Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его
видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур.
1. Введение………………………………………………………………………………….…….…3
2. Сущность финансового контроля и его развитие в рыночных условиях ……………….…... 5
3. Виды, формы и методы проведения финансового контроля ……………….…………….…...8
4. Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие………………………………………………………………………………….…12
5. Негосударственный финансовый контроль................................................................................17
6. Практическая часть………………………………………………………………………....…. 20
7. Выводы……………………………………………………………………………………...……26
8. Заключение………………………………………………………………………………………28
9. Список литературы……………………………………………………………………………...29
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Негосударственный финансовый контроль.
Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль.
Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-
Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.
3. Аудиторский контроль.
Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.
Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок..
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей- аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные).
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:
1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;
2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;
3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;
4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.
Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции.
Практическая часть.
Составление бюджета города. Анализ структуры доходов и расходов сбалансированного бюджета.
Исходные данные для определения доходов бюджета на планируемый год
Код | Структура доходов | Планируемый контингент, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 |
10000 | Налоговые доходы |
|
10100 | Налоги на прибыль, прирост капитала |
|
10101 | - налог на прибыль | 351000 |
10102 | - налог на доходы с физических лиц | 280000 |
10200 | Налоги на товары и услуги |
|
10201 | -НДС | 390000 |
10204 | - лицензионные сборы | 21000 |
10300 | - налог на совокупный доход | 5000 |
10400 | Налоги на имущество |
|
10401 | - налог на имущество физических лиц | 12000 |
10402 | - налог на имущество предприятий | 169000 |
10500 | Платежи за пользование природными ресурсами |
|
10505 | - плата за пользование водными объектами | 1220 |
10507 | - земельный налог | 43650 |
14000 | Прочие налоги, сборы и пошлины |
|
14001 | - госпошлина | 14210 |
14005 | - местные налоги и сборы | 121190 |
20000 | Неналоговые доходы |
|
20100 | Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности | 21106 |
20200 | Доходы от продажи находящегося в муниципальной собственности имущества | 2100 |
20600 | Административные платежи и сборы | 5130 |
20700 | Штрафные санкции, возмещение ущерба | 2470 |
20900 | Прочие неналоговые доходы | 8420 |
| Итого доходов |
|
| Взаиморасчеты с областным бюджетом | - |
| Средства внебюджетных фондов | - |
| Всего доходов | 1447496 |
Исходные данные для определения расходов бюджета, тыс. руб.
Код
| Наименование статей расходов
| Бюджет отчетного года ,
| ||||
Назнач. | Исполн. | в том числе
| ||||
бюджет текущ. расх.
| бюджет развития
| |||||
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| |
| Расходы
|
|
|
|
| |
0100
| Государственное управление
| 37104
| 37200
| 37200
| -
| |
0500
| Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
| 5553
| 5412
| 5412
|
| |
0700
| Промышленность, энергетика, строительство, топливная промышленность, архитектура и градостроительство
| 3760
| 1906
| 1906
|
| |
0802
| Расходы за счет земельного налога
| 5500
| 6170
| 6170
| -
| |
1000
| Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика -
| 38500
| 36410
| 31140
| 5270
| |
|
|
|
| .
| ||
| - автомобильный транспорт | 12000
| 11300
| 11300
|
| |
| - прочие виды транспорта (гор-электротранспорт)
| 26500
| 25110
| 19840
| 5270
| |
1200
| Жилищно-коммунальное хозяйство – жилищное хозяйство
| 245640
| 211510
| 211510
|
| |
| 102640
| 87400
| 87400
| .
| ||
| коммунальное хозяйство
| 142000
| 123310
| 123310
| .
| |
| в том числе теплоснабжение
| 80000
| 71000
| 71000
| .
| |
| прочие структуры коммуналь-ного хозяйства
| 1000
| 800
| 800
|
| |
1300
| Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий
| 847
| 720
| 720
|
| |
1400
| Образование оплата труда
| 214899
| 201145
| 194635
| 6510
| |
| 67899
| 68000
| 68000
| .
| ||
| продукты питания
| 12308
| 10140
| 10140
|
| |
| приобретение оборудования
| 4234
| 5131
| 1121
| 4010
| |
| капитальное строительство
| 10000
| 8300
| 5800
| 2500
| |
| прочие
|
|
|
|
| |
1500
| Культура и искусство оплата труда
| 8971
| 6115
| 6115
| .
| |
| 1324
| 1140
| 1140
| .
| ||
1600
| Средства массовой информации
| 210
| 100
| 100
| .
| |
1700
| Здравоохранение - оплата труда
| 144966
| 109416
| 108056
| 1360
| |
| 24275
| 25135
| 25135
| .
| ||
| - медикаменты, продукты питания
| 20682
| 18350
| 18350
|
| |
| - приобретение оборудования
| 2700
| 3500 | 2140
| 1360
| |
| - капитальное строительство
| 11000
| 10000
| 5000
| 5000
| |
| - прочие
|
|
|
|
| |
1702
| Физическая культура
| 11000
| 10400
| 10400
| .
| |
1800
| Социальная политика
| 53024
| 49850
| 49850
| -
| |
| - оплата труда
| 1794
| 1740
| 1740
| -
| |
| - детские компенсации
| 47000
| 46200
| 46200
| .
| |
| - адресная помощь
| .
| .
| .
| -
| |
1803
| Молодежная политика
| 4230
| 1910
| 1910
| -
| |
3000
| Прочие расходы (резервные фонды, не отнесенные к другим подразделам)
| 64360
| 51420
| 50110
| 1310
| |
|
|
|
|
| ||
| Итого расходов
| 1405920
| 1246240
| 1213650
|
| |
| Превышение расходов над доходами
|
|
|
|
|
За базу расчетов показателей расходов на планируемый год принимаются бюджетные назначения отчетного года, фактическое и исполнение, существующая сеть, штаты и контингенты. А также и прогнозируемые изменения.
I. Расчет затрат, занимающих наибольший удельный вес в объеме бюджетных ассигнований отдельных отраслей на планируемый год осуществить на основе следующих положений:
1.Транспорт.
Исходные данные и результаты расчета ассигнований из бюджета (субсидий):
Автотранспорт:
планируемый объем перевозок пассажиров - 11,76 млн. чел./год;
средний тариф перевозки 1 пассажира - 2,559 руб./пасс. На основе этих данных необходимо определить дох автотранспорта.
количество рейсов, согласно утвержденной городской маршрутной сети- 388520 рейсов/год;
планово-расчетная стоимость 1 рейса – 109 руб./рейс.
На основе этих данных необходимо определить расходы автотранспорта, а затем, превышение расходов над доходами (необходимые субсидии из бюджета).
Трамвай и троллейбус:
планируемые перевозки пассажиров — 28,0 млн чел./год;
средний тариф перевозки 1 пассажира- 1,480 руб./пасс;
По этим данным определяются доходы ТТУ от перевозок. Расходы ТТУ от перевозок определяются следующими данными:
количество рейсов, согласно утвержденной городской маршрутной сети - 642260 рейсов/год;
планово-расчетный тариф на 1 рейс (стоимость 1 рейса) — 110руб./рейс.
По этим данным определяются расходы ТТУ, а затем – превышение расходов над доходами (требуемые субсидии из бюджета).
2. Жилищно-коммунальное хозяйство:
- отопление (муниципальное предприятие «Калининградтеплосеть»).
Исходные данные:
планируемая реализация тепловой энергии 1788,1 тыс. Гкал/год;
средний тариф 1 Гкал (отпускной) 73,5 руб./Гкал.
По этим данным определяются доходы теплосети.
Себестоимость 1 Гкал составляет 135,5 руб./Гкал. С учетом этого рассчитываются расходы теплосети, на основе чего определяются субсидии из бюджета (превышение расходов над доходами).
- жилищное хозяйство
Исходные данные:
Объем расходов в базовом периоде (бюджет отчетного года) на жилищное хозяйство составил 102 640 тыс. руб.