Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:32, шпаргалка
Финансовая система состоит из трёх основных элементов:
1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;
3. система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Подденежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный, межбанковский и валютный рынки.
К учетному рынку относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых – высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок
– часть рынка ссудных
Валютные рынки обслуживают
международный платежный
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне-долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.
Финансовый рынок можно
рассматривать и как
Страхование представляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Важная роль страхования
в системе общественного
В условиях административно-командной системы страхование было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, осуществлявшим свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений в 1990г. было покончено с государственной монополией в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новым экономическими условиями. В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным и обязательным.
Социальное страхование – это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам. Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативном управлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц. Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.
Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.
Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования. Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной (накопительной) функции, отсутствие у населения желания направлять временно свободные средства на цели страхования.
Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.
Тем самым страхование ответственности обеспечивает защиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен ущерб.
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
На ближайшее время главной целью развития финансовой системы России стало увеличение валового финансирования. Удовлетворение финансовых потребностей крупнейших предприятий происходит за счет российских финансовых подразделений. Без подходящего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост сделать его устойчивым нельзя [4].
Задача финансовой системы приходит к правовому воздействию на финансовые отношения, то есть следить за результативностью и соответствием правовой формы экономическому содержанию можно с помощью финансовой системы.
Финансовая система государства является отражением форм и методов определенного использования финансов в экономике и к задействованной модели экономики в заметной для неё мере обозначается [3].
Финансовая система — это собрание различных видов фондов финансовых ресурсов, индивидуальных финансовых домохозяйств и институтов, сосредоточенных в использовании государства, нефинансового сектора экономики, например, хозяйствующих субъектов, для выполнения функций, которые возложены на них, для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Государственные финансы, очень важны! Они являются бюджетной системой, которая должна обеспечивать ускорение научно-технического прогресса, конструктивную перестройку в экономике, увеличить результативность производства и, в итоге, рост уровня жизни населения.
Современная бюджетная система России еще довольно двойственна и требует серьезной доработки.
Особо бюджетная система нуждается в решение следующих основных проблем в сфере бюджетных отношений:
· отсутствие комплекса мер по решению данной проблемы;
· отсутствие принципа управления государственным долгом;
· противоречия и непонятности в статьях бюджетного кодекса;
· уменьшение денежного пособия от государства организациям и учреждениям для покрытия расходов.
Чтобы исключить данные проблемы надо выполнить следующие задачи:
· предоставить Счетной палатой предложения по данным вопросам;
· исключить неясности в Бюджетном кодексе;
· увеличить пособия на выравнивание бюджетной обеспеченности;
· создать общество для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
· предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом утверждение законом о бюджете источников, включив в них Стабилизационный фонд.
К другим проблемам бюджетной системы России можно отнести:
· принятие федеральными органами власти решений, которые предназначены для нижестоящих управленческих структур (они не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами);
· большое сосредоточение финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны (в связи с этим происходит снижение значения региональных и местных бюджетов);
· в структуре поступлений средств, в региональные и местные бюджеты, преобладающую роль играет регулирование доходов;
· существующая практика
образования территориальных
· неполное поступление налоговых платежей, основными причинами которого стали:
1. ухудшение макроэкономических и финансовых показателей, по сравнению с принятыми в бюджете;
2. рост неплатежей в народном хозяйстве;
3. прямое уклонение от уплаты налогов;
4. утаивание многими налогоплательщиками информации о своих доходах;
5. политика передвижения расходов ниже без соответствующего подкрепления доходами, которая приводит к пожертвованиям ранее сбалансированных местных бюджетов;
Эти проблемы могут выражаться:
1. в нормативных актах, их принятии и разработке по разделению полномочий и функций между органами власти разного уровня;
2. в распределении расходов между элементами бюджетной системы и видами бюджетов, в сопоставлении с органами власти разных звеньев, их полномочиями и функциями;
3. в создании новой межбюджетной системы перераспределения финансовых ресурсов, на базе использования разных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления;
4. в теоретической
разработке и аргументации
5. в создании новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления, и работа над их усовершенствованием;
6. в создании бюджетного механизма, который позволит использовать разработанные принципы на практике;
Особенностью российской системы является способность России решить главные задачи и уйти от проблемы в бюджетной системе.
Направленность денежно-
Финансовая система в жизни общества выполняет одну из важных ролей. И если изменить её работу — это повлечет необратимые последствия для всей экономики. Следовательно, всех странах она находится под полным наблюдением государства. Государство добивается такого состояния экономики, которое походит интересам развития всей её системы, используя различные методы, а также эффективному решению все время возникающих экономических задач.
Отсюда, финансовая система — это то понятие, которое превосходит данное финансовое законодательство. Это — элемент экономической и правовой культуры общества. Если круг соответствующих понятий станет общественно признанной ценностью быстрее, то большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия, и успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах [5].