Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:12, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения и их состояние в настоящее время, выявить недостатки и определить возможные пути улучшения системы межбюджетных отношений в России.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
определить суть межбюджетных отношений, их цели, функции, содержание;
исследовать различные механизмы реализации межбюджетных отношений;
проанализировать систему межбюджетных отношений в зарубежных странах;
рассмотреть межбюджетные отношения в России, выявить достоинства, недостатки;
сформулировать возможные пути совершенствования реализации межбюджетных отношений в современной России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Понятие и содержание межбюджетных отношений 5
1.2. Механизмы реализации межбюджетных отношений 8
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 14
2.1. Принципы построения межбюджетных отношений в зарубежных странах 14
2.2. Межбюджетные отношения в России 18
ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И МЕТОДЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Нерешенной проблемой остается также неопределенность уровня бюджетного выравнивания, которая не дает возможности определиться с вертикальным распределением финансовых средств между уровнями бюджетной системы, что служит важнейшей причиной сохранения обостренности в межбюджетных отношениях.
Рис.2. Регионы-лидеры по объему дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2006-2010 гг., тыс. руб
Нужно отметить, что существует временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из регионов в федеральный бюджет, а затем из федерального бюджета в региональные, вынуждает отдельные субъекты прибегать к различного рода займам и кредитам.
Наименее
проработанным вопросом в системе
бюджетных взаимоотношений
Перечисление трансфертов, оказание финансовой поддержки регионам подвержены политическому лоббированию. До сих пор отдельные регионы занимают особое положение в бюджетной системе, выторговывая для себя привилегии и льготы, что, по сути означает принижение интересов других субъектов Федерации [8, с. 6].
В
рамках действующей системы
Далее следует рассмотреть возможные меры по преодолению перечисленных проблем и пути совершенствования межбюджетных отношений в России.
Для Российской Федерации в явном виде ни одна из рассмотренных ранее моделей бюджетного федерализма в современных условиях не подходит. В то же время представляется, что синтез германской и канадской моделей может служить основой для построения бюджетной системы в России. Прежде всего, это связано с тем, что в германской модели четко разграничены распределительные функции бюджетной системы. В условиях дефицита бюджетных средств вопросы распределительных отношений выступают на передний план. В канадской модели несомненный интерес представляют налоговая система и механизм выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения [22, c. 15].
Процесс формирования российской модели межбюджетных отношений должен включать, прежде всего, законодательное оформление трех приоритетных для России составляющих бюджетного устройства:
Главным принципом организации системы государственного бюджетного регулирования должна стать сбалансированность государственных финансовых ресурсов во всех звеньях бюджетной системы, а основным методом реализации данного принципа должен стать программно-целевой подход.
В ближайшей перспективе было бы целесообразным ввести, по крайней мере, два реальных экономических рычага, стимулирующих регионы к достижению финансовой самодостаточности.
Первый – это предоставление субъектам Федерации права устанавливать региональные налогов. В качестве второго рычага перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой политике может служить установление на несколько лет фиксированного норматива выделения трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации [14, c. 19]. При этом необходимо сократить зависимость субъектов Федерации от финансовой помощи федерального центра, обеспечивать сбалансированности бюджетов и наращивать бюджетный потенциал регионов.
Таким
образом, несмотря на то, что в настоящее
время принимается ряд реформ по совершенствованию
межбюджетных отношений в России, все
же существует множество нерешенных задач
и проблем в этой области. Соответственно
необходимо осуществлять оперативные
меры для обеспечения финансовой справедливости
и прозрачности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве основополагающего элемента бюджетной политики государства следует выделить межбюджетные отношения. Это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу исторически сложившихся условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.
Целью таких отношений является создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Межбюджетные отношения выполняют функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти, фондообразующую и регулирующую функции, возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь от доходов.
Межбюджетные
отношения могут осуществляться
путем вертикального и
Кроме этого, выравнивание также может осуществляться за счет предоставления отдельным регионам особого экономического режима.
Существуют две основные
Ко второму виду модели относят Германию. Для германской модели централизованного бюджетного федерализма характерной чертой является все возрастающая тенденция к единообразию распределению ресурсов между землями. Бюджетная система базируется на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями.
Если же говорить о России, то она по уровню децентрализации практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Региональные и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования. Основная часть налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи.
В российской модели построения межбюджетных отношений существует множество изъянов. Основные:
-
недостаточная социальная
-
отсутствие у регионов
- субъективизм в распределении финансовой помощи регионам;
-
не решен основополагающий
В
настоящее время
- реально повысить мотивацию
местных органов власти в
-
разработать программы
-
осуществить выравнивание
-
максимально сократить
-
повысить финансовую
Реализация
данных принципов позволить
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис. 2. Схема бюджетного регулирования между уровнями
бюджетной системы РФ
Источник: [18,
с.85].
Информация о работе Современные проблемы межбюджетных отношений в России и методы их преодоления