Совершенствование межбюджетных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является изучение теоретического аспекта проблемы межбюджетных отношений в РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия «межбюджетные отношения» и принципы их организации в РФ;
Раскрыть механизм перераспределения финансовых ресурсов по уровням бюджетной системы РФ;
Охарактеризовать модели межбюджетных отношений, используемых в мировой практике.
Рассмотреть основные пути и способы совершенствования межбюджетных отношений в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Основные понятия и определения 5
1.2. Принципы организации межбюджетных отношений 6
Глава 2. МОДЕЛИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 15
2.1. Принципы бюджетного федерализма. Основные модели межбюджетных отношений 5
2.2. Модели межбюджетных отношений на примере некоторых стран 16
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ).doc

— 193.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

5

1.1. Основные понятия и определения

5

1.2. Принципы организации межбюджетных  отношений

6

 Глава 2. МОДЕЛИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

15

2.1. Принципы бюджетного федерализма.  Основные модели межбюджетных  отношений

 

15

2.2. Модели межбюджетных отношений  на примере некоторых стран

16

 Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

35

ПРИЛОЖЕНИЯ

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы межбюджетных отношений –  это одни из основных вопросов, возникающих  в процессе государственного управления. Ни одно государство не может функционировать  без бюджета, а следовательно от того, как  установлены в государстве отношения между бюджетами различных уровней, зависит благосостояние всей страны. Всё это и определяет актуальность выбранной для написания темы курсовой работы (Совершенствование межбюджетных отношений в РФ).

Целью курсового исследования является изучение теоретического аспекта  проблемы межбюджетных отношений в  РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «межбюджетные отношения» и принципы их организации в РФ;
  2. Раскрыть механизм перераспределения финансовых ресурсов по уровням бюджетной системы РФ;
  3. Охарактеризовать модели межбюджетных отношений, используемых в мировой практике.
  4. Рассмотреть основные пути и способы совершенствования межбюджетных отношений в России.

В главе 1 «Теоретические аспекты межбюджетных отношений»  рассматриваются их сущность и основные принципы.

В   главе   2     «Модели межбюджетных отношений» обращается внимание на принципы бюджетного федерализма и основные модели межбюджетных отношений, а так же примеры моделей межбюджетных отношений некоторых стран мира.

В главе 3 «Совершенствование межбюджетных отношений в РФ»  рассматривается процесс реформирования межбюджетных отношений.

В качестве источников при  написании курсовой работы использовались как нормативные документы, регламентирующие деятельность в данном направлении, так и литературные источники – произведения отечественных исследователей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ  И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1. Основные понятия  и определения

 

Сущностью межбюджетных отношений, как  экономической категории, реализуется  через распределительную и контрольную  функции. Содержание распределительной  функции определяется процессом  распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта между различными субъектами РФ в целях сбалансированности бюджетов РФ различных уровней.

Межбюджетные отношения представляют отношения между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу формирования и распределения бюджетных средств.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим межбюджетные отношения  в РФ является Бюджетный кодекс. Основными принципами организации межбюджетных отношений в РФ, перечисленными в Бюджетном кодексе, являются (приложение 1):

  1. принцип распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  2. принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
  3. принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  4. принцип выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  5. принцип равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации. [5,34]

Необходимо рассмотреть данные принципы более подробно.

 

1.2. Принципы организации  межбюджетных отношений

 

Принцип распределения и закрепления  расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы

Бюджетная система РФ имеет три  уровня:

    1. Федеральный бюджет;
    2. Бюджеты субъектов РФ;
    3. Местные бюджеты.

Отдельные виды расходов бюджетов могут  передаваться из федерального бюджета  в бюджеты субъектов Российской Федерации в установленном законодательством порядке. Здесь имеется ввиду целесообразность и практичность несения расходов бюджетов именно субъектами РФ.  Так, например, согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

- проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

Но исходя из принципов организации  межбюджетных отношений, состав данных расходов может меняться в соответствии с требованием времени и обстоятельств  при соблюдении определённого порядка  внесения поправок и изменений в  действующее законодательство.

Принцип разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения  по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной  системы Российской Федерации

Доходы бюджета – это денежные средства, которые поступают  в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.

 Принцип разграничения доходов  по уровням бюджетной системы  Российской Федерации подразумевает  закрепление на законодательном  уровне определённых доходов  (части доходов) за определёнными  уровнями бюджета. Так, например, согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

  1. собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;
  2. отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов (налог на прибыль и др.), распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

- прибыль унитарных предприятий,  созданных субъектами Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

- доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства  бюджетных прав муниципальных образований

Принцип равенства бюджетов субъектов  Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Кроме этого, с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах, предполагается определять нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности (которые должны являться основой для расчета финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета), на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов Российской Федерации. Данные нормативы должны согласовываться с субъектами Российской Федерации до принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Но здесь необходимо отметить, что  до сих пор федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах не принят.

Принцип выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований

Неравномерность распределения ресурсов в РФ приводит к тому, что многие субъекты РФ не в состоянии самостоятельно обеспечить формирование бюджетов, что приводит к отсутствию денежных средств на проведение необходимых расходов. В целях соблюдения основных прав граждан, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях устанавливаются определённые уровни минимальной бюджетной обеспеченности. То есть, государство заботится о том, чтобы каждый гражданин не зависимо от его места проживания получал необходимые социальные блага. В этих целях в федеральный бюджет РФ закладываются финансовые средства на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности, которая позволяет производить первоочередные расходы по обеспечению социальных гарантий.

Принцип равенства бюджетов субъектов  Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Разграничение расходов между различными уровнями

бюджетной системы

Из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:

1.Обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ, Центральной избирательной комиссии  РФ, федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов;

2.Функционирование федеральной судебной системы;

3.Национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

4.Обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

5.Прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие  виды расходов:

1.Обеспечение функционирования  органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов  РФ;

2.Обслуживание и погашение  государственного долга субъектов РФ;

3.Обеспечение реализации региональных целевых программ;

4.Формирование государственной  собственности субъектов РФ;

5.Оказание финансовой  помощи местным бюджетам.

Исключительно из местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

1.Содержание органов  местного самоуправления;

Информация о работе Совершенствование межбюджетных отношений в РФ