Современные системы бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:12, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение бизнеса как целостной системы, являющейся основой современной экономики и оказывающей на нее огромное влияние.
В число задач данной работы входят:
• изучение понятия «система бизнеса», ее развития и становления на современном этапе;
• анализ факторов оказывающих влияние на бизнес;
• раскрытие основных причин противоречивости бизнеса как системы.

Содержание

Введение
1. Становление в развитие системы бизнеса
2. Бизнес как самостоятельная система
3. Противоречивость бизнеса и его системные качества
4. Современная система бизнеса, ее характерные черты и особенности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Системы бизнеса.docx

— 63.82 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источник: составлено автором по материалам книги Рубин Ю. «Основы бизнеса»

     Органической  является самодостаточная - самостоятельно регулирующая себя («саморегулирующаяся») и самостоятельно развивающаяся («саморазвивающаяся») - система. В ходе развития органической системы признаки каждого из ее элементов становятся более явными и характерными, связи между элементами- более разнообразными, сложными, а следовательно, - более устойчивыми, а целостность самой системы постоянно укрепляется.

     Для правильного понимания того, как  именно устроен современный бизнес, в чем причины его устойчивости и каковы перспективы его развития целесообразно выяснить, насколько  бизнес как объективное явление  может быть отнесен к числу  системных объектов и в какой  мере он обладает перечисленными выше системными признаками.

     В качестве элементов бизнеса здесь  и далее будут рассматриваться  субъекты бизнесы, их деловые интересы, объекты деловых отношений  (товары, услуги, работы, деньги), институты бизнеса(организации, осуществляющие координацию и регулирование  деловых связей на различных уровнях  организации общества).

     Все субъекты бизнеса влияют друг на друга, а их постоянное взаимодействие, вытекающее из необходимости постоянного обмена результатами деятельности между собой, которая в свою очередь проявляется  на фоне постоянного возрастания  разнообразных потребностей каждого  из них, обусловливает эволюцию системы. Система бизнеса является «организационным множеством». Организация бизнеса  на микроуровне требует от субъекта бизнеса обеспечение методов  управления деятельностью (менеджмент) и методов адекватного реагирования на контрагентов (маркетинг, деловые  коммуникации, имидж). На других уровнях  организации система бизнеса  порождает специфические общественные, государственные и международные  институты, которые наделяются другими  субъектами бизнеса полномочиями в  области координации, регулирования  и развития системы как единого  целого.

     Признание общественной значимости результатов  деятельности субъектов бизнеса проявляются посредством реализации ими своих интересов, не только общественных, но и эгоистических. Со своей стороны, субъекты бизнеса, постоянно извлекающие из своей деятельности высокие доходы, повышающие личную конкурентоспособность, не только расширяют свое дело и укрепляют положение на рынке, но и усиливают в конечном итоге всю совокупность деловых связей. Тем самым происходит воспроизведение системы бизнеса на более высоком уровне, или мультипликация системы бизнеса.

     Для организации деятельности по производству продуктов, необходимых на рынке, предпринимательские фирмы опираются на возможности, существующие в обществе, по обеспечению своей деятельности сырьем, материалами и оборудованием, на трудовой потенциал общества и его сбытовую сеть. Они вступают в деловые отношения с владельцами материальных условий производства, с торговыми, информационными и финансовыми посредниками, а также с необходимыми для организации производства потенциальными работниками. Покупая сырье, машины, оборудование, нанимая работников, фирмы создают новые рабочие места и обеспечивают новые возможности своим деловым партнерам.

     Если  предпринимательская фирма строит дорогу, то ее менеджеры обязаны заплатить деньги за купленные у контрагентов строительные материалы, строительную технику, полностью оплатить труд наемных работников, у которых, возможно, ранее вообще не было работы. На полученную зарплату наемные работники данной компании, а заодно и служащие фирм-контрагентов приобретут необходимые им продукты питания, другие предметы повседневного спроса, а некоторые из них купят, к примеру, автомобили.

     Так частные интересы субъектов бизнеса  оказываются побудительным мотивом общественного развития, а совершенствование системы бизнеса – основой последующих стремлений субъектов бизнеса к реализации частных интересов на новом уровне.[1]

     Описанный выше        механизм        и        называется мультиплицированием системы бизнеса. Его суть состоит, во-первых, в последовательном распространении деловых отношений на новые виды общественно полезной деятельности, удовлетворение новых потребностей, на вовлечение в деловые отношения новых людей, а во-вторых, в развитии бизнеса не только вширь, но и вглубь: воспроизводимые деловые связи с каждым последующим мультиплицированием системы бизнеса делаются все более устойчивыми и инвариантными. Система бизнеса развивает себя сама, обеспечивая собственную инвариантность и укрепляя целостность составляющих ее связей и элементов. Взаимодействуя с экономической и неэкономической внешней средой, субъекты бизнеса демонстрируют еще один системный признак бизнеса, а именно эквивалентную потенциальность системы бизнеса. Эффект мультипликатора – это цепная реакция, в ходе которой любые изменения в сторону их расширения или углубления влияют на изменения всех форм общественных отношений, в результате чего происходит развитие среды бизнеса вширь и вглубь.

     Все вышеизложенное дает основания для  определения бизнеса как системы. В свою очередь такое определение  позволяет понять, что именно системный  характер деловых отношений превращает бизнес в устойчивое, постоянно воспроизводимое  явление, обладающее признаком целостности. Недостаточный учет этого обстоятельства обусловил в прошлом появление  критической концепции бизнеса, в рамках которой бизнес (и в  том числе – бизнес в рыночной экономике) трактовался как явление, крах которого в будущем неизбежен. Жизнь, однако, пока демонстрирует обратное. 

3. Противоречивость бизнеса и его системные качества 

     Современный бизнес – это полноценная экономическая система, включающая в себя все аспекты общественного отношений, в том числе, социальная ответственность и основной инновационный двигатель.

     Противоречия  являются источником развития любой  органической системы. Разрешая или  преодолевая противоречия, система  развивается. Вместе с тем разрешение противоречий не означает ликвидацию данных противоречий. По мере развития органической системы противоречия этой системы не исчезают, а, напротив, усложняются, что в свою очередь  обусловливает дальнейшее развитие органической системы на основе разрешения новых – более сложных –  противоречий.

     Противоречия  между субъектами бизнеса порождаются  несовпадением их деловых интересов. Здесь можно выделить два вида несовпадений интересов. Во-первых, имеет место несовпадение эгоистических интересов каждого из субъектов бизнеса и его же общественных   интересов.   Во-вторых,   не   совпадают   деловые интересы разных субъектов, в том числе тех, кто вступает между собой в непосредственный контакт и непосредственно устанавливает деловые связи.

     Несовпадение  интересов проявляется в том, что субъектам бизнеса всякий раз необходимо формулировать иерархию интересов, т.е. предпочитать одни деловые интересы другим, идти на вынужденные компромиссы в процессе реализации интересов. Субъекты бизнеса вынуждены ограничивать свои действия ради достижения приоритетных целей даже в том случае, если эти цели навязаны им другими субъектами бизнеса. В процессе деловой деятельности несовпадение деловых интересов приводит к противостоянию между ними, а затем – к противоречивости в действиях субъектов бизнеса и во взаимодействии между ними.

     Реализуя  свои эгоистические притязания, люди выступают как частные лица, преследующие частные интересы, а бизнес выступает  как частное дело этих людей. Напротив, реализуя общественные притязания, люди выступают как общественные субъекты, преследующие и отстаивающие общественные интересы, а бизнес выступает как  общественно полезное или общественно  необходимое дело.

     Таким образом, мы видим что, бизнес – это противоречивое явление, в нем проявляются противоречия между людьми, каждый из которых, вступая в сделку, преследует не только свои частные интересы, но и отстаивает интересы общества как единого целого, ибо вне общества его деловая активность оказывается бессмысленной. А из этого следует, что противоречивое положение субъекта бизнеса, оказывающегося одновременно носителем частных (эгоистических) и общественных интересов, является не отрицательным, а, напротив, позитивным фактором экономики. Эта противоречивость делает необходимым любые виды деловой деятельности субъекта бизнеса и таким образом выступает как источник развития системы бизнеса.

     Разрешение  противоречий между частным и  общественным в бизнесе состоит  в том, что работать на себя субъект  бизнеса может, лишь работая на других, но и работать на других, забыв о  себе, он не может.

     Именно  поэтому противоречия интересов  субъектов деловых отношений  обусловливают двойственность положения  на рынке каждого из субъектов  бизнеса. В его действиях содержатся проявления двух противоположных тенденций  развития системы бизнеса, а именно:

- тенденции конкуренции (соперничества);

- тенденции интеграции частного бизнеса субъектов деловых отношений в единый процесс общественно полезной деятельности на основе взаимного признания и учета интересов всей совокупности субъектов бизнеса.

     Целостность системы бизнеса обеспечивается   на   основе   не    механического объединения субъектов бизнеса и принудительного соподчинения их деловых интересов, а интеграции их связей в результате взаимного учета интересов. Одновременное действие центробежной и центростремительной тенденций развития системы бизнеса приводит к формированию своеобразного параллелограмма сил и интересов субъектов бизнеса. Это значит, что достижение субъектами бизнеса своих целей может быть представлено на базе не линейных зависимостей, а более сложной геометрии.

     Таким образом, системная интеграция системы  бизнеса в целостное явление  осуществляется под влиянием двух противоречивых тенденций (конкуренции и интеграции), взаимосвязь которых определяет внутренние импульсы развития самой  системы бизнеса. Вышеназванные  тенденции реализуют основные системные (интегративные) качества системы бизнеса.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источник: составлено автором по материалам книги  Рубин Ю. «Основы бизнеса» 

     Суверенитет     субъектов     деловых     отношений     является обязательным условием их участия в бизнесе. Суверенитет    -    это    полная    независимость    хозяйствующих субъектов рынка.

     Соблюдение  этого условия позволяет предпринимателям, наемным работникам, потребителям, государственным органам идти на самостоятельный поиск предмета, формы сделок, принимать инициативные решения, осуществлять операции, рисковать собственным достоянием, нести экономическую и юридическую ответственность за результаты деятельности.

     Суверенитет субъектов деловых отношений  нельзя полностью отождествлять  с их свободой. Свобода экономических  субъектов представляет собой полную независимость их от интересов, решений  и действий других субъектов.

     Свобода    экономических    субъектов    это     независимость     от интересов, решений и действий других субъектов. Деловые отношения не могут развиваться, во всяком случае, развиваться устойчиво, если их субъекты не считаются со своими контрагентами.

     Свободный выбор в условиях современной  рыночной экономики возможен лишь на основе как можно более полного  усвоения информации об интересах, намерениях, действиях контрагентов.

     Потребности каждого из участников деловых отношений  в постоянном воспроизведении своего собственного социально-экономического суверенитета в ходе осуществления  данных отношений реализуются посредством  принятия всеми этими субъектами взаимоприемлемых решений. Иначе говоря, посредством установления консенсуса социально-экономических интересов.

     Консенсус интересов означает в рассматриваемой системе долговременные взаимные обязательства всех участников деловых отношений не нарушать суверенитета своих контрагентов. Консенсус в процессе развития и постоянного воспроизведения деловых отношений на началах взаимной выгоды сторон и составляет обязательное условие системы бизнеса. 

4. Современная система  бизнеса, ее характерные  черты и особенности 

     Глобальная  системная функция любого бизнеса  состоит в превращении возможностей общества в конкретные удовлетворенные  потребности. Эта функция имеет  как внутренние ограничения, обусловленные  внутренним потенциалом организации, так и внешние ограничения, обусловленные  действием макрофакторов. Бизнес-система  по сути соединяет все элементы глобальной системной функции конкретного  бизнеса (рис. 1). Поэтому основная стратегическая задача заключается в определении оптимального решения относительно выбора бизнес-возможностей, конечных потребностей, микро- и макроусловий.

     Возможности бизнеса определяются тем, что выбирается в качестве основы или исходного  пункта бизнеса. Бизнес, связанный с  удовлетворением потребности общества в автомобилях, в одном случае может, например, заключаться только в реализации автомобилей от разных производителей на конкретном рынке. Исходным пунктом такого бизнеса очевидно является приобретение фирмой-автодилером  автомобилей у фирмы-изготовителя.

Информация о работе Современные системы бизнеса