Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:32, курсовая работа
Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"). При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей. В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.
Целью курсовой работы является разработка предложений по страховой медицине.
Исходя из цели работы определяются следующие задачи:
- выявить понятие и виды медицинского страхования;
- проанализировать формирование доходов и расходов фонда медицинского страхования;
- определить принципы организации страхования;
- рассмотреть медицинское страхование зарубежных стран;
- раскрыть модели обязательного медицинского страхования;
- рассмотреть и проанализировать развитие медицинского страхования в России, его проблемы и перспективы развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
I Теоретические основы содержания понятия медицинского страхования………………………………………………………………………..5
1.1 Виды медицинского страхования и их особенности……………………….5
1.2 Модели обязательного медицинского страхования на современном этапе………………………………………………………………………………10
1.3 Медицинское страхование в Германии……………………………………13
II Анализ бюджета фонда медицинского страхования Российской Федерации 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 гг……………………………….………………………………………………….16
2.1 Структура доходов фонда медицинского страхования…………………...16
2.2 Динамика расходов фонда медицинского страхования…………………...18
III Проблемы и перспективы развития медицинского страхования в России…………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………...27
Услуги по ОМС
Между тем по объему оказываемых услуг германская система — одна из самых широких в ЕС. В ее услуги входит диагностика, профилактика заболеваний, стационарное и амбулаторное лечение с правом выбора врача. Стандарты лечения установлены на основе «гайд-лайнз» в каждой области. После каждого приема врачи обязаны документировать, что было сделано, как, что они диагностировали, что предприняли. Медицинская документация подвергается аудитам. В страховку включена стоматология за исключением зубного протезирования (оно оплачивается лишь частично) и некоторые ограниченные услуги медицинской помощи в странах ЕС. Несмотря на постоянные реформы, направленные на сокращение расходов на медицинское обслуживание, доля расходов на эту сферу неуклонно растет.
Больничные кассы
Больничные кассы — это некоммерческие организации, ведущие страховую деятельность. Они финансово независимые, самоокупаемые, полностью самоуправляемые в рамках определенных законодательством структур. Каждая больничная касса управляется собранием представителей, в котором 50% работодателей, 50% работников. Правление и президент больничной кассы избираются собранием представителей. Управляющий назначается президентом больничной кассы. Граждане сами вольны выбирать, в какой больничной кассе застраховаться. Существуют местные, земельные, то есть, по-российски — регинональные, и федеральные больничные кассы. Бывают также больничные кассы, ориентированные на профессиональные группы. Например, принадлежащие профсоюзам железнодорожников, шахтеров, пилотов. Тарифы на медицинскую помощь одинаковы для всех. И объем оплачиваемых услуг больничная касса сократить не может. Эти требования одинаковые для всей страны, для всех лечебных учреждений, для всех больничных касс. По решению собрания могут оплачиваться какие-либо дополнительные услуги, и тогда больничная касса может внести предложение, допустим, повысить взнос. Но рискует из-за этого потерять застрахованных. Число больничных касс в стране сокращается, то есть, не все они выдерживают режим полной самоокупаемости.
Частная страховка — лишь лучший сервис
Второй вид медицинского страхования в Германии, охватывающий лишь 10% застрахованных — частное страхование. Этим видом деятельности занимаются организации, не причастные к обязательному медицинскому страхованию. Немцы свято верят в принцип разделения этих видов деятельности. А в том, что касается обслуживания в стационарах, то для них норматив обслуживания частных пациентов установлен на уровне 40%. Частно застрахованные в Германии могут рассчитывать на лучший сервис, включая выбор времени плановой госпитализации, врача или палаты, а также на курортное лечение. Однако в отличие от системы ОМС, все счета на этот вид услуг напрямую попадают в руки пациентов. Лечебное учреждение выставляет счет пациенту, он его оплачивает и несет в свою страховую компанию, и, если услуга включена в страховку, деньги возвращаются пациенту. Взносы на частное медицинское страхование формируются с учетом индивидуального риска и зависят от возраста, пола, состояния здоровья. При этом используются специальные региональные и профессиональные тарифы. Также при частном страховании невозможно одним полисом застраховать других членов семьи. Каждому оформляется индивидуальный полис и формируется размер взноса [9].
II Анализ бюджета фонда медицинского страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
2.1 Структура доходов фонда медицинского страхования
Управление формирования доходов по ОМС принимает участие в разработке перспективных планов развития системы ОМС. Осуществляет расчет доходной части бюджета ФОМС на основании макроэкономических показателей Минэкономразвития России. Осуществляет анализ поступления финансовых средств по ОМС, организации статистического учета в системе ОМС и взаимодействия с налоговыми и финансовыми органами.
Осуществляет взаимодействие:
- с Федеральной налоговой
службой и финансовыми
- с Минздравсоцразвития России и ФНС по вопросам регистрации страхователей в территориальных фондах ОМС при обязательном медицинском страховании;
- с Федеральной службой
государственной статистики по
представлению форм
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Статья 1.
1. Утвердить основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2011 год:
2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2012 и 2013 годов:
Доходы бюджета рассчитаны исходя из тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3,1 процентных пункта, при расчете доходов учитывались пониженные ставки для отдельных категорий плательщиков и трансферты федерального бюджета. Суммы учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует объемам, предусмотренным в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» для передачи Фонду. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда, включают средства на дополнительную диспансеризацию работающих граждан и диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2011 и 2012 годах на дополнительную диспансеризацию работающих граждан предусматриваются бюджетные ассигнования в сумме по 4 000,0 млн.руб. ежегодно, на диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2011 год в сумме 890,7 млн.руб., на 2012 год в сумме 900,0 млн.рублей [12,13].
2.2 Динамика расходов фонда медицинского страхования
Согласно Федеральному закону от 08 декабря 2010 года № 333-ФЗ:
Статья 1.
1. Утвердить основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2011 год:
2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2012 и 2013 годов:
1. Установить, что средства нормированного страхового запаса Фонда в 2011 году в соответствии с решениями Фонда направляются:
1) на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда в текущем финансовом году, с последующим восстановлением средств нормированного страхового запаса Фонда;
2) на увеличение дотаций до размера, установленного настоящим Федеральным законом, в случае, если доходов бюджета Фонда, необходимых для формирования дотаций в размере, установленном настоящим Федеральным законом, недостаточно;
3) на увеличение дотаций в случае, если доходы бюджета Фонда обеспечивают формирование дотаций в установленном настоящим Федеральным законом размере. Распределение средств нормированного страхового запаса Фонда на увеличение дотаций осуществляется в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
4) на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов обязательного медицинского страхования единого образца в размере, устанавливаемом Фондом.
2. Установить, что Фонд в 2011 году вправе осуществлять в установленном им порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к настоящему Федеральному закону по целевой статье "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, предоставление работникам Фонда единовременной субсидии на приобретение жилого помещения [11].
Законом предусмотрены средства на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011 и 2012 годах в сумме 460,0 млрд.рублей.
Указанные средства предусматривается направить на:
Финансовое обеспечение указанных расходов будет осуществляться за счет средств, полученных в связи с увеличением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2 процентных пункта и составит в 2011 году 215,9 млрд.руб., в 2012 году 244,1 млрд.рублей.
Закон предусматривает направление в 2011 – 2013 годах за счет средств Фонда (соответственно 18, 19 и 23 млрд. рублей) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату государственным и муниципальным учреждениям, а также иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Кроме того, указанные средства направляются на организацию услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов. На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая административные расходы на содержание Фонда, предусматривается направить средства в 2011 году в сумме 975 млн. рублей, в 2012 году – 645,1 млн. рублей, 2013 году – 679,7 млн. рублей [12,14].
III Проблемы и перспективы развития медицинского страхования в России
Система обязательного
медицинского страхования
- усилить позиции обязательного медицинского страхования;
- оптимально сочетать функции обязательного и добровольного медицинского страхования, что должно придать развитию ДМС дополнительный стимул.
Проблемы развития ОМС в Российской Федерации. Одной из самых главных проблем ОМС является то, что нет единой организационной модели обязательного медицинского страхования для всех субъектов РФ. После принятия закона «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» в субъектах РФ сформировались различные организационные модели ОМС. Одни стремятся к централизованному распределению средств фонда обязательного медицинского страхования в дополнение к прямому бюджетному финансированию медицинских учреждений. Другие придерживаются определенной законом модели организации ОМС – смешанной, которая на сегодняшний день функционирует лишь в трети субъектов Российской Федерации.
В остальных
действуют альтернативные
Еще одной важнейшей проблемой является нынешняя схема финансирования отрасли здравоохранения, которая также требует критического осмысления и существенной модернизации. Наличие двух финансовых посредников (страховой медицинской организации и территориального фонда ОМС), выполняющих дублирующие контрольные функции, нерационально в силу избыточной административной и финансовой нагрузки.
В связи с
этим возможны различные
- финансовой самостоятельности медицинской организации (по форме автономной некоммерческой организации);
- одноканальном финансировании медицинской организации (т.е. один источник поступления финансовых ресурсов за реально оказанную помощь конкретному пациенту);
- медико-экономической стандартизации на основе современной системы нормативов использования ресурсов, построенной на натуральных нормах их потребления.
У населения
преимущества страховой
Информация о работе Страховая медицина и проблемы ее развития в Российской Федерации