Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 20:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы сущности состава денежных доходов населения, мотивы образования сбережений населения, выявить проблемы увеличения реальных доходов населения Республики Беларусь.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
изучение состава денежных доходов населения;
выявить основные факторы, оказывающие влияние на денежные доходы населения;
определение мотивов образования сбережений населения;
изучение проблем, связанных с увеличением реальных доходов населения Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Состав денежных доходов населения, особенности их формирования
в современных условиях ……………………………………………………………5
2.Мотивы образования сбережений ………………………………………………11
3.Проблемы увеличения реальных доходов населения
Республики Беларусь……………………………………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….. 25
Приложения…………………………………………………………………………27
В 2009 году, по существу, удалось лишь сохранить уровень реальных доходов. Между тем по этому показателю Беларусь по-прежнему занимает лидирующие позиции среди государств СНГ.
Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения.
На 2010 год перед Правительством была поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долл. США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. (Приложение А).
Как известно, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 1695 тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб. Это позволит повысить уровень заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 5,2%.
С 1 января 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 641 в среднем на 9% повышены трудовые пенсии.
Последующий динамичный рост доходов населения, их приближение к уровню развитых европейских стран возможен только на основе инновационного, интенсивного развития национальной экономики, достижения высокой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и региональном рынках.
Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.
На протяжении ряда лет государство выделяло ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий на детей до 3 лет. Не стал исключением и нынешний год: с 1 января 2010 г. размер пособия увеличен с 80 до 100% бюджета прожиточного минимума.
С начала 2010 года также вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи».
В соответствии с ним со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума увеличен критерий нуждаемости при предоставлении единовременного социального пособия, с 3 до 6 месяцев увеличен период назначения ежемесячного социального пособия, а также утвержден новый вид помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, которое будет предоставляться безотносительно уровня доходов всем инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации.
Предполагается, что в 2010 году адресной социальной помощью будет охвачено более 300 тыс. человек.
По
оперативным данным, в 2009 году реальные
денежные доходы населения Беларуси
возросли на 2,9% по сравнению с 2008 годом.
В декабре 2009 года по сравнению с декабрем
2008-го реальные денежные доходы населения
республики увеличились на 4,7%, а по сравнению
с ноябрем 2009 года они возросли на 20,9%.
Расчет сделан на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. По замыслу разработчиков программы, они – то и обеспечат трудоспособному населению достаточные доходы. Стратегия модернизма экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.
Однако не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономических условий на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать «излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет.
Создаваемые
условия должны быть подкреплены
политикой доходов, то есть выработкой
методов превращения
За этим стоит отношение государства к благосостоянию различных слоев общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.
Главная проблема состоит в том, что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Больше половины занятых получают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.
Возрастающее
влияние денежных доходов населения
на социально-экономическое
В Республике Беларусь для увеличения доходов населения обеспечивается ежегодный рост реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.
Несмотря
на то, что минимальная заработная плата
и средние доходы населения постоянно
растут, минимальная оплата труда по величине
далека до прожиточного минимума, а доходы
населения колеблются от величины минимума
заработной платы до очень высоких значений.
Государство осуществляет регулирование
доходов населения для снижения социальной
напряжённости, для их стабилизации, для
их увеличения, с целью улучшения уровня
жизни населения. Важнейшим приоритетом
в этой области, несомненно, является последовательное
повышение уровня благосостояния населения.
Список использованных
источников:
Приложение А
(из Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.)
Утверждены
важнейшие параметры прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2010 год:
2010
год в процентах к 2009 году (в сопоставимых ценах) | |
Валовой внутренний продукт | 111 – 113 |
Продукция промышленности | 110 – 112 |
Продукция сельского хозяйства | 110 – 111 |
Инвестиции в основной капитал | 123 – 125 |
Производство
потребительских товаров – |
114 – 115 |
в том числе: | |
продовольственных | 114 – 115 |
непродовольственных | 114 – 115 |
Объем внешней торговли товарами и услугами (по методологии платежного баланса) – всего | 124 – 125 |
в том числе: | |
экспорта | 127 – 128 |
импорта | 120 – 121 |
сальдо (млн. долларов США) | (-4600) – (-4700) |
Реальные денежные доходы населения | 114 – 115 |
Розничный товарооборот | 114 – 115 |
Платные услуги населению | 113 – 114 |
Производительность труда | 109 – 111 |
Рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в промышленности (в процентах) | 10 |
Энергоемкость валового внутреннего продукта (снижение в процентах) | 8 – 10 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (млн. кв. метров) | 6,96 |
Численность занятых в экономике (тыс. человек) | 4740 |