Автор: Юлия Клементьева, 23 Августа 2010 в 14:47, курсовая работа
Финансовый инструментарий, находящийся в распоряжении властей в рыночной экономике, весьма разнообразен и адаптирован к экономическим условиям и выбранной стратегии финансовой политики. Международный опыт свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профилирующий экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда.
Введение 2
1. История возникновения фондов
1.1 Предпосылки и возникновение стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния 4
1.2 Мировой опыт стабилизационных фондов 5
2. Стабилизационный фонд
2.1 Предназначение Фонда 14
2.2 Формирование и использование средств Фонда 14
2.3 Управление средствами Фонда 15
2.4 Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда 19
3. Фонд национального благосостояния
3.1 Предназначение 23
3.2 Формирование 23
3.3 Управление 25
3.4 Использование 33
3.5 Проблемы формирования и использования фонда 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 41
К первой группе фондов относятся фонды, создаваемые для стабилизации национальной валюты и коррекции микроэкономической конъюнктуры (например, «Фонд стабилизации валюты», США, создан в 1934 г.), а также фонды, целью которых является стабилизация рынка ценных бумаг, деривативов (например, «Национальный стабилизационный фонд», Тайвань, создан в 1999 г.). Необходимо отметить, что это специальные резервные фонды, создаваемые правительствами для обеспечения стабилизации курсов национальной валюты (золота), государственных ценных бумаг (акций), иных финансовых активов в кризисные периоды, когда они подвергаются излишнему понижательному давлению (предложение национальной валюты или иных финансовых активов в значительной мере превышает спрос на них). С другой стороны, в том случае, если, исходя, из требований макроэкономической политики нежелательно чрезмерное укрепление курса национальной валюты или иных финансовых активов, стабилизационный фонд может направляться на интервенции, целью которых является понижение курса национальной валюты или иных финансовых активов или, по меньшей мере, сдерживание роста их стоимости. Соответственно, из средств фонда могут осуществляться операции по покупке–продаже национальной и иностранной валюты или иных финансовых активов (интервенции на валютном или иных сегментах финансового рынка) с целью обеспечить желаемые значения валютного курса и иных, связанных с ним макроэкономических параметров.
Ко
второй группе фондов относятся фонды,
создаваемые в экономиках, зависящих от
экспорта одного или нескольких видов
сырья, в период благоприятной ценовой
конъюнктуры с тем, чтобы стабилизировать
экономику и бюджет при снижении мировых
цен на сырье, а также использовать сверхдоходы
как вклад в благосостояние будущих поколений.
Среди них выделяются, во-первых, фонды
среднесрочной стабилизации, предназначенные
для покрытия бюджетных дефицитов и поддержки
устойчивого размера государственных
расходов в неблагоприятные годы, так
называемые, «фонды дождливых дней» («rainy
day fund») (например, «Медный стабилизационный
фонд», Чили, создан в 1985 г., «Инвестиционный
фонд для макроэкономической стабилизации»,
Венесуэла, создан в 1985 г., «Фонд стабилизации
цен», Индия, создан в 2003 г., «Национальный
кофейный стабилизационный фонд», Коста-Рика,
создан в 1996 г., «Нефтяной фонд», Оман, 1993
г., «Стабилизационный фонд», Нигерия,
1979 г.). Эти фонды создаются на национальном
или региональном уровнях и предназначены
для среднесрочной стабилизации (покрытие
бюджетных дефицитов и поддержание устойчивого
размера государственных расходов в неблагоприятные
годы за счет средств стабилизационного
фонда, созданного за счет бюджетных профицитов
и дополнительных доходов (например, от
экспорта сырья по повышенным ценам) в
годы благоприятной внутренней и мировой
конъюнктуры).
Во-вторых, фонды будущих поколений, так называемые, «сберегательные фонды» («saving fund» (например, «Общий резервный фонд», Кувейт, создан в 1960 г., «Фонд будущих поколений», Кувейт, создан в 1976 г., «Нефтяной сберегательный и стабилизационный фонд», Колумбия, создан в 1997 г., «Государственный резервный фонд», Оман, создан в 1980 г.). Эти фонды создаются на национальном или региональном уровнях и предназначены для целей долгосрочной стабилизации экономики. Указанные фонды формируются за счет сверхдоходов бюджета, получаемых в годы благоприятной экономической конъюнктуры (например, очень высоких мировых цен на экспортную продукцию) и рассматривается как вклад в благосостояние будущих поколений. В этой связи они используются (вместо покрытия временных финансовых дефицитов, предупреждения рыночных шоков или иных потребностей краткосрочной стабилизации) на цели диверсификации и модернизации экономики, на инвестиционные проекты, на расширение инновационной составляющей экономики, на развитие образования и т.п.
И,
наконец, в-третьих, смешанные фонды,
которые соединяют в себе модель
«фонда дождливых дней» и «
В России в 2004 году был учрежден Стабилизационный фонд. В него перечислялись государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства, как если бы цена на нефть была равна «цене отсечения», а все сверх этого идет в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне 20 долл. США за баррель, затем была повышена до 27 долл. США.
Стабилизационный фонд выполнял следующие функции:
являлся встроенным стабилизатором;
обеспечивал дополнительную устойчивость государственным финансам;
мог служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
Активами фонда напрямую распоряжалось правительство, а не Федеральное Собрание.
С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1% ВВП, на 2009 год — 5,5%, на 2010 год — 4,5%, а после 2010 года данный объем фиксируется в размере 3,7% ВВП.
Резервный фонд Российской Федерации был сформирован 1 февраля 2008 года. На 1 октября 2008 года сумма резервного фонда составляла 3 559,19 млрд рублей.
Резервный
фонд представляет собой часть средств
федерального бюджета, подлежащих обособленному
учету и управлению в целях
осуществления нефтегазового
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в этом федеральном законе на очередной финансовый год и плановый период.
Если величина Резервного фонда превысит 10% ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд формируется за счет:
Таким образом, анализ функционирования стабилизационных фондов в разных странах мира позволяет сделать следующие выводы:
· Во-первых, существует, по крайней мере, два типа фондов – стабилизационные и сберегательные (будущих поколений). Доходы первых зависят, как правило, от текущих цен на природные ресурсы, тогда как источники средств вторых определяются на постоянной основе в зависимости от наделенности территории природными ресурсами.
·
Во-вторых, целями создания фондов является
либо выравнивание доходов и расходов
государственных бюджетов, либо обеспечение
будущим поколениям потока доходов
после истощения запасов
· В-третьих, принцип формирования и использования средств фонда привязывают обычно к одному виду экспортируемого сырья (нефть, медь, фосфаты и т.д.).
· В-четвертых, стабилизационные фонды создаются преимущественно в странах, где действует единственная государственная компания по экспорту базовых природных ресурсов.
· В-пятых, управление активами фондов осуществляется Центральными банками, либо независимыми государственными учреждениями.
· В-шестых, отличительной чертой стабилизационных фондов в арабских странах является их закрытость, отсутствие четких принципов накопления и использования средств.
В-седьмых, возможно создание децентрализованных фондов, средства которых помимо центрального Правительства используются региональными властями, либо государственными компаниями.
В
следующих двух главах остановимся
подробнее на особенностях двух важнейших
в экономике России фондах: Стабилизационном
фонде и Фонде национального благосостояния.
2. Стабилизационный фонд
Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).2
Фонд
способствует стабильности экономического
развития страны, является одним из
основных инструментов связывания излишней
ликвидности, уменьшает инфляционное
давление, снижает зависимость
Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.
Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:
Структура управления
Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.
Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.3
В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
Информация о работе Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния