь сохранить  уровень реальных доходов. Между  тем по этому показателю Беларусь по-прежнему занимает лидирующие позиции  среди государств СНГ.

      Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения.

      На 2010 год перед Правительством была поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долл. США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. (Приложение А).

      Как известно, постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 1695 тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб. Это позволит повысить уровень заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 5,2%.

      С 1 января 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 641 в среднем  на 9% повышены трудовые пенсии.

      Последующий динамичный рост доходов населения, их приближение к уровню развитых европейских стран возможен только на основе инновационного, интенсивного развития национальной экономики, достижения высокой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и региональном рынках.

      Политика  доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.

      На  протяжении ряда лет государство  выделяло ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий на детей  до 3 лет. Не стал исключением и нынешний год: с 1 января 2010 г. размер пособия увеличен с 80 до 100% бюджета прожиточного минимума.

      С начала 2010 года также вступил в  силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи».

      В соответствии с ним со 120 до 150% бюджета  прожиточного минимума увеличен критерий нуждаемости при предоставлении единовременного социального пособия, с 3 до 6 месяцев увеличен период назначения ежемесячного социального пособия, а также утвержден новый вид помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, которое будет предоставляться безотносительно уровня доходов всем инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации.

      Предполагается, что в 2010 году адресной социальной помощью будет охвачено более 300 тыс. человек.

      По  оперативным данным, в 2009 году реальные денежные доходы населения Беларуси возросли на 2,9% по сравнению с 2008 годом.  
В декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008-го реальные денежные доходы населения республики увеличились на 4,7%, а по сравнению с ноябрем 2009 года они возросли на 20,9%.

      Расчет  сделан на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, макроэкономическую  и структурную политику. По замыслу разработчиков программы, они – то и обеспечат трудоспособному населению достаточные доходы. Стратегия модернизма экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.

      Однако  не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономических условий на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет.

      Создаваемые условия должны быть подкреплены  политикой доходов, то есть выработкой методов превращения возможности  в реальность. Так, важной задачей  такой политики является установление траектории изменения и соотношений  основных источников доходов.

      За  этим стоит отношение государства  к благосостоянию различных слоев  общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих  на социальные выплаты.

      Главная проблема состоит в том, что в  последнее десятилетие идет процесс  обесценивания труда. Больше половины занятых получают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.

 

                                               Заключение 
 

      Возрастающее  влияние денежных доходов населения  на социально-экономическое развитие страны, потребность привлечения средств населения в качестве источника финансирования экономических и социальных программ, а также недостаточная разработка этих вопросов применительно к условиям становления рыночных отношений в Республике Беларусь обусловили необходимость исследования особенностей формирования и использования денежных доходов населения.

      В Республике Беларусь для увеличения доходов населения обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.

      Несмотря  на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений. Государство осуществляет регулирование доходов населения для снижения социальной напряжённости, для их стабилизации, для их увеличения, с целью улучшения уровня жизни населения. Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения. 

 

       Список использованных источников: 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями). Принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. – Мн., 1997.
  2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Мн., 2006.
  3. Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В. Бобков-Экономист.-2006.-№3.
  4. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. – СПб.: ГИЭА, 2007.
  5. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
  6. Кадомцева, С. Социальная политика и население/ С. Кадомцева-Экономист.-2006.-№7.
  7. Колосницина М. Г. Экономика труда. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2008.
  8. Кузнецова, Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование/Е. Кузнецова, С. Кузнецов Экономист.- 2002.- З82с.
  9. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учебное пособие / Рук. и ред. А.В. Сидорович. – Москва: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997. – 736с.
  10. Лавров Е. Проблемы экономического роста. Омск: ОмГУ, 2000, с. 26.
  11. Новикова, В. Возможно ли справедливое распределение доходов?/В. Новикова// Экономист.-2003.-№4.
  12. Рынок труда и доходы населения / под ред. Н. А. Волгина. учебное пособие. – Москва: Информационно – издательский дом «Филинъ», 2008
  13. Теория финансов: учебное пособие под ред. проф. Н. Е. Зайца, М. К. Фисенко. Минск. БГЭУ, 2005г.
  14. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич [и др.];   под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом; Мисанта, 2005.
  15. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Минск.: БГЭУ, 2003. – 299 с.
  16. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2006
  17. Экономика: учеб. пособие. под ред. В.Л. Клюни, Н.С. Тихонович. – Минск: БГУ, 2006. – 398 с.
  18. Экономическая теория / под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой.- Минск: Тетрасистемс, 2003. – 344 с.
  19. Экономическая теория: учебное пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев [и др.]; под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543 с.
  20. www.belstat.gov.by
 
 

 

Приложение А

(из  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.)

    Утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год:  

2010 год в процентах 
к 2009 году 
(в сопоставимых ценах)
Валовой внутренний продукт  111 – 113
Продукция промышленности 110 – 112
Продукция сельского хозяйства  110 – 111
Инвестиции  в основной капитал  123 – 125
Производство  потребительских товаров – всего  114 – 115
в том  числе:
продовольственных 114 – 115
непродовольственных 114 – 115
Объем внешней торговли товарами и услугами (по методологии платежного баланса) – всего  124 – 125
в том  числе:
экспорта  127 – 128
импорта 120 – 121
сальдо (млн. долларов США) (-4600) – (-4700)
Реальные  денежные доходы населения  114 – 115
Розничный товарооборот 114 – 115
Платные услуги населению 113 – 114
Производительность  труда  109 – 111
Рентабельность  реализованной продукции, работ  и услуг в промышленности (в  процентах) 10
Энергоемкость валового внутреннего продукта (снижение в процентах) 8 – 10
Ввод  в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (млн. кв. метров) 6,96
Численность занятых в экономике (тыс. человек) 4740

Информация о работе Состав денежных доходов населения. Проблемы увеличения реальных доходов населения