Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния

Автор: Юлия Клементьева, 23 Августа 2010 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Финансовый инструментарий, находящийся в распоряжении властей в рыночной экономике, весьма разнообразен и адаптирован к экономическим условиям и выбранной стратегии финансовой политики. Международный опыт свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профилирующий экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения фондов
1.1 Предпосылки и возникновение стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния 4
1.2 Мировой опыт стабилизационных фондов 5
2. Стабилизационный фонд
2.1 Предназначение Фонда 14
2.2 Формирование и использование средств Фонда 14
2.3 Управление средствами Фонда 15
2.4 Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда 19
3. Фонд национального благосостояния
3.1 Предназначение 23
3.2 Формирование 23
3.3 Управление 25
3.4 Использование 33
3.5 Проблемы формирования и использования фонда 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 41

Работа содержит 1 файл

курсовик готовый.doc

— 323.00 Кб (Скачать)
  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

      В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда согласно второму  методу (путем размещения средств  на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.  

      Правила инвестирования средств  Фонда

      Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

      Срок  до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

      Минимальный срок       0,25
      Максимальный  срок       3
 

 

      В настоящее время средства Фонда  размещаются согласно следующей  валютной структуре:

      Доллар  США       45 %
      Евро       45 %
      Фунт  стерлингов       10 %

      Министерство  финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.   

      Министерство  финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.4

      Министерство  финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации  в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.5

      Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые  отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

      Совокупный  объем средств Стабилизационного  фонда Российской Федерации до 30.01.2008 г. представлен в Приложении 1

       

2.4 Проблемы формирования и использования  Стабилизационного фонда 

       Как правило, стабилизационные фонды формируются  по принципу изъятия части ренты, хотя формы реализация могут быть разными: в одних случаях изымается  роялти, в других - проценты от доходов госбюджета. Необходимо на длительный срок установить цену отсечения экспортных товаров, при превышении которой доходы от экспорта следует направлять в стабилизационный фонд. Его средства должны быть размещены за пределами страны за исключением тех редких случаев, когда цены на экспортные товары падают существенно ниже цены отсечения.

       В таком фонде при помощи специальных  правил аккумулируются дополнительные доходы, получаемые в периоды благоприятной  конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Как отмечалось выше, фонд может формироваться за счет как части налоговых доходов от нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, так и суммарных налоговых доходов федерального бюджета. При формировании фонда за счет суммарных налоговых доходов можно дополнительно учесть влияние благоприятных внешних условий на общий уровень экономической активности и на доходы бюджета, однако формула для расчета объема отчислений в этом случае требует дополнительных обоснований.

       Создание  стабилизационного фонда и инвестирование его средств за рубежом либо погашение (досрочное погашение) внешнего долга помогут решить проблемы, связанные с положительным текущим сальдо платежного баланса и укреплением реального обменного курса российского рубля. Уровень расходов из фонда должен соответствовать уровню доходов при базовой цене на нефть. Если в ходе налоговой реформы происходит сокращение поступлений вследствие снижения ставок или отмены отдельных налогов и соответственно уменьшения доходов, то поддерживаемый уровень расходов, отвечающий базовой цене на нефть, также должен быть снижен. Следовательно, если основной целью создания фонда является ослабление или устранение влияния мировых цен на расходы бюджета, то накапливаемые в фонде средства не должны использоваться на компенсацию выпадающих в результате налоговой реформы доходов.

       Важно не допускать снижения отчислений в  стабилизационный фонд с одновременным  увеличением непроцентных расходов. При этом необходимо исключить погрешности, связанные с занижением прогноза цены на нефть и (или) доходов федерального бюджета в процессе его разработки и утверждения.

       Правила, определяющие объем средств, перечисляемых  в стабилизационный фонд из бюджета, должны оставаться неизменными и  зависеть только от установленного законом  критерия - мировой и базовой (средней многолетней) цен на нефть.

       Объем отчислений в фонд может рассчитываться как по фактическим результатам  каждого месяца (квартала), так и  по прогнозным значениям с использованием авансовых платежей с пересчетом на конец квартала (года). При этом механизм отчисления средств в него должен обеспечивать возвращение определенной суммы в бюджет при снижении цен на нефть в течение года. Кроме того, следует предусмотреть .временное заимствование небольшой части средств фонда на покрытие кассового разрыва при финансировании расходов (с обязательным возвратом, даже если он сопровождается секвестром расходов). Это может быть реализовано через аккумулирование на отдельном счете средств, предназначенных к перечислению в стабилизационный фонд в текущем году, с зачислением их по результатам года. На расходование данных средств на другие цели должны быть наложены жесткие ограничения.

       Для обеспечения сохранности средств, а также сдерживания темпов роста  реального обменного курса в  условиях высоких цен на нефть средства фонда должны храниться в иностранной валюте и инвестироваться в первоклассные высоколиквидные зарубежные финансовые активы. Механизм инвестирования международных резервов, отработанный Банком России, можно применять и для стабилизационного фонда. Управление средствами фонда Банком России предпочтительно с точки зрения использования средств фонда для согласования денежно-кредитной политики и политики обменного курса. Кроме того, необходимо взять на вооружение практику функционирования стабилизационных фондов в развитых странах, где инвестирование средств осуществляется в направлениях, не имеющих значимой корреляционной зависимости от цены на нефть ни в страновом, ни в отраслевом аспектах.

       Принятая  модель создания стабилизационного  фонда в той форме, в какой она представлена в концепции правительства России, на наш взгляд, недостаточно проработана. К тому же в ней не учитывается опыт функционирования стабилизационных фондов в других странах, которые достигли положительных результатов в их использовании.

       Предусмотренные источники формирования фонда являются логичными и, хотя не учитывают увеличения поступлений прочих налогов, позволяют  сгладить значительную часть колебаний  доходов федерального бюджета при изменении цен на нефть. Выделим ряд важных проблем, связанных с формированием и использованием средств стабилизационного фонда.

       1. Увеличение непроцентных расходов  за счет заимствований с последующим  их замещением средствами стабилизационного  фонда дает возможность достаточно просто использовать его средства на данные цели в условиях благоприятной конъюнктуры (в этом смысле ограничение на сохранение базового объема фонда трехлетним дефицитом при цене 15 долл./барр. является чрезвычайно важным и должно быть сохранено).

       2. Целесообразно установить дополнительные  условия, при выполнении которых  средства фонда могут расходоваться  на мероприятия по сокращению  федеральных расходов будущих  периодов, например, при сравнении  объема расходов на данные  меры с приведенной стоимостью ожидаемой экономии.

       3. Следовало бы предусмотреть авансовые  платежи в стабилизационный фонд  и выплаты из него в бюджет  для проведения более гибкой  бюджетной политики и оперативного  расходования средств фонда (в  установленных пределах) в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры и резкого падения доходов бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. Фонд национального благосостояния

       3.1   Предназначение 

       Фонд  национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

       3.2 Формирование

       Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются  отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

       - налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

       - вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую;

       - вывозных таможенных пошлин на  газ природный;

       - вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

       Определенная  часть указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

       Объем нефтегазового трансферта установлен в процентах от прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта:

       - в 2008 году - 6,1 %;

       - в 2009 году - 5,5 %;

       - в 2010 году - 4,5 %;

       - в 2011 и и далее – 3,7%.

       После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная  величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния6.

Информация о работе Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния